Лекция 15.Создание приложений Flash

Знаете ли вы, что отличает простой интерактивный фильм от полноценного приложения Flash? Правильно, наличие пользовательского интерфейса!

Пользовательским интерфейсом называется совокупность средств, предназначенных для организации общения пользователя и программы. В случае хорошо нам знакомой операционной системы Windows, пользовательский интерфейс - это набор окон и элементов управления, которые служат для ввода данных в программу и получения от нее результатов. Любое приложение, созданное во Flash или в другом средстве разработки, должно иметь пользовательский интерфейс, иначе оно не сможет получать и выводить данные. Ведь главное предназначение любой программы - обработка данных. А ф.гп.м ну что фильм - крутится себе на экране, независимо, смотрят его или нет.

Поэтому, если вы собираетесь делать на Flash нечто большее, чем фильмы с ограниченными возможностями "общения" со зрителем, вам обязательно нужно позаботиться о пользовательском интерфейсе. И не просто слепить пару элементов управления и связать их парой строк кода - вам придется сделать его удобным для пользователя. Иначе пользователь предпочтет вашей программе другую, благо сейчас у него есть широчайшие возможности выбора.

Итак, какие же средства предоставляет Flash создателям приложений? Давайте их перечислим и кратко рассмотрим.

Кнопки. Это экземпляры образцов-кнопок, впервые упомянутые в главе 10. Образцы-кнопки не очень отличаются от образцов-клипов, за несколькими исключениями, обусловленными самой их "интерфейсной" природой. Кнопки позволяют привязать обработчики к событию press (щелчок на кнопке) и некоторым другим.

Поля ввода и динамические текстовые блоки. Первые позволят принять какие-либо данные от пользователя, а вторые - вывести результаты. Создание полей ввода и динамических текстовых блоков было описано в главе 7. Запомните, что обычные, статические текстовые блоки не могут управляться из сценариев.

Полноценные элементы управления. Собственно, это обычные клипы, созданные самими разработчиками Flash и включенные в его состав. Среди элементов управления вы можете найти флажки, переключатели, списки и пр., что вам привычно по интерфейсу Windows. Но, в отличие от элементов управления Windows, элементы управления Flash могут менять свой внешний вид.

Пользовательские элементы управления. Это новые элементы управления, не встроенные во Flash, а разработанные вами. Для создания пользовательских элементов управления вы должны использовать встроенные клипы. Как это делается, мы рассмотрим в конце данной главы.

Понятие элемента управления неразрывно связано с понятием компонента. (Поэтому мы будем рассматривать их вместе.) Компонентом во Flash называется своего рода "кусок" графики и кода ActionScript, который вы можете вставлять в свои приложения. Все элементы управления, поставляемые с Flash, реализованы в виде компонентов. Вы также можете писать свои компоненты и потом использовать их где угодно и даже передавать коллегам.

Компоненты - одно из значительных нововведений, появившихся в программировании в последнее время. (Снобы от программирования, правда, так не считают, но нам с ними не по пути.) Они позволяют создавать весьма сложные приложения, просто собирая вместе отдельные их "кирпичики", возможно, написанные другими разработчиками. Количество средств разработки, поддерживающих компонентное программирование, неуклонно растет, и совсем недавно к ним добавился и наш любимый Flash.

Кнопки

Здесь мы рассмотрим создание и использование кнопок - простейших элементов управления, предоставляемых Flash. Кнопки используются очень часто, и не только в приложениях, но и и обычных интерактивных фильмах Flash, например, для создания Web-сайтов.

Создание кнопок

Чтобы создать образец-кнопку, сделайте следующее. Выберите пункт NewSymbol в меню Insertили нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<F8>. Если у вас открыто окно библиотеки, вы также можете выбрать пункт NewSymbolв дополнительном меню этого ок,.а или нажать кнопку, показанную на рис. 10.4, эта кнопка находится в нижнем левом углу окна библиотеки. На экране появится диалоговое окно CreateNewSymbol, показанное на

Объект Button

Объект Button "отвечает" за доступ к кнопке из сценариев ActionScript. Этот объект предоставляет набор свойств и методов, с помощью которых и осуществляется управление кнопкой.

Экземпляры объекта Button создаются самим Flash для каждой кнопки, для которой вы задали имя. Вам самим создавать их не нужно.

Во многом объект Button похож на объект -novieciip. Эти два объекта имеют весьма схожий набор свойств и методов и зачастую ведут себя одинаково. В частности, объект Button поддерживает свойства _х, _у, xmouse, ymouse, _height, _width, _alpha И _rotation, уже знакомые вам ПО объекту movieciip. Однако объект Button не поддерживает методы play, stop, gotoAndPiay, gotoAndstop и подобные им, т. к. назначение его все же иное, чем у объекта movieciip. Так что вы можете рассматривать кнопку как сильно специализированный, "урезанный" вариант клипа.

Ниже будут рассмотрены свойства, которые обязательно пригодятся вам в работе с экземплярами объекта Button. (Многие из них поддерживаются и объектом movieciip.)

Свойство enabled позволяет разрешить или запретить доступ пользователя к кнопке. Оно имеет логический тип: значение true разрешает доступ к кнопке, а значение false - запрещает.

Свойство visiо позволяет сделать кнопку видимой или невидимой. Оно имеет логический тип: значение true делает кнопку видимой, а значение false - невидимой.

Свойство use Hand Cursor позволяет вам сменить курсор мыши, отображаемый, если мышь поместить над кнопкой. Если задано значение true, то отображается курсор в виде "указующего перста", как над гиперссылкой. Если же задано значение false, то отображается обычная стрелка.

Свойство tabindex задает порядок обхода элементов управления при последовательных нажатиях клавиши <ТаЬ>. (При нажатии комбинации клавиш

<Shift>+<Tab> обход выполняется в обратном направлении.) Значением этого свойства может быть любое целое неотрицательное число, оно задает порядок в очереди элементов управления. Так, сначала фокус ввода переместится на элемент управления со значением порядка обхода - 0, потом - со значением 1 и т. д.

Если ни для одного элемента управления в приложении не задан порядок в очереди обхода (то есть, свойство иох равно undefined), Flash будет применять порядок обхода по умолчанию. Если же вы собираетесь задать порядок обхода, имейте в виду, что значение undefined меньше любого числового. Поэтому элементы управления, для которых свойство tabindex не было задано, будут в очереди обхода первыми.

Свойство tabEnabled позволяет убрать кнопку (и вообще любой элемент управления) из порядка обхода, сделать его недоступным для выбора с клавиатуры, но все же доступным для выбора мышью. Это свойство имеет логический тип: значение true или undefined делает элемент управления доступным для выбора с клавиатуры, а значение false - недоступным.

Объект Button поддерживает большое количество событий, которые вы можете использовать для написания обработчиков.

Основная литература:2[76-102],

Дополнительная литература: 6[96-108]

Контрольные вопросы:

1. Из каких составляющих состоит Flash-технология?

2. Какие механизмы Flash предусмотрены для анимирования объектов?

3. Что подразумевается под интерактивностью?

4. Какие инструменты используются для выбора объектов?

Наши рекомендации