Совет для персонажа #2: Определяйте и используйте характерные черты персонажей

Предположим, у нас есть диалог между героиней, Сабу, и ее помощником Лестером - несколько простых фраз, которые нужны для того, чтобы представить следующий уровень. Что-то вроде этого:

ЛЕСТЕР: Сабу!

САБУ: Что такое?

ЛЕСТЕР: Кто-то украл корону короля!

САБУ: Ты понимаешь, что это значит?

ЛЕСТЕР: Нет.

САБУ: Это значит, что Темная Стрела вернулся. Мы должны остановить его!

Это довольно поверхностный диалог. В то время как из него мы узнаем о сложившейся ситуации (пропавшая корона) и о злодее (Темная Стрела), в нем ничего не говорится о том, кто такие Сабу и Лестер. Ваши персонажи должны говорить и делать то, что бы характеризовало их как реальных людей. Чтобы добиться этого, вы должны знать их характерные черты.

Есть много способов определить характерные черты ваших персонажей. Некоторые советуют создавать так называемую “библию персонажа”, чтобы записывать туда все возможные вещи, которые, по вашему мнению, характеризуют вашего персонажа - что он любит, что он не любит, как он одевается, что он ест, где он вырос и т. д. И это действительно бывает полезно. Но в итоге вы, скорее всего, захотите сократить список и оставить только самое главное: небольшой, “рафинированный” список черт, которые формируют то, чем является персонаж. Нужно выбирать те черты, которые останутся с персонажем после прохождения через самые различные ситуации, потому что именно они смогут охарактеризовать его как личность. Иногда они могут быть противоречивыми, но если настоящим людям присущи противоречивые черты характера, то почему персонажи не могут ими обладать? Предположим, что Сабо и Лестеру присущи следующие характерные черты:

Сабу: заслуживающая доверия, вспыльчивая, отважная, пылкая

Лестер: высокомерный, язвительный, набожный, импульсивный

Теперь давайте перепишем диалог, насытив его этими чертами - желательно, чтобы в каждой реплике их было больше, чем одна (помните Линза #36: Линза Элегантности?).

ЛЕСТЕР (врывается в комнату): Ради всего святого! Сабу, у меня новости! (импульсивный и набожный)

САБУ (прикрывает себя): Как ты смеешь врываться в мою комнату! (вспыльчивая)

ЛЕСТЕР: Да какая разница! Может, вам всё равно, что корона короля была украдена? (высокомерный и язвительный)

САБУ: (с отсутствующим взглядом): Значит, я должна сделать то, что обещала... (заслуживающая доверия и отважная)

ЛЕСТЕР: Я молюсь Вишну, чтобы это не было вспыхнувшее вновь старое пламя... (Лестер: набожный и язвительный; Сабу: пылкая)

САБУ: Молчать! Темная Стрела разбил мое сердце и сердце моей сестры - я поклялась ей, что если он когда-нибудь вернется, я уничтожу его даже ценой собственной жизни. Готовь карету! (вспыльчивая, пылкая, заслуживающая доверия, отважная)

Но подобное отношение идет на пользу не только диалогам. Действия, которые вы выбираете для своих персонажей, и то, как эти действия выполняются, также должны демонстрировать их характерные черты. Если ваш персонаж хитрый, это каким-либо образом отображается в анимации прыжка? Если ваш персонаж подавленный, это можно увидеть по его бегу? А может, подавленному персонажу лучше и вовсе не бегать, а ходить. Нет ничего странного в том, чтобы обзавестись списком характерных черт и использовать его - это будет означать лишь то, что вы знаете своего персонажа хорошо.

Линза #77: Линза Черт Персонажа
Чтобы убедиться в том, что характерные черты вашего персонажа проявляются в его словах и действиях, спросите себя:   ● Что характеризует моего персонажа? ● Как эти черты проявляются в словах, действиях, и во внешнем виде моего персонажа?

Совет для персонажа #3: Используйте межличностный циркумплекс

Конечно, ваши персонажи не будут одинокими - они будут взаимодействовать друг с другом. Чтобы наглядно отобразить отношения между персонажами, социальные психологи используют специальный инструмент, который называется межличностный циркумплекс (англ. - interpersonal circumplex). Это простой график с двумя осями: дружелюбие и доминирование. На этой сложной схеме можно увидеть, где на упомянутом графике находятся характерные черты персонажей:

Совет для персонажа #2: Определяйте и используйте характерные черты персонажей - student2.ru

Рис. 18.3

Согласен, схема выглядит несколько сложной, но она может быть весьма удобным инструментом. Предположим, мы захотели показать, как остальные персонажи Звездных Войн относятся к Хан Соло. Поскольку дружелюбие и доминирование являются относительными характеристиками, нам всегда нужно помнить о том, что их нужно относить к конкретным персонажам. Итак, на рисунке 18.4 можно увидеть как отношения Хан Соло с другими персонажами выглядели бы на графике.

Совет для персонажа #2: Определяйте и используйте характерные черты персонажей - student2.ru

Рис. 18.4

Изображая таким образом персонажей на графике, мы можем более подробно рассмотреть отношения между этими персонажами. Обратите внимание на “крайних персонажей” (расположенных на крайних точках графика) Darth Vader, Chewbacca и C3PO - отчасти, благодаря подобному расположению, эти персонажи такие интересные. Также заметьте, что люди, которые общаются с Ханом, на графике расположены ближе всего к нему. Что о Хане может говорить тот факт, что в нижнем левом углу от него никого нет? Подумайте, как выглядели бы подобные графики для Люка или Дарта Вейдера.

Циркумплекс - это не панацея, но он может быть полезным инструментом для исследования отношений между персонажами, так как может натолкнуть вас на правильные выводы. Так почему бы нам не добавить ее в наш ящик с инструментами.

Линза #78: Линза Межличностного Циркумплекса
Очень важно понимать отношения между вашими персонажами. Один из способов сделать это - создать график, одна ось которого будет называться враждебный/дружественный (англ - hostile/friendly), а вторая - покорный/доминирующий (англ - submissive/dominant). Выберите персонажа, которого нужно проанализировать, и поместите его в центр. Разместите других персонажей по участкам, которые соответствуют их отношениям с выбранным персонажем, и спросите себя:     ● В графике есть пустые места? Почему они пустые? Будет лучше, если я их заполню? ● В моем графике есть “крайние персонажи”? Если нет, будет лучше, если я их добавлю? ● Друзья персонажа находятся в одном или в разных полях? Что, если они будут в разных полях?

Наши рекомендации