Замечание одно – реакция разная
Если представить, что учительница в классе говорит после проверочной работы: «Некоторые из вас недостаточно хорошо изучили материал». «Это она имеет в виду меня»- думает Галина, ученица этого класса.
При этом, учительница не упоминала ее имени. Учительница обратилась ко всем и каждому, кто недоучил новый материал. И если Галина считает, что она недостаточно усердна в учебе, то она может принять данное замечание на свой счет. Конечно, если после этого, Галина будет усерднее заниматься, значит, данное замечание пошло ей на пользу.
Но может быть и по-другому. Например, Галина много и усердно работает. Поэтому, восприняв упрек учительницы на свой счет, она будет возмущена и разгневана: «Как она может говорить обо мне такое? Я и так посвящаю учебе все свое свободное время! Я и так работаю больше всех! Так какой же смысл тогда стараться дальше, если меня еще и ругают, а не хвалят? Стоит ли вообще тогда стараться в учебе?»
Вред такой ошибки очевиден. Не способность отринуть критику, не имеющую к ней никакого отношения, приводит к тому, что девушка страдает, она сердится и при этом она не права.
Возможна еще одна реакция. Предположим, что последнее замечание учительницы – не единственное, которое Галина восприняла на свой счет. Она переполнена гневом и становится вспыльчивой, готова немедленно дать отпор любым замечаниям в свой адрес. Защищаясь, она не только отвергает критику, которая не имеет к ней отношения, но и направленную прямо на нее.
И, если предположить, что Галина действительно не всегда усердна в учебе, тогда, естественно, ей нужно приложить некоторые усилия в конце учебного года, что бы получить лучшую оценку. Но вместо этого она становится в позу и думает: «Вечно одно и тоже. Учителя всегда мной недовольны. Мне плевать. Я сама знаю как мне лучше жить».
И так подведем итог, в зависимости от того, как Галина интерпретирует высказывание учительницы, она может:
- решить, что надо учиться лучше;
- пропустить замечание мимо ушей, потому что она не имеет к нему отношения;
- обидеться, расстроиться и перестать заниматься вообще;
- пренебречь своевременными предупреждениями и в четверти скатиться к низким оценкам.
Давайте представим, что внутри каждого из нас есть прибор автосканер, который отслеживает отрицательное мнение о себе, другом и любом человеке. Нужно понимать, что сей прибор требует безупречной тонкой настройки.
Представьте, что рядом с вами живут люди, у которых чувствительность этого аппарата очень низка и они не воспринимают жизненно важную информацию. Вряд ли бы вам захотелось иметь дело с человеком, неспособным распознавать критику и реагировать на нее. Имя такой личности – социопат или психопат: такие люди не знают чувства вины, не имеют сочувствия, они не признают ответственности. Если бы никто ничего не принимал бы на свой счет, мир был бы ужасен.
Или если чувствительность вашего автосканера наоборот чересчур высока, то тогда вы везде распознаете упреки, везде видите личные оскорбления, что способно ввергнуть вас в большие неприятности.
Какие же неприятности может повлечь за собой чрезмерная чувствительность вашего автосканера:
1. Прежде всего – это необоснованные обиды.
Представьте, что свекровь рассказывает своей невестке о поступке своей соседки. А в это время невестка сидит и думает, что на самом деле свекровь говорит о ней.
Почему это происходит? Ну хотя бы потому, что невестка уверена, что свекровь не питает к ней дружеских чувств и поэтому старательно выискивает в каждом слове женщины признаки негативного отношения к себе. Рано или поздно в отношениях этих женщин наступит трещина, они перестанут существовать. Хотя о причине, наверняка, свекровь так и не будет знать.
2. Склонность все принимать на свой счет разжигает гнев.
Обида ведет к гневу. Постоянно нагнетая чувство обиды, пополняя список «очевидных» оскорблений, вы подкармливаете свой гнев, поддерживаете его в активном состоянии, что проявляется в тенденции использовать в качестве аргумента давние происшествия.
Когда то давно, на свадьбе наша свекровь попросила своего сына – мужа своей невестки – собрать всех родственников, что бы сфотографироваться на память. Она примерно сказала так: «Пригласи того-то и ту, тех–то и вон тех…» Что очень задело нашу невестку. Так как ее имя свекровь не упомянула. Свекровь объяснила девушке, что на свадебной фотографии присутствие жениха и невесты считается просто обязательным и очевидным. Поэтому она и не назвала ее и так же, впрочем, как и своего сына. Однако, невестка оценила этот случай, как свидетельство того, что свекровь не признает ее. Невестка гневно рассказывала об этом случае всем подругам и знакомым, обличая свою свекровь в том, что та даже не захотела, что бы невестка была на фото своей собственной свадьбы.
3. Склонность все принимать на свой счет приводит к пустым тратам времени и энергии.
Если вы привыкли все принимать на свой счет, вы затрачиваете огромные усилия на поиск потенциальных проблем, которые либо не существуют, либо являются не столь уж тяжелыми.
Если вам кажется, что вас оскорбляют, вы не только кипятитесь и обижаетесь, вы посвящаете все свое время и силы на то, что бы дать отпор, вы переходите в наступление, не обдумав уместно ли это, есть вообще кому и за что давать отпор?
Ели бросить все свои силы на борьбу с угрозами, то вы рискуете всю жизнь провести на баррикадах. А это не конструктивно и утомительно, тем более, если никто на вас не нападает.
4. Склонность все принимать на свой счет ограничивает возможности.
Никто не любит, когда его обижают. Никто не любит, когда его отталкивают. Вы не хотите попасть в положение, которое грозит обидой и отказом? Представьте, вы в этом не одиноки. Но если вы склонны воспринимать ситуацию, как обидную для вас лично, даже тогда когда точно ничего не известно, вам вряд ли удастся избежать неприятных положений, так как вы обижаетесь и отвергаете сами себя еще до того, как кто-нибудь другой попытается оскорбить ваши чувства.
Например, начальница сделала замечание без обращения к кому-либо и для всех сразу, что коллектив плохо работает. Молодая сотрудница начинает все принимать на свой счет, постоянно пережевывает свои отношения с начальником и коллективом, постоянно ее голова занята тягостными думами о том, что вот, мол, все думают, что она плохо работает, никто не ценит ее усилий и значительного вклада в дела, ее не хвалят, а лишь едят поедом. Она постоянно сердиться на начальника и жалуюсь на него всем кому не лень. При этом у нее нет времени, что бы объективно оценить свою работу и работу своего коллектива и что-то предпринять для ее улучшения. И, конечно же, наступит тот момент, когда начальник критически выскажется прямо о ней и ее работе, на что сотрудница страдальчески и горечью отвечу: «Ну вот, я так и знала. Я же говорила …» Вместо того, чтобы задуматься о том, как и что ты делаешь и постараться улучшить свою работу, если это надо, наша девушка тратила все время на переживания и жалобы, в ущерб работе.
5. Привычка принимать все на свой сет формирует чувство вины.
Знаете, а ведь надо обладать очень большим самомнением, чтобы считать себя ответственным за все, что происходит в мире: за счастье детей, супруга, родителей, соседей и друзей; за успешную работу своего коллектива, фирмы; за чистоту окружающей среды; за вкус каждого куска мяса; за исполнение чьих-то мечтаний; за успех и процветание своей и родительской семьи. Когда вы уверены, что без вас все рухнет, это очень сильно льстит самолюбию.
Но с другой стороны, осознание, что окружающие будут обвинять тебя во всех своих и чужих неудачах, неполадках и неурядицах, достаточно неприятно. Взваленная на себя ноша оказывается слишком тяжела. И когда вы начинаете осознавать ее неподьемность, то приходит чувство вины.