Возможности представляемые компьютерным обучением

Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:

  • управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);
  • моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;
  • организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;
  • сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;
  • автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;
  • визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;
  • графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Возможности предоставляемые для развития личности:

  • развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей — в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;
  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

Высокая эффективность компьютерного обучения достигается за счёт:



  • формирования навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся;
  • интенсификации процесса обучения;
  • комплексного использования различных средств новых информационных технологий;
  • разнообразия форм учебной деятельности, способов реализации поставленных задач, скорости исполнения.

Под технологией понимается способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под руководством человека. (Смирнов С.А.)

Компьютерное обучение во многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного процесса. В ходе данного вида обучения у учащихся формируются строго определенные (далеко не все) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в соответствии с требованиями содержания обучения. (Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. Высш. И сред. Уч. Заведений / под. Ред. С.А.Смирнова. -6-е изд.,переаб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 152с.)

Селевко Г.К. выделяеттри варианта компьютерного обучения:

1. как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).

2. как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.)

Цели применения компьютерного обучения:

  • оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
  • по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
  • по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;
  • по степени “механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

Грицык В. А. выделяет следующие основные компоненты учебной деятельности при организации компьютерного обучения:

1. учебная задача;

2. система учебных действий;

3. моделирование содержания объектов усвоения;

4. преобразование модели;

5. действия самооценки и контроля.

Модель компьютерного занятия как дидактическая система включает:

  • номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности;
  • характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия;
  • характеристику дидактической структуры занятия;
  • мотивационное его обеспечение;
  • указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ним сочетание методов обучения.

Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда выше названных факторов и от того, на сколько реализован замысел, представленный в его модели.

Содержание необходимых условий составляющих процесс обучения включает:

  • учителей;
  • учащихся, причем процесс модифицируется в зависимости от усвоения ими знаний, их способностей;
  • содержание обучения;
  • воспитательно-дидактическую среду, т.е. условия размещения, материальную обеспеченность школы, в том числе наличие современных новых информационных технологий.

Компьютерное обучение, как и обучение в целом, использует те же методы и формы, но их содержательное наполнение имеет свою специфику. Методы компьютерного обучения рассматриваются с позиций деятельностного подхода в связи с этим правомерно опираться на классификацию М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, где деление методов происходит по принципу зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности.

Наши рекомендации