Порядок выполнения задачи №2

1. Перечертить схему (рисунок 1).

2.Выписать из таблицы параметры рассчитываемой схемы, заданного варианта.

3. Определить: резонансную частоту Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru , характеристическое сопротивление Zв, добротность Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru , затухание d, ток Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru 0, мощность Р0, напряжения UL o и UC o, обобщенную расстройку ξ, избирательность (ослабление передачи) a, значения нижней fн и верхней fв частот контура.

4. Рассчитать и построить зависимости: U2 = UC = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru , Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для значений Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =0, Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru .

Пример выполнения задачи №2

Дано:

U = 0.8 В напряжение источника питания

R = 20 Ом активное сопротивление катушки

L = 0.5 мГн индуктивность контура

C = 10 нф ёмкость контура

∆ω = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru рад/с абсолютная расстройка контура

Решение задачи

1) Резонансная частота контура

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 444∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru рад/с

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

2) Характеристическое сопротивление

Zх = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 220 Ом

3) Добротность контура

Q = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 11

4) Резонансный ток Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0.04 А

5) Мощность цепи в момент резонанса

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru R = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ∙ 20 = 0.032 Вт

6) Резонансное напряжение на ёмкости и индуктивности

UL = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0.8 ∙ 11 = 8.8 В

7) Обобщённая расстройка

ξ = 2 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 2∙11∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0.5

8) Полоса пропускания

П = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 6400 Гц = 6.4 кГц

9) Верхняя граничная частота

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 70.7∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 73.9 кГц

10)Нижняя граничная частота

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 70.7∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 67.5 кГц

11)Ослабление контура на граничных частотах

В = 20 lg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 20 lg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0,98 дБ

Расчёт и построение заданных зависимостей

U = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ξ); Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ξ);

ξ -3 -2 -1
U,А              
Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru              

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru
8.8
Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 6.28

-3
Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 3.94 ξ

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 2.78

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 8.8

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = аrc tg( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ) = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = аrc tg( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ) = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = аrc tg( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ) = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

-3
ξ

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru




Задача №3

По исходным значениям параметров разных вариантов длинных линий необходимо определить первичные и вторичные параметры этих линий.

Вариант 1

Определить первичные и вторичные параметры городского телефонного кабеля с полиэтиленовой сплошной изоляцией и парной скруткой жил, если диаметр алюминиевого провода 0,5 мм, расстояние между осями проводов 1,2 мм, на частоте 10 кГц коэффициент укрутки Ку = 1,03; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 1,95; 𝓀п = 0,75; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 2х10-4

Вариант 2

Определить первичные и вторичные параметры симметричной кабельной медной цепи с диаметром проводов 1,2 мм, при расстоянии между жилами 4 мм, на частоте 80 кГц; коэффициент укрутки Ку = 1,02; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,2; 𝓀п = 0,65; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 7х10-4.

Вариант 3

Определить первичные и вторичные параметры коаксиальной цепи 0,9/3,2 на частоте 0,3 МГц; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,25; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0,5х10-4.

Вариант 4

Определить первичные и вторичные параметры двухпроводной воздушной стальной цепи с диаметром проводов 4 мм, при расстоянии между проводами 200 мм на частоте 1500 Гц.

Вариант 5

Определить первичные и вторичные параметры коаксиальной цепи 1,2/ 4,4 на частоте 0,4 МГц; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,25; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0,5х10-4.

Вариант 6

Определить первичные и вторичные параметры симметричной кабельной медной цепи с диаметром проводов 1,2 мм, при расстоянии между жилами 4 мм на частоте 120 кГц, коэффициент укрутки Ку = 1,03; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,3; 𝓀п = 0,75; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 7х10-4

Вариант 7

Определить первичные и вторичные параметры городского телефонного кабеля с парной скруткой жил и с воздушно – бумажной изоляцией, если диаметр неизолированного медного провода 0,5 мм, расстояние между осями провода 1,2 мм, на частоте 800 Гц, коэффициент укрутки Ку = 1,03;

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,6; 𝓀п = 0,68; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 2х10-4.

Вариант 8

Определить первичные и вторичные параметры коаксиальной цепи 2,6/9,4 на частоте 10 МГц; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,25; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 0,5х10-4.

Вариант 9

Определить первичные и вторичные параметры городского телефонного кабеля с полиэтиленовой изоляцией и четверочной скруткой жил, если диаметр медного провода 0,5 мм, расстояние между осями провода 1,2 мм, на частоте 1 кГц, коэффициент укрутки Ку = 1,02; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,9; 𝓀п = 0,65; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 2х10-4.

Вариант 10

Определить первичные и вторичные параметры симметричной кабельной цепи с диаметром проводов 1,2 мм, с кордельно–бумажной изоляцией при изоляции между жилами 4 мм на частоте 300 кГц. Коэффициент укрутки Ку = 1,02; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru =1,3; 𝓀п = 0,65; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 280х10-4.

Вариант 11

Определить первичные и вторичные параметры городского телефонного кабеля с кордельно-стирофлексной изоляцией и парной скруткой жил, если диаметр алюминиевого провода 0,5 мм, расстояние между осями проводов 1,2 мм, на частоте 10 кГц коэффициент укрутки Ку = 1,03; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 1,25; 𝓀п = 0,75; tq Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = 3х10-4.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему:

« Расчет электрических параметров длинных линий»

Для количественной оценки распределённых параметров длинных линий пользуются понятиями первичных и вторичных параметров , большинство из которых зависят от частоты. Как только к началу линии подключают источник энергии ток(напряжение) распространяются вдоль линии. Ток и напряжение распределены вдоль линии по синусоидальному закону. Синусоидальньные распределения напряжения и тока как бы непрерывно перемещаются вдоль линии слева направо(от источника к нагрузке), образуя падающие волны. Если величина нагрузки совпадает с волновым сопротивлением линии ZВ (Rн = ZВ),в линии образуется режим бегущих волн.При этом ток и напряжение в любом сечении линии совпадают по фазе. Отношение амплитуд напряжения и тока является волновым сопротивлением линии ZВ.

Если линия разомкнута на конце (Zн = ∞ ) или имеет короткое замыкание

(Zн = 0 ), электрические заряды, достигшие конца линии начинают двигаться в противоположном направлении образуя бегущие отражённые волны.

При сложении( интерференции) падающих и отражённых волн в линии возникают колебания, называемые стоячими волнами.

Если идеальная линия нагружена на активное сопротивление, не равное волновому в линии образуется режим смешанных волн.

Симметричные кабельные цепи

Первичные параметры

1. Погонное активное сопротивление, Ом/км

R1 = k(x) R01, где k(x) коэф. опр. по таблице1

X = 0.0105 do Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru , где do диаметр провода без изоляции, мм

f частота тока, Гц

Rо1 = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru погонное сопр. постоянному току при температуре Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Кy = 1.01 коэф. укрутки

Таблица1

Х 0.5
К(х) 1.0003 1.0052 1.078 1.32 1.68 2.04

2.Погонная индуктивность, Гн/км

L1 = Кy Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru {4ln[ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ] + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru } Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru расстояние между центрами проводов, мм

3.Погонная ёмкость, Ф/км

С1 = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru где Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - поправочный коэф.

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - диэлектрическая проницаемость изоляции

4.Проводимость изоляции, См/км G = ω∙ C1∙ tg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

ω=2πf; tg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru . диэлектрич. потерь

Вторичные параметры:α Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru – коэф. ослабления

β Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Zв (Ом)- волновое сопротивление

При f=0: α = 8.7∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; β=0;

При f>10кГц:α = 4.35 ∙( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ); β = ω Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ;

При f < 1600Гц:α = β = 8.7 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ;

коэф. распространения γ = α+ј β

Приf = 0:Zв = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Приf > 10кГц:Zв = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

При f < 1600ГцZв 500 Ом

Коаксиальные кабельные цепи

Первичные параметры

1. Погонное активное сопротивление, Ом/км

R1 = 8.36 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ), где d0 - -диаметр внутреннего провода, мм

D –внутренний диаметр внешнего провода, мм

f- частота тока, Гц

2. Погонная индуктивность, Гн/км

L1 = 2∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ln Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ) для f <1МГЦ

L1 = 2∙ Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ln Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для f >1МГЦ

3.Погонная ёмкость, Ф/км

С1 = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru где Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru эквивалент диэлектрической проницаемости

4. Проводимость изоляции, См/км

G = ω∙ C1∙ tg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

ω=2πf; tg Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru . диэлектрич. потерь

Вторичные параметры:α Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru – коэф. ослабления

β Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Zв (Ом)- волновое сопротивление

ν=α+ј β коэф. распространения

α=4.35 ( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ); β=ω Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; Zв= Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Воздушные цепи

Первичные параметры

1. Погонное активное сопротивление, Ом/км

R1=k(x) R01, где k(x) коэф. опр. по таблице1

X= 0,0014d0 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; μ= 1 –относительная магнитная проницаемость меди и алюминия; μ= 100—150 для стали

R01 -- погонное сопр. постоянному току при температуре Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

f- частота тока, Гц

R01= Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - удельное сопр. материала провода, Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru по таблице 2

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru - диаметр провода, мм

При температуре, отличающейся от Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru С погонное сопр. пост. току, Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru = R01 {1 +σ (t-20 )}

σ-температурный коэф. сопр., Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru по таблице2

tтемпература, не равная Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru С

Таблица2

Металл Удельное сопр. Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru σ -температурный коэф. сопр., Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru
Алюминий Медь Сталь 0,0291 0,0178 0,1389 0,0037 0,0039 0,0046

2 Погонная индуктивность, Гн/км

L1 = L1 + L2; L1—внешняя индуктивность, обусловленная магнитным

потоком между проводами

L2—внутренняя индуктивность, обусловленная магнитным

потоком в проводах цепи

L1 = 4 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ); L1 = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ;

μ= 1 –относительная магнитная проницаемость меди и алюминия μ= 100-150- -для стали.

Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru – расстояние между центрами проводов, мм

3.Погонная ёмкость, Ф/км

C1 = Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

2. Проводимость изоляции, См/км

G1 = G01 + Gf1

G01—электрическая проводимость между проводами цепи на участке длиной 1км при постоянном токе

Gf1—активная проводимость при переменном токе, обусловленная диэлектрическими потерями

G01=0.1 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для сухой погоды

G01=0.5 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для сырой погоды

Gf1 = f∙ nf , где nf –экспериментальный коэф.

nf = 0.05 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для сухой погоды

nf = 0.25 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для сырой погоды

nf = 0.75 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru для погоды, когда иней и гололёд на проводах

Вторичные параметры:α Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru – коэф. ослабления

β Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Zв(Ом)- волновое сопротивление

При f = 0: α = 8.7 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ; β=0

При f > 10кГц:α = 4.35 ( Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru + Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ); β = ω Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

При f > 1000Гц:α = β = 8.7 Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru ;

коэф. распространения γ=α+ј β

Приf = 0:Zв= Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

Приf > 10кГц:Zв= Порядок выполнения задачи №2 - student2.ru

При f < 1000Гц :Zв 500 Ом

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Какие электрические и электромагнитные колебания наз. сигналом?

2. Назвать методы изучения сигналов.

3. Излучение, антенный эффект – дать определения.

4. Модуляция в электросвязи. Виды модуляции.

5. Принцип работы автогенератора.

6. Пояснить понятие стабильности частоты автоколебаний. Абсолютная и относительная нестабильность.

7. Амплитуда АМ сигнала постоянная или изменяется в соответствии с изменением модулирующего сигнала?

8. Резонанс в последовательном и параллельном контуре?

9. Формула добротности колебательного контура?

10. Формула расчёта резонансной частоты?

11. Какую линию называют длинной с распределёнными параметрами?

13.Диапазон частот кабельных линий симметричных и коаксиальных, воздушных медных и стальных

14. Назвать первичные параметры длинной линии.

15. Назвать вторичные параметры длинной линии.

16.Условие возникновения режима бегущих волн.

17.Условие возникновения стоячих волн?

18.Назвать согласующие устройства для обеспечения получения бегущей волны

19.Какое входное сопротивление идеальной линии в пучностях тока?

20.Какое входное сопротивление идеальной линии в узлах напряжения.

21. Линия эквивалентна последовательному контуру в узлах тока или напряжения?

22.Линия эквивалентна параллельному контуру в пучностях тока или напряжения?

23.Резонансные отрезки какой длины имеют чисто активное сопротивление?

24.Теорема Котельникова. Физический смысл формулы.

25.Пояснить смысл поверхностного эффекта.

26.На какой длине радиоволн целесообразно применять волноводы?

27.Условие отсутствия передачи эл. магнитной энергии по прямоугольному волноводу.

28.Величина добротности в объёмном резонаторе.

29.Назвать достоинства волноводов.

30.Отрезки какой длины называют волноводными резонаторами?

31.Назвать окна прозрачности диэлектрических волноводов-световодов.

32.Обозначение параметрических кондесаторов и катушек.

33. Обозначение нелинейных конденсаторов и катушек.

34. Обозначение линейных резисторов и нелинейных.

35.Какие цепи наз. параметрическими?

36. Электрические фильтры. Классификация, определения.

Наши рекомендации