Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Методические указания
По составлению рабочей программы дисциплины (учебного курса) на основе ФГОС ВПО
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Рабочая программа включает: титульный лист, календарный план учебных мероприятий, содержание отдельных видов учебных занятий, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины, оценку качества усвоения учебного материала.
1.2. Рабочая программа составляется (или уточняется) перед началом очередного учебного года (очередного семестра). Дополнения (или изменения) в рабочую программу вносятся по решению кафедры, за которой закреплена учебная дисциплина.
1.3. Основой для составления рабочей программы являются: учебная программа дисциплины, график учебного процесса и рабочий план на очередной учебный год.
1.4. Для каждой учебной дисциплины может составляться одна или несколько рабочих программ. Рабочая программа составляется для каждой формы обучения (очной, очно-заочной и заочной) отдельно. Если дисциплина состоит из нескольких учебных курсов, то для каждого курса составляется своя рабочая программа. Как правило, рабочая программа привязана к конкретному семестру (учебному периоду) учебного года.
Разделы рабочей программы
Титульный лист
Выполняется на отдельной странице по установленному образцу (см. пример оформления рабочей программы). Название и номер образовательной программы, индекс и наименование дисциплины приводятся в соответствии с записями на титульном листе учебной программы. Если учебная дисциплина в соответствии с учебным планом имеет разделы, изучаемые в отдельных семестрах, то указываются индексы и наименования этих разделов по учебному или рабочему плану.
2.2. Календарный план учебных мероприятий
Календарный план разрабатывается на основе графика учебного процесса, утвержденного приказом ректора на очередной учебный год. Календарный план учебных мероприятий согласуется ученым секретарем кафедры с методическим управлением при разработке рабочих учебных планов на очередной учебный год (обычно в апреле-мае текущего учебного года). Календарный план рекомендуется выполнять в табличном процессоре, например, в Excel. Затем календарный план может быть скопирован в форме рисунка в текстовый процессор, например, в Word, в котором набирается рабочая программа учебной дисциплины.
Календарный план разрабатывается в двух вариантах:
Вариант А из расчета 1 з.е. = числу академических часов, установленных рабочим планом планируемого учебного года (от 30 до 36 акад.час.). На 1 экзамен отводится в среднем 1,5 з.е.
Вариант Б из расчета 1 з.е. = 36 акад.час.;
При разработке календарного плана должны учитываться требования ФГОС ВПО по предельному объему лекций, объему активных и интерактивных учебных занятий, доле самостоятельной работы. При формировании календарного плана виды учебных занятий могут выбираться как из тех, что приведены в примере, так и могут вводиться кафедрой самостоятельно. В календарный план включается дополнительный раздел, в котором указывается объем активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.
В календарный план учебных мероприятий в обязательном порядке включаются все рубежные контрольные мероприятия. Для них устанавливаются весовые коэффициенты, необходимые для расчета кумулятивной оценки (см. Положение о рейтинге). Текущие контрольные мероприятия, не требующие больших затрат времени на подготовку и не учитывающиеся при расчете кумулятивной оценки, могут проводиться преподавателем на каждом учебном занятии и в календарный план не вносятся.
Изменения в календарный план учебных мероприятий, как правило, вносятся при разработке рабочих учебных планов на очередной учебный год. После утверждения рабочих учебных планов изменения в календарный план учебных мероприятий могут быть внесены распоряжениями проректора по ОИ и УМР, как правило, не позднее, чем за 10 дней до начала семестра.
Содержание отдельных видов учебных занятий
Содержание лекций, семинарских и (или) лабораторных занятий должно соответствовать теоретическим положениям, изложенным в учебной программе дисциплины. Содержание семинарских и (или) лабораторных занятий дается с разбивкой на проведение текущего контроля, практическую часть и указания для самостоятельной работы студентов.
Обязательно указывается объем учебного времени, отводимого на активные и интерактивные формы проведения учебных занятий (эвристическая беседа, «мозговой штурм», компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, дискуссии, кейс-метод и метод проектов, чтение лекций с заранее запланированными ошибками, мастер классы, поисковый метод, исследовательский метод и т.п.), которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения и переработки знаний с целью формирования элементов общекультурных и профессиональных компетенций.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется требованиями ФГОС ВПО, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретной дисциплины. Долевое соотношение по ООП в целом устанавливается ФГОС ВПО по конкретному направлению подготовки. При использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий указывается их трудоемкость в академических часах.
В рамках учебных дисциплин профессионального цикла в соответствии с требованиями ФГОС ВПО должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
К основным учебно-методическим печатным материалам относятся: издания, рекомендованные в качестве учебников и учебных пособий, методические указания, задачники, практикумы, сборники вопросов для самостоятельной подготовки к контрольным работам, коллоквиумам, выполнению домашних заданий и т.п., имеющиеся в библиотеке МИТХТ или на кафедре в достаточном количестве (см. требования ФГОС ВПО). Количество и объем основных учебно-методических материалов должны соответствовать объему времени, выделяемому студентам по рабочему плану на самостоятельную работу.
К дополнительной литературе относятся: учебники и учебные пособия, оригинальные статьи, монографии и другие издания, дополняющие основные учебно-методические материалы. Дополнительная литература может быть в библиотеке МИТХТ или на кафедре в ограниченном числе экземпляров.
В электронном виде следует, прежде всего, представлять: хрестоматии по дисциплине, раздаточный материал к лекциям, справочные базы данных, периодические, отраслевые и общественно-политические издания, задания для самостоятельной работы, варианты контрольных заданий для проведения текущего и рубежного контроля и методические указания по их выполнению и т.п. Указываются: программное обеспечение, требуемые базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронные словари и сетевые ресурсы, – необходимые для проведения конкретных видов учебных занятий.
Проверяется выполнение требований ФГОС ВПО по обеспечению доступа обучающихся к электронным учебно-методическим материалам в библиотеке МИТХТ и в сети Интернет.