Природа стресса и как им управлять

На всех предприятиях существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, и для предприятия. Этот фактор должен принимать руководитель и научиться его контролировать для обеспечения эффективности деятельности предприятия.

Стресс – обычное и часто повторяющееся явление. Это может быть ощущение голода, повышенная раздражительность и др. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезвычайный стресс создает проблемы для индивидуума и предприятия. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится предприятию.

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителю, характеризуется чрезмерным психологическим и физиологическим напряжением (рис. 16).

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью предприятий или событиями личной жизни индивидуума.

Организационные факторы: перегрузка или напротив слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня; конфликт ролей; неопределенность ролей; неинтересная работа.

В условиях перегрузки в работе у работника возникает беспокойство, чувство безнадежности. Недогрузка в работе может вызывать точно такие же чувства: работник, не получивший работу соответствующую его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности.

  Потребности в окружающей среде    
   
Поведение (реакция на потребности)        
   
Неадекватные ситуации  
   
С т р е с с  
   
     
Физиологические реакции   Психологические реакции  
                     

Рис. 16. Модель стрессовой реакции

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляются противоречивые сведения, требования. Например, продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы покупателей и одновременно требуют от продавца постоянно пополнять полки товарами.

Неоправданность ролей возникает, когда работник не уверен в том, чего от него ожидают. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства: что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

Личностные факторы. Весьма часто мы не принимаем в расчет душевные травмы, сопровождающие даже самую незначительную перемену. Руководители должны всегда учитывать отношение подчиненных им людей к предстоящим переменам.

Предположим, вы только что проинформировали подчиненного, что его переводят на другое место работы в том же городе. Вероятнее всего Вы никогда не задумывались над переводом, раз решили – то все. Что здесь задумываться, рассуждаете Вы, ему даже не надо увольняться. Однако этот перевод может иметь тяжелые последствия для данного работника.

Поэтому, во-первых, никогда не следует принимать мимоходом значимость любой перемены. Во-вторых, следует направлять поведение человека так, чтобы можно было оказать ему необходимую поддержку, если он в ней нуждается.

Предположим, вы только что проинформировали одного из своих подчиненных, что его профессиональные знания устарели. Сначала для подчиненного может наступить нечто вроде шока, и он начнет отрицать правильность вашего мнения. Спустя некоторое время он, возможно, разгневается и начнет доказывать, что у вас нет никаких оснований для подобного обвинения. Затем он будет упрашивать дать ему возможность проявить себя. В последствии это приведет его в подавленное состояние. И, наконец, через некоторое время он внутренне примет актуальность перемен.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применять следующие методы.

1. Разработать систему приоритетов в своей работе. Оценить свою работу следующим образом: “Должен сделать сегодня”, “Сделать позднее на этой неделе”, “Сделать, когда будет время”.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему руководству, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции, просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

4. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания оценки не ясны (неопределенностей ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

5. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение режима питания, распорядка работы и отдыха, управление своим поведением и эмоциями, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Наши рекомендации