Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы
Классификация СППР
1) по сходству некоторых признаков:
· СППР, ориентированные на данные;
· СППР, ориентированные на модели;
· СППР, ориентированные на знания;
· СППР, ориентированные на документы;
· СППР, ориентированные на коммуникации и групповые СППР;
· Специфически функциональные СППР или СППР общего назначения;
· СППР на базе Web.
В зависимости от данных, с которыми они работают: EIS и DSS.
· EIS (Execution Information System) - информационная система Руководства, ИСР. СППР этого типа являются оперативными, предназначенными для немедленного реагирования на текущую ситуацию. В большинстве они ориентированы на неподготовленного пользователя, потому имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации и перечень решаемых задач.
· DSS (Decision Support System). К системам этого типа относят многофункциональные системы анализа и исследования данных. Они предполагают глубокую проработку данных, которую можно использовать в процессе принятий решений. Системы этого типа рассчитаны на пользователей, имеющих как знания в предметной области, так и возможности использования современных компьютерных технологий. Этим системам присущи черты искусственного интеллекта, за счет возможности проработки исходных данных в конкретные выводы по поставленной задаче. Такие системы имеет смысл создавать, если есть основания для обобщения и анализа данных и процессов их обработки.
Экспертные системы (общие понятия)
Экспертные системы - это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для замены при решении задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности в решении задачи или в опасных (вредных) для них условиях.
Обычно экспертные системы рассматриваются с точки зрения их применения в двух аспектах: для решения каких задач они могут быть использованы и в какой области деятельности. Эти два аспекта накладывают свой отпечаток на архитектуру разрабатываемой экспертной системы.
Можно выделить следующие основные классы задач, решаемых экспертными системами:
· диагностика,
· прогнозирование,
· идентификация,
· управление,
· проектирование,
· мониторинг.
Наиболее широко встречающиеся области деятельности, где используются экспертные системы:
· медицина,
· вычислительная техника,
· военное дело,
· микроэлектроника,
· радиоэлектроника,
· юриспруденция,
· экономика,
· экология,
· геология (поиск полезных ископаемых),
· математика.
Структура экспертных систем
Когда целесообразно использование экспертных систем
Экспертные системы целесообразно использовать тогда, когда 1) разработка ЭС возможна, 2) оправдана и 3) методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.
Рассмотрим более подробно эти условия.
Разработка ЭС возможна, когда:
· существуют эксперты в данной области;
· эксперты должны сходиться в оценке предлагаемого решения;
· эксперты должны уметь выразить на естественном языке и объяснить используемые методы;
· задача требует только рассуждений, а не действий;
· задача не должна быть слишком трудной, ее решение должно занимать у эксперта до нескольких часов или дней, а не недель или месяцев;
· задача должна относиться к достаточно структурированной области;
· решение не должно использовать в значительной мере здравый смысл ( т.е. широкий спектр общих сведений о мире и о способе его функционирования ).
Разработка ЭС оправдана, если:
· решение задачи принесет значительный эффект:
· использовать человека-эксперта невозможно из-за ограниченного количества экспертов или из-за необходимости выполнения экспертизы одновременно во многих местах;
· при передаче информации эксперту происходит значительная потеря времени или информации;
· необходимо решать задачу в окружении, враждебном человеку.
Методы инженерии знаний соответствуют задаче, если задача обладает следующими характеристиками:
· может быть естественным образом решена посредством манипуляции с символами, а не с числами;
· имеет эвристическую природу, т.е. не годится задача, которая может быть решена гарантированно с помощью некоторых формальных процедур;
· должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты, но не чрезмерно сложной;
· должна быть достаточно узкой, но практически значимой.
Этапы создания экспертных систем
В проектировании экспертных систем можно выделить следующие этапы:
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы
В процессе создания экспертной системы могут участвовать следующие специалисты: инженеры по знаниям, эксперты, программисты, руководитель проекта, заказчики (конечные пользователи). При реализации сравнительно простых экспертных систем программистов может не быть. Роль инженера по знаниям - выуживание профессиональных знаний из экспертов и проектирование базы знаний экспертной системы и ее архитектуры. Программист необходим при разработке специализированного для данной экспертной системы программного обеспечения, когда подходящего стандартного (например, оболочки для создания экспертных систем) не существует или его возможностей не достаточно и требуются дополнительные модули.
В процессе эксплуатации могут принимать участие конечные пользователи, эксперты, администратор.