Организация выступления
Описание последнего этапа подготовки выступления будет самым коротким, однако это не менее ответственный этап, чем предыдущие. Если выступление плохо организовано, усилия спичрайтера пропадут даром; если все пройдет гладко, организационная деятельность спичрайтера, скорее всего, останется незамеченной, но это и будет свидетельством успеха.
Когда руководитель готовится выступить на чужой территории, спичрайтеру необходимо заранее увидеть помещение, где будет произноситься речь, и познакомиться с представителями принимающей стороны. Надо выяснить, что будет происходить до и после выступления, кто еще будет произносить речи, представлять оратора. По возможности, полезно написать текст для представляющего и заранее вручить ему этот текст. Так обеспечивается точность фактической информации (имя, должность, титулы, биографические данные оратора) и расставляются нужные акценты.
Необходимо удостовериться в том, что в помещении имеются все необходимые технические средства, что они находятся в исправном состоянии и компьютерные файлы (при использовании PowerPoint) отображаются правильно. Несовпадение кодировки кириллицы может превратить весь текст слайдов в вопросительные знаки, что приведет к провалу выступления, а неполадки с микрофоном могут осложнить общение с аудиторией, особенно если присутствует несколько сотен слушателей.
Если в зале не хватит места для всех приглашенных или негде расположить телекамеры, если будет душно или недостаточно светло, в этом, казалось бы, нет вины спичрайтера. Тем не менее лучше проследить за тем, чтобы подобных проблем не возникло, иначе физический дискомфорт слушателей негативно повлияет на восприятие речи и цель выступления не будет достигнута.
Спичрайтер должен присутствовать на мероприятии, в ходе которого произносится речь. Возможно, в последний момент потребуется вне-
сти в текст речи изменения, чтобы ответить на выступление предыдущего оратора или учесть внезапно изменившуюся ситуацию. Спичрайтеры Б. Н. Ельцина с гордостью вспоминают, как им удалось мгновенно отреагировать на начало ледохода на Амуре за несколько минут до выступления Президента в Хабаровске: «Маленький штрих оказался очень важным и сработал на успех выступления» [7]. Присутствуя при произнесении речи, спичрайтер имеет возможность следить за реакцией аудитории и оценить успешность всей речи или ее фрагментов.
По словам эксперта, «после завершения выступления ваша работа только начинается. Вы должны подготовить аудио- и печатные пресс-релизы о том, что было сказано во время выступления, с тем чтобы информация об этом прошла в соответствующих печатных изданиях или на радиостанциях. Телевизионные каналы должны получить видеозапись, которую можно будет использовать в новостях» [23]. Кроме того, при наличии видеозаписи спичрайтер и оратор смогут впоследствии детально проанализировать достоинства и недостатки выступления.
Задания и упражнения
Задание1. Работая в группе из трех—пяти человек, попытайтесь определить основные критерии, по которым российское общество оценивает Президента, и описать идеального Президента России. Затем, если есть возможность, сопоставьте ваши выводы с выводами других групп.
При выполнении этого задания вам могут помочь результаты опроса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение» в декабре 2000 г. (http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/ оГО05006). При ответе на вопрос, какой смысл они вкладывают в понятие «Президент России», респонденты выделяли качества, которыми должен обладать Президент, и выражали свои ожидания от Президента. По мнению некоторых респондентов, глава государства должен быть ответственным, честным, сильным, умным, справедливым, исполняющим законы, любящим свою страну, вызывающим доверие. Большинство респондентов видят в Президенте хозяина, иные отождествляют его с царем, отцом и Богом. Президент должен заботиться о благосостоянии народа, выступать гарантом прав и свобод, обеспечивать порядок и стабильность и защищать государство. Согласны ли вы с приведенными характеристиками идеального Президента?
Задание 2.Продолжайте работать в тех же группах, что и при выполнении предыдущего задания. Выберите среди членов своей группы 234
человека, который по своим личным характеристикам больше других соответствует вашему представлению об идеальном Президенте. Если выбранному вами человеку меньше 35 лет (минимальный возраст для Президента России), увеличьте его воображаемый возраст на пятнадцать—двадцать лет и придумайте изменения в его биографии за эти годы.
Представьте, что этот человек баллотируется на пост Президента, и разработайте для него модель речевого имиджа с учетом образа идеального Президента и индивидуальных особенностей «кандидата».
Вашему «кандидату» предстоит выступить с предвыборной речью перед представителями других групп. Продумайте обстоятельства выступления. Вы можете исходить из реального времени и места выступления и реальных характеристик аудитории, которая будет присутствовать при произнесении речи. Чтобы усложнить задачу и сделать ее более интересной, можно предложить вымышленные обстоятельства, объяснив их слушателям: например, «кандидат» выступает перед рабочими Волжского автомобильного завода, или перед пожилыми людьми в доме престарелых, или перед труппой Большого театра... Как нужно скорректировать созданную вами модель речевого имиджа с учетом конкретной аудитории?
Возьмите интервью у «кандидата» и выясните, как он видит цель, тему и главную идею своей речи, о чем он хочет рассказать аудитории, какие примеры привести, что процитировать. Напишите черновой вариант речи (две-три страницы), учитывая пожелания «кандидата», результаты своего анализа речевой ситуации и желаемую модель речевого имиджа. Затем попросите «кандидата» прочитать получившийся текст и совместно продумайте необходимую правку. Внесите исправления и подготовьте окончательный вариант текста речи. Помогите «кандидату» отрепетировать выступление, во время репетиций следите за тем, насколько естественна речь и легко ли она воспринимается на слух.
Наконец, когда каждая группа подготовила своего «кандидата» к выступлению, «кандидаты» произносят предвыборные речи перед «избирателями». Если в этом есть необходимость, «спичрайтеры» перед речью описывают присутствующим воображаемые обстоятельства. Во время произнесения речи слушатели анализируют речевой имидж оратора и успешность «подстройки» под аудиторию. После выступления слушатели высказывают свои комментарии и решают, проголосовали ли бы они за данного «кандидата» на президентских выборах и почему.
Задание 3.Прочтите следующий материал и подготовьте двухминутные речи для председателя Совета директоров и Исполнительного директора группы компаний Nestle S.A. г-на Питера Брабека, главы администрации Краснодарского края Александра Ткачева и председателя Законодательного собрания края Владимира Бекетова, которые они могли бы произнести во время церемонии открытия новой фабрики. Вы можете найти дополнительную информацию на сайтах компании Nestle и Краснодарского края.
ШВЕЙЦАРСКАЯ «НЕСТЛЕ» ОТКРЫЛА НА КУБАНИ КОФЕЙНЫЙ ЗАВОД
Официальное открытие фабрики полного цикла но производству кофе состоялось во вторник в городе Тимашевске Краснодарского края. «Нестле Кубань» стала первой фабрикой по производству кофе на юге России. По данным посольства Швейцарии в России, инвестиционный проект «Нестле» по строительству этой фабрики является одним из самых крупных проектов швейцарских компаний в нашей стране. Его стоимость — 120 млн долларов. Соглашение о строительстве фабрики руководство компании «Нестле» с администрацией Краснодарского края заключило в 2004 г., тогда же на экономическом форуме в Сочи было подписано инвестиционное соглашение. Как сообщили в департаменте экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края, этому способствовали дополнения, внесенные в прошлом году в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», позволившие расширить спектр мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В апреле 2004 г. камень в основание первого здания новой фабрики заложили губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и генеральный директор группы компаний «Нестле» в России Ханс Гюльденберг. Строительство велось быстрыми темпами. И результат налицо — современная фабрика, оснащенная новым оборудованием, начала свою работу в Тимашевске. Более тысячи местных жителей получат здесь работу. Новая фабрика — двенадцатое предприятие группы компаний «Нестле» в России. Здесь планируют производить 15 тыс. тонн растворимого кофе в год. Зерна кофе будут ввозиться из-за границы. А на российский рынок поступит готовый продукт.
В торжественной церемонии открытия фабрики приняли участие председатель Совета директоров и Исполнительный директор группы компаний Nestle S.A. г-н Питер Брабек, глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев, председатель Законодательного собрания края Владимир Бекетов, представители компаний-инвесторов, другие официальные лица.
23.11.2005 12:01 | Агентство Национальных Новостей
КРАСНОДАР, 23 ноября (Корр. АНН Татьяна Давыдова).
Задание 4.Подумайте, какое торжественное событие ожидается в ближайшее время в вашей организации. Может быть, скоро будет юбилей организации? Или сто дней с начала выпуска нового товара? Или у вас вот-вот будет ровно 50 миллионов клиентов? Или, если вы учитесь в вузе, у вас скоро намечается день факультета или день первокурсника? В рамках мероприятий, посвященных таким событиям, обычно выступает руководитель организации.
Объединитесь в группы из трех—пяти человек. Задача каждой группы состоит в том, чтобы подготовить текст речи, посвященной реальному торжественному событию, для генерального директора вашей компании или декана вашего факультета. Выполнение этого задания предполагает применение всех навыков, полученных вами при работе над предыдущими заданиями.
Представители каждой группы (по одному человеку) должны будут взять интервью у руководителя по поводу предстоящего выступления, предварительно получив согласие на встречу и согласовав время интервью с секретарем. Ваш руководитель — очень занятой человек, поэтому заранее продумайте и четко сформулируйте вопросы, которые вы ему зададите. Что именно вы хотите выяснить в ходе интервью? Какие сведения получить? Отправляясь на интервью, не забудьте взять с собой диктофон, чтобы потом вместе с другими членами своей группы прослушать запись и внимательно изучить стиль речи вашего руководителя.
После интервью соберитесь в группы и проанализируйте полученные от руководителя ответы. Затем охарактеризуйте аудиторию, перед которой ему предстоит выступать, и сделайте выводы относительно содержания, логики изложения и стиля будущей речи с учетом особенностей аудитории. Подумайте, как повлияют на восприятие речи слушателями время, место и повод выступления.
Сформулируйте цель и главную идею речи. Учитывайте при этом и мнение оратора, и результаты своего анализа речевой ситуации. Опишите имидж вашего руководителя, существующий в сознании целевой аудитории, и подумайте, как скорректировать или закрепить этот имидж при помощи предстоящей речи, как приблизить образ данного человека к представлению аудитории об идеальном руководителе. Какими речевыми средствами вы будете формировать желаемый имидж?
Развейте главную идею речи при помощи топов и докажите ее при помощи аргументов к разуму, к норме, к личности и реальности. Возможно, на этом этапе вам будет удобно начать работу в режиме «мозгового штурма»: пусть члены группы предлагают все приходящие им в голову варианты, какими бы абсурдными они ни казались
на первый взгляд. Затем каждый из вас должен поработать индивидуально, чтобы в тишине упорядочить и развить мысли, зафиксированные в ходе «мозгового штурма». Обсудите результаты вашей самостоятельной работы с другими членами группы и выберите из всех материалов самые удачные фрагменты, которые войдут в коллективно подготовленный текст.
Обсудите композицию речи. Можно ли в вашем случае использовать модель «проблема — причина — следствие — решение»? Хронологическую, количественную, географическую или психологическую последовательность? Будете ли вы использовать хрию? Если на последний вопрос вы ответили «да», составьте хрию из имеющегося материала. Какие еще части композиции вы включите в речь? Попытайтесь коллективно составить развернутый план речи. Если это окажется сложно, пусть каждый из вас напишет свой вариант плана, а потом соберитесь вместе и найдите наиболее удачный план. Вступление и заключение речи лучше писать после того, как будет готов план, причем писать индивидуально. Обсудите в группе подготовленные варианты вступления и заключения и определите, какой вариант использовать.
Теперь на основе согласованных материалов каждый из вас должен написать полный текст речи, с которой ваш руководитель сможет выступить перед аудиторией и достичь поставленной цели. Следите затем, чтобы стиль текста, который вы готовите, соответствовал индивидуальному стилю оратора и характеристикам аудитории. Не забывайте использовать метафоры, риторические повторы, сравнения, антитезы, различные фигуры диалогизма, но внимательно следите за уместностью их употребления.
Прочтите ваш текст перед членами своей группы и выслушайте их тексты. Выберите один вариант, который вы предоставите руководителю, или соедините отдельные части разных текстов. В последнем случае один человек из группы должен внимательно отредактировать получившийся общий текст, чтобы добиться четкости в развитии содержания и стилистического единства.
Каждая группа передает отредактированный текст речи руководителю, который выбирает текст одной из групп и использует его в своем выступлении в рамках торжественного мероприятия. По возможности, члены всех групп, участвовавших в работе над этим проектом, присутствуют при произнесении речи и оценивают ее эффективность.
КЛЮЧИ
ЧАСТЫ
Глава 2. Задание 2.
Оригинальные газетные заголовки:
1) Погибли люди.
2) Депутаты и самолеты.
3) Рынок металлов обвалился.
4) Земля в иллюминаторе.
5) АЭС в Бушере построена.
6) Цена хлопка.
7) Казкоммерцбанк начал «роуд-шоу», посвященные выпуску пя
тилетних еврооблигаций.
8) Заграница им поможет.
9) Мнение наблюдателей.
10) Изменения на границе.