Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы

Классификация СППР

1) по сходству некоторых признаков:

· СППР, ориентированные на данные;

· СППР, ориентированные на модели;

· СППР, ориентированные на знания;

· СППР, ориентированные на документы;

· СППР, ориентированные на коммуникации и групповые СППР;

· Специфически функциональные СППР или СППР общего назначения;

· СППР на базе Web.

В зависимости от данных, с которыми они работают: EIS и DSS.

· EIS (Execution Information System) - информационная система Руководства, ИСР. СППР этого типа являются оперативными, предназначенными для немедленного реагирования на текущую ситуацию. В большинстве они ориентированы на неподготовленного пользователя, потому имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации и перечень решаемых задач.

· DSS (Decision Support System). К системам этого типа относят многофункциональные системы анализа и исследования данных. Они предполагают глубокую проработку данных, которую можно использовать в процессе принятий решений. Системы этого типа рассчитаны на пользователей, имеющих как знания в предметной области, так и возможности использования современных компьютерных технологий. Этим системам присущи черты искусственного интеллекта, за счет возможности проработки исходных данных в конкретные выводы по поставленной задаче. Такие системы имеет смысл создавать, если есть основания для обобщения и анализа данных и процессов их обработки.

Экспертные системы (общие понятия)

Экспертные системы - это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для замены при решении задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности в решении задачи или в опасных (вредных) для них условиях.

Обычно экспертные системы рассматриваются с точки зрения их применения в двух аспектах: для решения каких задач они могут быть использованы и в какой области деятельности. Эти два аспекта накладывают свой отпечаток на архитектуру разрабатываемой экспертной системы.

Можно выделить следующие основные классы задач, решаемых экспертными системами:

· диагностика,

· прогнозирование,

· идентификация,

· управление,

· проектирование,

· мониторинг.

Наиболее широко встречающиеся области деятельности, где используются экспертные системы:

· медицина,

· вычислительная техника,

· военное дело,

· микроэлектроника,

· радиоэлектроника,

· юриспруденция,

· экономика,

· экология,

· геология (поиск полезных ископаемых),

· математика.

Структура экспертных систем

Когда целесообразно использование экспертных систем

Экспертные системы целесообразно использовать тогда, когда 1) разработка ЭС возможна, 2) оправдана и 3) методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.

Рассмотрим более подробно эти условия.

Разработка ЭС возможна, когда:

· существуют эксперты в данной области;

· эксперты должны сходиться в оценке предлагаемого решения;

· эксперты должны уметь выразить на естественном языке и объяснить используемые методы;

· задача требует только рассуждений, а не действий;

· задача не должна быть слишком трудной, ее решение должно занимать у эксперта до нескольких часов или дней, а не недель или месяцев;

· задача должна относиться к достаточно структурированной области;

· решение не должно использовать в значительной мере здравый смысл ( т.е. широкий спектр общих сведений о мире и о способе его функционирования ).

Разработка ЭС оправдана, если:

· решение задачи принесет значительный эффект:

· использовать человека-эксперта невозможно из-за ограниченного количества экспертов или из-за необходимости выполнения экспертизы одновременно во многих местах;

· при передаче информации эксперту происходит значительная потеря времени или информации;

· необходимо решать задачу в окружении, враждебном человеку.

Методы инженерии знаний соответствуют задаче, если задача обладает следующими характеристиками:

· может быть естественным образом решена посредством манипуляции с символами, а не с числами;

· имеет эвристическую природу, т.е. не годится задача, которая может быть решена гарантированно с помощью некоторых формальных процедур;

· должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты, но не чрезмерно сложной;

· должна быть достаточно узкой, но практически значимой.

Этапы создания экспертных систем

В проектировании экспертных систем можно выделить следующие этапы:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы

В процессе создания экспертной системы могут участвовать следующие специалисты: инженеры по знаниям, эксперты, программисты, руководитель проекта, заказчики (конечные пользователи). При реализации сравнительно простых экспертных систем программистов может не быть. Роль инженера по знаниям - выуживание профессиональных знаний из экспертов и проектирование базы знаний экспертной системы и ее архитектуры. Программист необходим при разработке специализированного для данной экспертной системы программного обеспечения, когда подходящего стандартного (например, оболочки для создания экспертных систем) не существует или его возможностей не достаточно и требуются дополнительные модули.

В процессе эксплуатации могут принимать участие конечные пользователи, эксперты, администратор.

Наши рекомендации