Стадия 4. Помощь в оценке успеха
• Существует различие между регулярным наблюдением за прогрессом и финальной процедурой оценки, проводящейся в конце реализации ПЛР. Роль наставника состоит в том, чтобы помочь ученикам организовывать формальные экзамены и согласовывать этот вопрос со своими непосредственными начальниками или супервизорами, ответственными за присвоение профессиональной квалификации.
• Помощь ученику в подготовке к формальным квалификационным экзаменам — полезная функция наставничества. Особое значение имеет напоминание ученикам о важности самооценки и взаимной (совместно с коллегами) оценки соответствия собственной деятельности профессиональным стандартам.
• Наставники могут использовать рефлективные вопросы для того, чтобы помочь ученикам проанализировать причины возникновения любых препятствий для обучения, а также подчеркивать преимущества, которые приобрели сами ученики и организация в целом в ходе реализации их ПЛР.
100 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
• Формальные отношения наставничества обычно имеют конец. Чаще всего это происходит, когда ученик меняет работу или достигает некой профессиональной квалификации. Завершение отношений часто протекает нелегко. Очень важно отпраздновать успех и признать выгоды, полученные всеми сторонами в процессе общения. Наставник может совершить что-то особенное, поощряя ученика и в дальнейшем ставить перед собой новые карьерные и развивающие цели. Позитивной нотой завершения отношений является проявление интереса к дальнейшей судьбе друг друга и намерение в будущем поддерживать связь.
Что происходит на практике?
Мы выбрали четыре примера, иллюстрирующие широкое многообразие вариантов применения теории и практики наставничества. Первый из них связан с ролью «квалификационного наставника», остальные три относятся к сфере «корпоративного наставничества».
Пример 1. «Квалификационный» наставник
Институт общественной бухгалтерии (The Institute of Chartered Accountants, IСА) в течение многих лет использует концепцию наставничества как составную часть процесса превращения кандидатов в полноправных членов института. Вместо слова «наставник» они используют термин «консультант», но эти роли очень похожи и, как и во многих других примерах, предполагают исполнение функций эксперта-советчика и оценщика.
Институт требует, чтобы все профессиональные бухгалтерские компании, являющиеся зарегистрированными членами института, следовали строгому руководству по обучению, развитию и постепенному повышению квалификации кандидатов в члены этой системы.
Каждая организация должна иметь в своем штате «сотрудника, ответственного за обучение», который уже является сертифицированным специалистом, сдавшим квалификационные экзамены в институте. Кроме того, каждой компании рекомендуется приглашать в свой штат «консультанта» и «супервизора» (в используемой институтом терминологии, консультант — это наставник, а деятельность супервизора, линейного менеджера, имеет такие же особенности, что и работа коуча). Роли и обязанности ICA четко изложены в следующем виде:
Что происходит на практике? ■ 101
Консультант
Каждого ученика, проходящего обучение, обучающая организация должна обеспечить штатным консультантом, гарантируя тем самым, что количество учеников, приписанных к одному человеку, не увеличится, так как это может затруднить наставнику доступ к студенту и помешать ему должным образом исполнять свою роль. Обычно приемлемым считается соотношение 15 учеников на одного консультанта, но тут многое зависит от наличия у консультанта других обязанностей.
В норме консультант должен быть членом института. Если это условие невыполнимо, консультант должен быть членом Шотландского или Ирландского Института или иметь какую-либо из степеней АССА, США или CIPFA. Обязанности
Работая в связке с «сотрудником, ответственным за обучение», консультант отвечает за:
A. Создание условий для консультирования, что позволяет студентам в любое
время обратиться к консультанту.
Б. Делегирование функций консультирования (когда это уместно).
B. Личное и профессиональное развитие студентов.
Г. Обзор знаний и навыков студентов в областях, по которым предусмотрены экзамены.
Д. Проведение формальных, раз в полгода, проверок прогресса студентов, если данная процедура не входит в обязанности сотрудника, ответственного за обучение.
Е. Убежденность сотрудника, ответственного за обучение, в том, что некий студент подходит для принятия его в члены института.
Ж. Гарантию того, что любой преемник этой должности будет обеспечен всей необходимой информацией о студентах, прежде работавших с консультантом.
Супервизор
Супервизор — это индивид в цепочке линейного менеджмента, перед которым студент из первого примера отчитывается в процессе подготовки какого-либо задания или проблемы, а также в ходе их решения. Супервизору не нужно обладать какой-либо формальной квалификацией, но он должен отличаться широтой ума и нравственными достоинствами и иметь образование или опыт в области супервизии. Кроме того, он:
А. Компетентен в технических вопросах и своевременно задает задачи или
проблемные вопросы и проверяет их выполнение. Б. Способен анализировать работу в категориях опыта главной технической
деятельности.
102■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
В. Обладает практическими знаниями институтского кодекса профессиональной этики и способен предоставлять соответствующие советы.
Г. Понимает принятую в институте систему наблюдения и фиксирования прогресса учеников.
Д. Понимает составляющие компоненты процесса супервизии.
Забегая вперед, отметим желательность того, чтобы назначение супервизора происходило после одобрения его кандидатуры сотрудником, ответственным за обучение. ОбязанностиСупервизор отвечает за:
A. Поддержание связи с топ-менеджментом, менеджерами, консультантами
и сотрудником, ответственным за обучение, по поводу рабочего опыта
студентов, их прогресса, мастерства и компетентности.
Б. Проведение личного собеседования со студентом перед назначением ему задания, чтобы гарантировать понимание им целей.
B. Контроль рабочего опыта.
Г. Проведение устного обзора работы со студентом. Д. Оценку прогресса студента в подготовке к проводимому раз в полгода экзамену.
В программах наставничества используются официальные руководства, но происходящее на практике может значительно отличаться от написанного в инструкциях. Поэтому в такой крупной компании, как, например, KPMG, руководства ICA используются так, как объясняют Джон Бэйли (советник по развитию) и Кэтрин Миллер (менеджер по обучению взрослых людей):
Компания KPMG имеет в штате специалиста по корпоративному обучению, называемого также «партнером по подготовке к экзаменам». Он отвечает за официальные контакты этой организации с институтской системой образования и подготовки.
Кроме того, в компании работают партнеры-консультанты, ответственные за мониторинг более долговременного развития индивида. В их задачу входит обеспечение гарантии того, что цели и критерии оценки индивида установлены и он получит адекватную подготовку и опыт для их достижения. Также они отвечают за то, чтобы индивидуальное развитие учеников способствовало достижению их карьерных устремлений. Партнер-консультант, помимо прочего, осуществляет контроль и заверяет формы допуска индивидов в институт за счет KPMG.
KPMG также назначает менеджеров-консультантов, ответственных за проведение встреч с сотрудниками с периодичностью полгода или год и оцен-
Что происходит на практике? ■ 103
ку роста их профессионализма за это время, а также за анализ усвоенных участниками за время обучения знаний и навыков, а также опыта, который они приобрели. Этот человек занимает место в иерархии линейного менеджмента (к которой относится и оцениваемый) и поэтому может быть его непосредственным руководителем или топ-менеджером.
Менеджеры и помощники менеджеров несут постоянную ответственность за сотрудников. Прежде чем обучающийся получает задание, представитель менеджерского звена проводит с ним собеседование. Стоящие перед индивидом цели, сформулированные в задании, согласуются в процессе общения. Когда эта работа завершена, менеджер будет контролировать деятельность индивида, проводя при необходимости коучинговые сессии. После этого производится обзор сделанной работы и обсуждаются способы исполнения деятельности. Индивид занимается самостоятельным оцениванием своей деятельности и обсуждает полученные данные с менеджером или его помощником. В ходе обсуждений рассматриваются сильные стороны, а также области, требующие развития, и определяется план дальнейших действий. Осуществляется письменное фиксирование результатов.
К тому же KPMG задействует совершенно особую схему наставничества для только что принятых на работу сотрудников.
Когда новоиспеченный выпускник учебного заведения переступает порог компании (KPMG), ему назначается наставник, в обязанности которого входит обеспечение поддержки нового сотрудника и руководство им в течение первых лет работы. Этот человек окончил университет по меньшей мере на год раньше новичка, поэтому он уже обладает знаниями о KPMG, но еще не успел забыть всех перипетий сдачи выпускных экзаменов. Такой наставник выступает в роли приятеля, и его отношения с новичком характеризуются конфиденциальностью. Кроме того, он берет на себя обязанности по развитию последнего и по мере необходимости прибегает к коучингу и консультированию на более неформальной основе. Обеспечиваемое руководство базируется на паспортной схеме KPMG. Данный «паспорт» содержит список профессиональных навыков и качеств, демонстрации которых ожидает компания от персонала, к тому же он разъясняет, как следует развивать и демонстрировать эти навыки и качества. В течение первого года работы наставник и его ученик встречаются регулярно, обсуждают потребности развития, достигнутый прогресс, а также любые проблемы и заботы, которые могут одолевать новичка. По прошествии первого года эти отношения обычно продолжаются на более специализированной основе. Наставники — добровольцы, и исполняемая ими роль дает им возможность развивать свои собственные «человеческие» навыки. Цель заключается в том, чтобы каждый наставник назначался только для одного новичка, что обеспечивает наибольшее влияние.
104 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
Наставникам предоставляется один день для обучения собственной роли. Акцент делается на практических аспектах роли, и основное внимание уделяется знаниям и инструментарию, необходимым наставнику для развития своего подопечного. К тому же эта программа дает наставникам возможность обсудить любые связанные с их деятельностью вопросы.
Подход KPMG иллюстрирует возникающее в некоторых случаях взаимное наложение ролей «квалификационного» и «корпоративного» наставника и роли коуча. Однако в ситуациях, предполагающих прохождение Национальных квалификационных экзаменов, эти роли, вероятнее всего, будут гораздо более определенными и разделенными. Особая подготовка и квалификационные экзамены также необходимы и различным советникам, специалистам по ассессменту и наставникам.
Следующие три примера имеют отношение к «корпоративному» наставничеству.