Зрительно воспринимаемые элементы речи

1) Внешность:

– должна быть привлекательной, но в пределах нормы, излишняя привлекательность снижает доверие к оратору;

– умеренно модная одежда, очень модная оценивается отрицательно;

– костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру;

– женщине лучше выступать без украшений, сумки;

– мужчине убрать все торчащее из карманов, например, ручки;

– одежда должна соответствовать возрасту, чтобы не раздражать аудиторию.

Повышают доверие к оратору:

– темная, традиционная одежда (темно-синяя, коричневая);

– добротный материал;

– эффектность одежды, которая связана с сочетанием цветов: резкий контраст (черный и белый); у мужчин – темно-синий костюм и белая рубашка, у женщин – темный низ, белый верх и яркий шарф или косынка;

– деловой стиль одежды – особенно важно для женщин: платье с длинным рукавом, серое в мелкую полоску, синее, коричневое, бежевое;

– очки в темной оправе;

– приближающийся к прямоугольнику силуэт (костюм у мужчин, у женщин — костюм, блузка с прямыми плечами, прямая юбка).

Снижают доверие к оратору:

– одежда ярких насыщенных цветов;

– многочисленные украшения;

– кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики);

– мягкий свитер, джинсы, рукав реглан;

– силуэт, приближающийся к шару;

– усилия, затраченные оратором, чтобы выглядеть хорошо, если они заметны аудитории, например, пластическая операция.

2) Манера выступления

Манера выступления хорошо запоминается, может повысить или понизить доверие к оратору. П. Сопер: «Манера важнее, чем внешность, т.к. заставляет о ней забыть».

Составляющие манеры выступления, которые помогают расположить к себе слушателей:

– уверенность в себе;

– деловитость;

– дружеское отношение к слушателям;

– скромность;

– подъем.

В манере выступления нельзя допускать:

– оратор не должен выглядеть уставшим;

– спешащим;

– недовольным;

– чрезмерно возбужденным, это вызовет неловкость слушателей;

– оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность;

– не должен извиняться за выступление (извините, что задерживаю вас; потерпите, я скоро закончу).

Требования к оптимальной манере выступления:

1) Энергичность изложения – энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. Д. Карнеги: «Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы».

2) Физическая бодрость – ощущение хорошей физической формы.

3) Уверенный внешний вид – аудитория воспринимает информацию менее критически, с большим доверием. Как принять такой вид: выше держать подбородок, говорить как бы немного вверх (смотреть на пересечение стены с потолком); стоять прямо, смотреть в глаза слушателям. Д. Карнеги: «Представьте, что слушатели должны вам деньги и пришли просить подождать».

4) Дружеский тон – разговаривайте непринужденно, как с одним человеком; подчеркивайте, что вы "свой" аудитории – общность ваших проблем, интересов, трудностей; не нужно убегать сразу после выступления, дать возможность подойти, задать вопросы, высказать свое отношение.

5) Сосредоточенность на содержании – слушатели должны чувствовать, что главная цель оратора – передать информацию, свое понимание проблемы.

3) Позы:

– стоять: ноги слегка расставлены, носки сдвинуты, упор на обе ноги не должен быть одинаковым, в наиболее выразительных местах упор переноситься на носок;

– грудь выставлена, живот подтянут;

– подбородок не должен быть опущен;

– руки слегка разведены, не неподвижны;

– открытые позы (не скрещивать ноги, не закрывать грудь скрещенными руками, так как поза воспринимается как выражение превосходства над аудиторией);

– лучше стоять, чем сидеть: чем выше оратор над аудиторией, тем сильнее его

коммуникативная позиция (правило "вертикального доминирования"), более

убедительно выступление;

– поза самца гориллы – руки опираются на стол – поза доминирования, демонстрация агрессивности;

– выставлена вперед нога, если левая – агрессивность (готовиться правой нанести удар собеседнику), правая – готов к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта.

4) Жесты:

Жест – любое движение человека, не только рук.

Типы жестов:

– указательные;

– описательные;

– выразительные;

– подражательные – не использовать перед аудиторией.

Речь без жестов настораживает аудиторию, по словам П. Сопера, оставляет осадок предубеждения и недоверия.

Жестикуляция должная быть:

– естественной;

– разнообразной – одни и те же жесты раздражают;

– руки должны слегка сходиться и расходиться в такт движению;

– совет Ф. Снелла: 90% жестов делать выше пояса, ниже – выражение неудачи, растерянности;

– локти не ближе 3 см от корпуса, если прижимает к туловищу, это показывает слабый авторитет;

– пальцы рук – как бы держите грейпфрут, неопределенное положение ладоней – отсутствие силы и способности вести за собой;

– жестикулировать всегда обеими руками.

Не рекомендуется:

– делать намеренные, легко опознаваемые и вызывающие раздражение жесты;

– жесты не должны быть непрерывными;

– теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов – проявление неуверенности;

– шевелить открыто пальцами.

Типы аудитории

Наши рекомендации