Глава VI. Советы родителям
Данный самоучитель может быть использован и как учебное пособие для детей младшего школьного возраста. В этом случае следует тщательно проработать теоретическую часть введения обратив особое внимание на общие принципы тренинга и на понятие об энергопотенциале.
В частности, следует иметь ввиду, что дети на начальных этапах обучения быстро утомляются, причем почти невозможно заранее предвидеть тот объем упражнений, который они в состоянии выдержать в данный цемент времени.
Если разумная мера нагрузок окажется превышенной, то у ребенка возникнет психологический барьер, который в будущем будет препятствовать возвращению к данным упражнениям. Если указанная мера превышается неоднократно, то весьма вероятно формирование неприязни к данному роду занятий.
Поэтому, следует очень внимательно следить за степенью заинтересованности ребенка и прерывать занятие при появлении первых признаков утомления (отвлечения, капризы, вздохи, понижение голоса и т.п.).
В связи с этим, до тех пор пока у ребенка не сформируется устойчивая тяга к чтению, ему следует давать фрагментальные задания так, чтобы время, необходимое на выполнение каждого из них не превышало пяти минут.
Что касается приведенных в книге временных нормативов, то они, конечно же, должны быть значительно снижены и соответствовать возможностям ребенка. Если ребенок возражает против необходимости укладываться в какие бы то ни было временные рамки, то лучше пойти ему навстречу. Вообще, следует больше прислушиваться к желаниям ребенка — он интуитивно лучше самого умного взрослого чувствует как сберегать собственный энергопотенциал.
Помимо поощрений за выполнение каждого задания (в основном это должны быть знаки одобрения и лишь изредка конфеты и т. п.), важно заинтересовать ребенка самим процессом, так, чтобы он начал получать внутренне подкрепления типа "я смог" или "как интересно!" По-этому, малопонятные для ребенка тексты и цитаты приведенные в книге следует заменить другими, соответствующими его возрасту.
Урок № 1
Прежде чем браться за незнакомое дело, даже если вы считаете его важным и полезным, необходимо взвесить свои возможности и не брать на себя заведомо невыполнимых обязательств. Лучше пока выбрать небольшую промежуточную и явно достижимую цель. На этой промежуточной цели можно спокойно испытать свои силы, не подвергая опасности накопленный энергопотенциал и даже немного его повысить.
В данном случае я бы посоветовал постараться полностью выполнить только первый урок. В самом худшем случае суммарные времязатраты на его выполнение составят около пяти часов. После этого вы сможете принять решение с открытыми глазами.
Каждое упражнение следует повторять не более шести раз. Если кшестой попытке не удалось достигнуть заданного результата, следует либо перейти к следующему упражнению, либо сделать не менее чем часовой перерыв.
Начало занятия: число__, время__.
Упражнение 1.
Нарисуйте квадрат. Закройте глаза и представьте себе его зрительный образ. Мысленно удаляйте квадрат от себя, пока он не превратится в точку. Затем, увеличивая в размерах, возвращайте его к себе, пока он, надвинувшись, не уйдет за пределы зрения.
Верните квадрат на удобную дистанцию. Сдвигайте его влево и вправо, вверх и вниз. Убедитесь, что фигура послушна вашей воле. Если возникают трудности, сядьте в удобную позу, расслабьте грудь, плечи и предплечья и спокойно, не напрягаясь, взгляните на квадрат вновь. Затем поднимите глаза влево-вверх (глаза можно не закрывать). Если изображение появилось, то повторите это упражнение несколько раз, пока не обретете уверенность. В противном случае попробуйте другие положения глаз (вверх, влево, вправо, влево-вниз и др.).
Мысленно проведитев квадрате диагонали. Повторите упражнение.
Упражнение 2.
Мысленно помещая внутрь квадрата буквы х, о, т, п, повторите упражнение 1. На каждую букву затрачивайте 3-5 сек.
Упражнение 3.
Засеките время и прочтите вслух буквы алфавита. Повторите несколько раз, пока время чтения не снизится до десяти и менее секунд. Если за шесть попыток это не удалось — не огорчайтесь, всему свое время. Если удалось легко, — сократите время насколько возможно.
П.1
а | б | в | г | д | е | е | ж | з | и |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у |
ф | х | ц | ч | ш | щ | ы | э | ю | я |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.2
я | ю | э | ы | щ | ш | ч | ц | х | ф |
у | т | с | р | п | о | н | м | л | к |
и | з | ж | е | ё | д | г | в | б | а |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.3
ю | с | ж | ц | н | е | э | м | х | б |
у | г | л | щ | и | п | ч | а | р | |
о | ш | в | ё | т | к | я | д | ы | ф |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.4
б | х | м | э | п | ч | а | р | ё | з |
ш | н | и | л | ц | с | у | ж | г | ю |
ф | ы | т | д | я | к | о | в | е | ш |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 4.
Дважды и не торопясь прочтите цитаты, запишите их по памяти, а затем сравните с оригиналом. Искажен ли смысл и в какой степени? Какие слова заменены или искажены? Правильно ли воспроизведены фамилии?
П.1
Труден первый шаг и скучен первый путь.
Пушкин.
Решимость добиться успеха важнее всего другого.
Линкольн.
П.2
Дорогу осилит идущий.
Др. римск. изречение.
Начать что бы то ни было мы можем, лишь уверовав в это.
Гейзенберг.
Упражнение 5.
Мысленно поиграйте (см. упр. 2) со слогами: "то", "ра", "ро", "но", "на".
Упражнение 6.
Засеките время и прочтите вслух слоги. Пробуйте читать их в различной ритмике: сериями но два, по три, по четыре и т.д., напевайте их. Старайтесь каждый раз найти для себя наиболее удобный ритм.
П.1
бе | ве | ге | де | же | зе | ке | ле | ме | не |
пи | ри | си | ти | фи | хи | ци | чи | ши | щи |
бо | во | го | до | жо | зо | ко | ло | по | мо |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.2
ба | ва | га | да | жа | за | ка | ла | ма | на |
по | ро | со | то | фо | хо | цо | чо | шо | що |
бу | ву | гу | ду | жу | зу | ку | му | ну | ну |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 7.
Мысленно поиграйте со словами: что, как, это, она, все, так, для, тот, вот, еще. (См. упр.2).
Упражнение 8.
Засеките время и прочтите вслух слова. К очередному пункту можно переходить, если затраты времени на предыдущий не превышают 8-10 сек. Это вам удастся только в том случае, если взгляд опережает речь хотя бы на одно слово, а речедвигательные эталоны хорошо отработаны. Поэтому есть смысл прочесть сначала каждый пункт относительно медленно, останавливаясь и мысленно играя с некоторыми словами. Не смущайтесь, если для достижения результата вам понадобится больше шести попыток. Входящие в это и последующие упражнения слова принадлежат к наиболее употребительным к русском языке.
П.1
что | как | это | она | все | так | для | тот | вот | еще |
наш | год | его | нет | уже | или | сам | мой | кто | под |
без | два | при | раз | там | мир | где | ваш | тут | дом |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.2
над | чем | что | при | вид | как | час | имя | это | про |
ряд | она | век | сын | все | лес | луч | так | оба | ход |
для | шаг | чей | тот | сто | сей | вот | муж | дед | еще |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.3
сад | зал | что | тем | пол | как | зуб | вон | это | дно |
нас | она | род | дух | все | газ | том | так | ухо | шум |
для | нос | сон | ибо | тот | цех | тон | вот | рад | вес |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.4
рот | рис | наш | дым | лоб | год | бок | суд | его | шея |
тип | нет | пар | чей | под | кто | мой | сам | или | уже |
дом | тут | ваш | где | мир | там | раз | при | два | без |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 9
Прочтите текст сначала медленно, прорабатывая отдельные слова я словосочетания. Затем, постепенно ускоряясь, постарайтесь уложиться в 30 сек. Читайте вслух, отчетливо, с выражением.
Свидание. Э.А. По
715зн.=107сл.
Замечу, если никто еще не сделал этого до меня, что манеры истинного джентльмена всегда резко отличаются от манер простого человека, хотя не сразу можно определить, в чем состоит различие. Это как нельзя более подходило к внешности моего незнакомца, но — я это почувствовал в то достопамятное утро — оказывалось еще вернее в отношении его характера и внутреннего облика. Я не могу определить ту духовную особенность, которая так отличала его от прочих людей, иначе, как назвав ее привычкой к упорному и сосредоточенному мышлению, сопровождавшему даже его обыденные действия; оно вторгалось в его шутку, переплеталось с порывами веселья — как те змеи, что выползают из глаз смеющихся масок на карнизах Персеполиса.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 10.
Вспомните, а лучше запишите цитаты из четвертого упражнения. Коротка сформулируйте смысл приведенного выше отрывка.
Упражнение 11.
Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой. Постепенно ускоряя движение линейки, заставляйте себя читать несколько быстрее обычного.
Конец занятия. Время___На занятие затрачено ____.
Теперь, когда вы попробовали свои силы, все же не следует торопиться с выводами, не. стоит брать обязательств выполнить все двадцать уроков входящих в основной курс. Лучше попробуйте выполнить два следующих, посмотреть ва результаты и лишь тогда принять окончательное решение.
Урок№2