Правовое обеспечение мероприятий по управлению безопасностью

Правовое обеспечение управления безопасностью позволяет законодательно установить структуру органов управления безопасностью, определить функции каждого из органов, потребовать проведение всех мероприятий планов и тем самым обеспечить законные права работающих на безопасный труд. В случае невыполнения или неполного выполнения требований безопасности работающие или надзорные органы в соответствии c российским законодательством вправе обратиться в суд.

Однако правовое обеспечение включает в себя не только права и обязанности работодателей и работающих, но и содержит нормативную базу, являющуюся обязательной для руководителей всех отраслей, всех предприятий, организаций и учреждений.

Управление охраной труда в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:

− международном;

− федеральном;

− региональном;

− на уровне предприятия.

Основой международного законодательства об охране труда являются:

− Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Ге-еральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

− Европейская социальная хартия (новая редакция) от 3 мая 1996 г.;

− Конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ, например Конвенция 1947 г. №81 «Об инспекции труда» и протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. «Об инспекции труда», Конвенция 1978 г. «О регулировании вопросов труда» и Конвенция 1981 г. «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» и ряд других.

Федеральное законодательство об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из:

− федеральных законов;

− иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

− законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституцией определено, что:

− в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей;

− устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

− развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

− каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

− признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

− каждый имеет право на отдых;

− работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда, относятся:

− Трудовой кодекс РФ;

− Гражданский кодекс РФ;

− Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);

− Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

− Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

− Федеральный закон «О пожарной безопасности»;

− Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.

Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

− указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

− нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы министерств и ведомств).

В соответствии со статьей 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:

− проектировании;

− строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

− конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

− разработке технологических процессов;

− организации производства и труда.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих

государственные нормативные требования охраны труда

№ п/п Нормативные правовые акты Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарт России* Госстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) Минздрав России*
Строительные нормы и правила (СНиП), своды пра-вил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России** Госатомнадзор России**
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд России*
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) Федеральные органы исполнительной власти

Примечания.

*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцраз-вития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех-надзор).

Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

− при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

− при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

− при внедрении новой техники и технологий;

− по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.

Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.

Наши рекомендации