Социальный проект «Книжное содружество»

Авторы: Г.А. Воскобойникова, В. Г. Кладова

Разработчики отдельных этапов:инициативная группа

Сетевое взаимодействие и партнерство: ЦРТДиЮ «Левобережный», ЛОДБ, Ассоциация молодых педагогов, ОАУК КРЦ «Спартак», МБОУ СОШ № 47, 51 г. Липецка, МАО ДОЦ г. Ельца «Белая березка»

Актуальность:

Проблемой снижения интереса к чтению книг занимаются различные организации, в первую очередь представители библиотек, а также преподаватели школ и ВУЗов. Однако следует помнить, что

чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида.
Чтение является результатом культурного опыта, степень овладения которым в значительной мере зависит от социальных условий, уровня образования и возраста.
Читатель-пользователь информации формируется под воздействием как индивидуально-психологических, так и социально-экономических факторов. Его деятельность становится элементом общекультурной, интеллектуальной жизни и человека, и общества. Проблемная ситуация подробно рассматривается в научных трудах, например, в работе доктора социологических наук Стефановской Н.А. «Чтение как духовная ценность (по итогам исследования в Липецкой и Тамбовской областях)».

Благодаря проведенному социологическому исследованию выявлено, что дети и молодежь от 14 до 20 лет однозначно считает, что чтение – это удел пожилых. Это напрямую связано с мотивами обращения к чтению, которые опрошенные считают ведущими в том или ином возрасте.

Таблица 1. Мотивы чтения людей в разном возрасте

Липецкая обл. Тамбовская обл.
Детство
Любопытство, познавательный интерес – 38,6% Личностный интерес, увлечения, интерес к чтению и библиотеке – 28,8% Родители заставляют – 10,7% Желание научиться читать – 7,4% Познать жизнь и мир – 4,9% Привлекают иллюстрации в книжке, яркие красочные книги – 2,7% Любовь к сказкам – 2,4% Личностный интерес, увлечения, интерес к чтению и библиотеке – 35,8% Познавательный интерес, любопытство – 33,5% Влияние родителей – 7,4% Желание научиться читать самим, не зависеть от взрослых, самим читать сказки – 5,4% Привлекают яркие иллюстрации, картинки в книге, ее оформление – 2,5% Познание жизни и мира – 1,2%
Школьные годы
Учебные задания – 75,2% Познавательный интерес – 35% Учителя, школа заставляет – 22,8% Личностные интересы и увлечения – 31,1% Необходимость, прагматические мотивы – 14,4% Родители – 7,1% Поиск нравственных образцов, идеалов, приобретение опыта – 2,8% Поиск смысла жизни, познание жизни, новых жизненных впечатлений – 3,1% Рекомендации друзей – 2,7% Учеба – 55,3% Познавательные – 20,8% Необходимость, прагматические мотивы – 9%, Заставляют учителя – 8,3% Личностные интересы, увлечения – 4,6% Влияние, принуждение родителей – 1,5% Разностороннее развитие, самосовершенствование – 1% (Престижные мотивы назвали лишь 0,7%, – 6 чел.)
Юность
Личностный интерес – 24,4% Познавательный интерес – 22,5% Учебные задания – 21,8% Эмоциональные мотивы (романтика, фантазия, любовь, желание побывать в сказке, получить удовольствие) – 4,7% Утилитарные мотивы – 3,7% Поиск нравственных идеалов, приобретение жизненного опыта – 3,4% Самосовершенствование, разностороннее развитие личности – 2,6% Учителя – 2,1% Мотивы престижа (быть осведомленным, быть умнее других для самоутверждения, быть начитанным и др.) – 2% Познание жизни и поиск смысла жизни – 2% Желание освоить профессию, профессиональные потребности – 2% Любовь к чтению – 1,7% Занять свободное время – 1,6% Рекомендации друзей – 0,9% Познавательный 22,2% Учебный – 17,7% Личностные интересы – 12,7% Необходимость – 7,4% Разностороннее развитие, самосовершенствование – 5,1% Повышение профессиональной квалификации – 4% Эмоциональные мотивы (удовольствие, романтические чувства) – 2,5% Способ проведения досуга – 2,4% Познание мира, жизни – 1,4% Принуждение педагогов – 1,3% Мотивы престижа; приобретение опыта и поиск нравственных идеалов; развлекательные мотивы (приключенческий сюжет, тайна, мистика) – по 1,2% Не буду читать, не читаю – 1% (9 чел.)
 


В период проведения фестиваля «Педагогическая осень» (Липецкая обл, Задонский р-он, КРЦ «Спартак») представителям из ассоциации молодых педагогов было предложено занятие «Мировое кафе» по технологиям краудсорсинга. Тема для обсуждения в микрогруппах кафе была предложена следующая «Книга – наш мудрый учитель». Задача: попробовать сформулировать свои идеи по поводу повышения интереса к чтению вообще и к посещению библиотек в частности. Из всех предложенных идей, авторы данного социального проекта остановились на идее «Рекламные шаги», где один из пунктов звучал следующим образом: устраивать конкурсы в школах и институтах. Делать это не в ограниченном кругу, а пускать рекламу в массы.

Данный пункт и предлагается как основа для данного социального проекта.

ШАГИ социально значимого проекта:

№ ШАГА Действие Дата Ответственный
1. Работа в микрогруппах по теме «Книга – наш мудрый учитель», в состав которой вошли молодые педагоги города Липецка Октябрь 2013 Воскобойникова Г.А.
2. Общение с участниками микрогрупп через социальные сети для определения лидера для дальнейшей работы Октябрь – ноябрь 2013 Воскобойникова Г.А.
3. Поиск социальных партнеров для реализации социального проекта Ноябрь – декабрь 2013 Воскобойникова Г.А.
4. Запись на ГТРК «Липецк» с презентацией социального проекта «Книжное содружество» 21, 29 ноября 2013 Кладова В Г.
5. Разработка социального проекта с включением волонтеров Ноябрь – декабрь Воскобойникова Г.А. Кладова В. Г.
6. Встреча с благополучателем (Областная детская больница № 1) декабрь Воскобойникова Г.А. Кладова В. Г.
7. Привлечение волонтеров декабрь Воскобойникова Г.А. Кладова В. Г.
8. Презентация проекта «Книжное содружество» на совещании заместителей директоров школ г.Липецка 19 декабря 2013 г. Кладова В. Г.
9. Разработка основных пунктов проекта 1-3 неделя декабря   Кладова В. Г. Инициативная группа
10. Сотрудничество с сайтом «Живой родник души» https://vk.com/poem_info_start Декабрь 2013 г. Милонова Н.В.
11. Запуск 1 этапа проекта «Книжное содружество» Январь 2013 Воскобойникова Г.А. Кладова В.Г. Инициативная группа
12. Запуск второго и последующих этапов проекта «Книжное содружество» Февраль – июнь 2014г. Воскобойникова Г.А. Кладова В.Г. Инициативная группа
13. Разработка тематической смены «Книжное содружество» Январь – март 2014г. Воскобойникова Г.А.  
14. Запуск тематической смены в КРЦ «Спартак» и «Белая березка» 3 смена 2014г. Воскобойникова Г.А.  

ПРИМЕЧАНИЕ: в инициативную группу входят сотрудники Липецкой областной детской библиотеки, учащиеся СШ № 51.

Цель проекта: популяризация книг и чтения среди детей и молодежи

Задачи проекта:

  • пробудить интерес к чтению, к книгам, к творчеству поэтов и писателей;
  • повысить уровень посещаемости библиотек;
  • способствовать повышению авторитета читателя;
  • объединить аудиторию проекта вокруг мега-конкурса;
  • использовать социальные сети и ИКТ для продвижения мега-конкурса.

Ожидаемые результаты:

  • участники проекта воспримут посещение в библиотеку как приятное времяпрепровождение;
  • поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;
  • участники проекта приобретут дополнительные навыки работы с фондом библиотеки;
  • участники проекта могут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников и друзей;
  • приобретут навыки индивидуальной и командной игры;
  • почувствуют значимость книги и знаний в своей жизни.

Содержание проекта:

Деятельность Сроки Место Ответственный
1.   Создание творческих мини-групп: - инициативная - менеджерская - социальная - компьютерная - информационная 1неделя декабря 2013г. МБОУ СОШ № 51 Кладова В.Г.
2. Создание группы «Книжное содружество» 20 – 23.12.2013 Социальная сеть «ВКонтакте» Смирнов Алексей
3. Информирование о проекте 23.12. – 31.12.2013 19.12.2013 МБОУ СОШ № 47 совещание зам. директоров при департаменте образования Сомова А.   Кладова В.Г.
4. Создание рекламного ролика до 23.12.2013   Коровина И.
5. Работа со спонсорами на протяжении всего проекта   Менеджерская группа
6. Проведение интеллектуально-творческого этапа № 1 «Литературное имя Липецкого края»   (Приложение № 1)   январь 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки  
7. Проведение этапа № 2 (Литературно-творческий этап «Побудь писателем») февраль 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки
8. Проведение этапа № 3 (Фототворческий этап «Костюмированный портрет») март 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки
9. Проведение этапа № 4 апрель 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки  
10. Проведение этапа № 5 май 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки
11. Проведение супер-этапа среди победителей 5 этапов за главный приз мега-конкурса июнь 2014   Кладова В.Г. Воскобойникова Г.А. Представитель библиотеки
12. Разработка тематической смены «Книжное содружество» Январь – март 2014г.   Воскобойникова Г.А.  
13. Запуск тематической смены «Книжное содружество» 3 смена 2014г. КРЦ «Спартак» и ДОЦ «Белая березка» Воскобойникова Г.А.  
14. Фестиваль молодых поэтов и писателей Сентябрь 2015 г. КРЦ «Спартак» Воскобойникова Г.А. Соболева Г.В.

Наши рекомендации