Правовое обеспечение мероприятий по управлению безопасностью
Правовое обеспечение управления безопасностью позволяет законодательно установить структуру органов управления безопасностью, определить функции каждого из органов, потребовать проведение всех мероприятий планов и тем самым обеспечить законные права работающих на безопасный труд. В случае невыполнения или неполного выполнения требований безопасности работающие или надзорные органы в соответствии c российским законодательством вправе обратиться в суд.
Однако правовое обеспечение включает в себя не только права и обязанности работодателей и работающих, но и содержит нормативную базу, являющуюся обязательной для руководителей всех отраслей, всех предприятий, организаций и учреждений.
Управление охраной труда в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:
− международном;
− федеральном;
− региональном;
− на уровне предприятия.
Основой международного законодательства об охране труда являются:
− Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Ге-еральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
− Европейская социальная хартия (новая редакция) от 3 мая 1996 г.;
− Конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ, например Конвенция 1947 г. №81 «Об инспекции труда» и протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. «Об инспекции труда», Конвенция 1978 г. «О регулировании вопросов труда» и Конвенция 1981 г. «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» и ряд других.
Федеральное законодательство об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из:
− федеральных законов;
− иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
− законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Конституцией определено, что:
− в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей;
− устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
− развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
− каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;
− признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
− каждый имеет право на отдых;
− работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда, относятся:
− Трудовой кодекс РФ;
− Гражданский кодекс РФ;
− Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);
− Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
− Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
− Федеральный закон «О пожарной безопасности»;
− Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.
Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:
− указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
− нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы министерств и ведомств).
В соответствии со статьей 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:
− проектировании;
− строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
− конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
− разработке технологических процессов;
− организации производства и труда.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда
№ п/п | Нормативные правовые акты | Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) | Госстандарт России* Госстрой России | |
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) | Минздрав России* | |
Строительные нормы и правила (СНиП), своды пра-вил по проектированию и строительству (СП) | Госстрой России | |
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России** Госатомнадзор России** | |
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) | Минтруд России* | |
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) | Федеральные органы исполнительной власти |
Примечания.
*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцраз-вития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех-надзор).
Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:
− при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
− при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
− при внедрении новой техники и технологий;
− по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.
Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.