Положение седла вперед или назад
Настройка велосипеда под велосипедиста
Неправильная настройка велосипеда может являться причиной серьезного дискомфорта, включая такие неприятности как онемение, жжение в ногах, колющую боль в колене или спине, боль в руках, плечах и одеревеневшую шею. Хотя приведенная ниже информация может быть очень полезной для проведения минимальной настройки велосипеда, все-таки рекомендуется найти время и деньги для профессиональной настройки Вашего велосипеда. В долгосрочной перспективе дополнительные затраты, возможно, могут спасти Вас от мучительной боли и хронических травм. Ваш велосипед могут настроить в велосипедном магазине с хорошей репутацией, однако не все веломагазины предлагают одинаковую глубину исследования проблемы, когда настраивают велосипед.
Во время настройки велосипеда всегда надевайте одежду в которой катаетесь, чтобы брать ее в расчет.
Угол наклона седла
Настройка: Поставьте седло параллельно земле и посидите на нем. Если испытываете дискомфорт, наклоните его вверх или вниз на несколько градусов, но не более 3.
Как это сделать: На большинстве велосипедов есть болт или два на подседельном штыре. В случае одного болта, нужно его немного отпустить, затем изменить угол наклона седла и зафиксировать новое положение этим же болтом. Если болтов два, то угол седла меняется затягиванием одного болта и одновременным отпусканием другого.
Высота седла
Настройка: Наденьте обувь, в которой обычно катаетесь, затем поставьте свой велосипед на станок или в дверной проем, так чтобы велосипед не падал, пока Вы на нем сидите. Теперь примерно подходящую Вам высоту седла и покрутите педали в обратном направлении, встав на них пятками. Обратите внимание на положение ног в тот момент, когда педали проходят нижнюю точку. В этот момент нога должна быть полностью вытянута. Если Вам приходится вытягивать ее с усилием, то нужно уменьшить высоту седла, если нога не полностью разгибается, то седло нужно поднять. Также немаловажно следить, чтобы подседельный штырь не оказался вытянутым из рамы выше максимального уровня, отмеченного на нем производителем. Это может быть чревато его изломом и неприятными последствиями, как для велосипедиста, так и для его велосипеда.
Как это сделать: Болт под шестигранник или эксцентрик, фиксирующий подседельный штырь находится у его основания сбоку рамы. Крутите педали назад, пока одна из них не окажется в самом нижнем положении, в этот момент каблук должен слегка касаться нижней педали при полностью разогнутом колене. Если теперь на педаль поставить не каблук, а место подушечки под большим пальцем, то колено начнет немного сгибаться. Это и есть правильно настроенная высота седла. Это наиболее удобный и эргономичный вариант для длительной езды по шоссе, но для повышения устойчивости велосипеда или маневренности велосипедиста в разных дисциплинах маунтинбайка седло ставят ниже, вплоть до самого нижнего положения.
Настройка педалей или велотуфлей
Настройка: Педалирование наиболее эффективно, когда нога стоит на педали на уровне подушечки под большим пальцем. Проблема состоит в том, что, если велосипедист не следит за этим, то постепенно на педали может оказаться средняя часть ноги, пятка или пальцы, если конечно не используется приспособление удерживающее ногу в нужном положении.
Как это сделать: Решением данной проблемы может быть использование на велосипеде контактных педалей. Названы они так, потому что обеспечивают постоянный контакт ноги с педалью. На подошву ботинка монтируются так называемые шипы – металлические приспособления, которые пристегиваются к контактной педали, стоит велосипедисту поставить шип на педаль и надавить. При этом нога прочно прикрепляется к педали в нужном месте и позволяет при педалировании прилагать усилия не только вниз, но и вверх и вперед – в любом направлении. Единственный минус контактных педалей – нужно четко выполнять действия по отстегиванию ног в экстренной ситуации. Отстегиваются контакты быстро и легко, стоит лишь немного повернуть подошву вбок, но часто сообразить и сделать это за доли секунды не имея опыта бывает очень непросто. А пристегнутыми к педалям ногами невозможно опереться о землю, чтобы поддержать велосипед в вертикальном положении, что заканчивается падением, хорошо, если не под презжающую мимо машину.
Положение седла вперед или назад
Настройка: Поставьте велосипед на станок. Сядьте на него и немного попедалируйте, чтобы разогреть мышцы. Остановитесь, так, чтобы одна педаль была на уровне трех часов. Просите помощника убедиться, что шатун и педаль находятся на одной горизонтальной линии. Затем пусть он приложит отвес (нитка с привязанным грузиком тоже неплохо работает) к кости под бугорком, который ниже коленной чашечки. Отвес должен пересекать ось педали. Если это не так – двигаем седло.
Как это сделать: Отпустите болт, которым регулируется наклон седла, передвиньте седло в нужное положение и зафиксируйте его болтом.
Положение руля
Настройка:Комфорт – решающий фактор. В идеале Вы должны комфортабельно держать руль в любом его положении на велосипеде. При этом не должны блокироваться локти, напрягаться спина или шея, и Вы не должны смещаться вперед или назад на седле. Покрутите педали, поставив велосипед на станок, покрутите руль и прислушайтесь к ощущениям. Можно записать это на камеру, и посмотреть как выглядит со стороны.
Другой вариант: Сидя на велосипеде, посмотрите, где находится руль относительно передней втулки (это деталь в центре переднего колеса). На шоссейных велосипедах положение руля будет правильным в случае, если руль закрывает втулку. На горных велосипедах при правильном положении руль на дюйм впереди втулки.
Как настроить: Смена положения руля требует установки более длинного или более короткого выноса руля (штуки, которая руль и держит).
Высота руля
Настройка: Главное комфорт. Если Ваша поясница, шея, руки или кисти страдают, возможно, Вы слишком наклонены вперед. В обратном случае, если весь Ваш вес приходится на седло и каждая кочка чувствуется как пинок под зад, Вы сидите слишком высоко. Измерьте высоту руля, положив линейку на седло, так, чтобы она выходила вперед дальше руля. На шоссейных велосипедах высота руля находится в диапазоне от равной высоте седла до 4 дюймов ниже (экстремальное гоночное положение). На горном велосипеде высота руля начинается от уровня седла до 3 дюймов ниже седла. Однако, если Вам будет так комфортнее, то руль можно поставить и выше.
Как это сделать: Если сзади или сбоку выноса руля есть болты, скорее всего это модель, которая поднимается или опускается за счет добавления или удаления колец. Нет колец? Возьмите более высокий вынос, или для горного велосипеда можно взять изогнутый руль. Если вынос имеет всего один болт сверху, немного выкрутите его сделав несколько оборотов против часовой стрелки и ударьте по нему какой-нибудь деревяшкой. Он провалится и станет возможно поднять или опустить вынос, после чего болт нужно затянуть обратно. В этом случае при подъеме нужно следить, чтобы не превысить безопасную высоту нанесенную производителем на вынос.