H - Выбрать активную страницу дисплейной памяти
Компьютер хранит, как правило, не один отображаемый образ экрана, а несколько. Для этого видеопамять (память для хранения видеоизображения, находится на плате видеоконтроллера) разбивается на так называемые страницы. Отображается только активная страница видеопамяти.
Используя механизм страниц, программа может заранее подготовить изображение в неактивной странице, затем сделать подготовленную страницу активной. Изображение новой страницы мгновенно появится на экране.
Некоторые отладчики программ используют одну страницу видеопамяти для отлаживаемой программы, другую - для выдачи своих диагностических сообщений.
H, 07h - Прокрутка (скроллинг) окна вверх/вниз.
С помощью этих функций вы сможете переместить выбранную область окна на заданное число строк вверх или вниз. Освободившееся место будет заполняться пустыми строками. Одно из применений этой функции - полная очистка экрана.
H, 09h - Прочитать/записать символ и атрибут.
С помощью этих функций можно прочитать или записать символ и его атрибут. При записи символа можно задать число повторений. Функцию записи с повторением удобно использовать для заполнения области экрана каким-либо символом.
Запись/чтение символа начинается с текущего положения курсора.
Ah - Записать символ.
Эта функция предназначена для записи символа в видеопамять без задания для него индивидуального значения атрибута. Используется текущий атрибут. Можно задавать кратность записи.
Bh - Выбрать цветовую палитру.
Эта функция позволяет управлять цветом рамки вокруг изображения в текстовом режиме и цветом фона в графическом режиме (для адаптеров EGA, VGA).
Ch, 0Dh - Записать/прочитать графическую точку.
Можно высветить точку заданного цвета в заданном месте экрана для выбранной дисплейной страницы или прочитать значение цвета любой точки на экране соответственно.
Eh - Запись символа на экран в стиле TTY.
После записи символа на экран курсор продвигается на следующую позицию, при этом обрабатываются такие управляющие символы, как BEL (подача звукового сигнала), возврат на одну позицию, перевод строки, возврат к началу строки.
Fh - Прочитать текущий видеорежим.
Если Ваша программа изменяет видеорежим, она может сохранить старый видеорежим, получив его с помощью этой функции.
Кроме того, функция возвращает количество столбцов на экране и номер текущей активной дисплейной страницы.
H, 11h, 12h - Обслуживание адаптера EGA.
Эти функции работают только при использовании дисплейных адаптеров EGA и VGA. Они позволяют устанавливать свою цветовую палитру, загружать знакогенератор (например, шрифтом для русских букв) и выполнять некоторые другие функции.
H - Запись строки.
Для машин класса AT и выше при наличии дисплейных адаптеров EGA или VGA эта функция позволяет вывести на экран произвольную строку символов заданной длины, с заданным атрибутом и в заданном месте экрана. Можно также задать номер дисплейной страницы.
Если вы не можете использовать эту функцию (Ваш компьютер - XT или дисплейный адаптер - CGA), единственный способ вывести на экран строку символов с помощью прерывания INT 10h - вызывать в цикле функции 09h, 0Ah или 0Eh для вывода строки по одному символу.
Обслуживание клавиатуры.
Обработчик прерывания INT 16h выполняет несколько функций, связанных с обслуживанием клавиатуры. Мы не будем сейчас перечислять эти функции, они будут подробно описаны в главе, посвященной клавиатуре. С помощью функций обслуживания клавиатуры можно выполнить ввод кода нажатой клавиши как с ожиданием нажатия, так и без ожидания. В последнем случае функция сразу после вызова возвращает код нажатой клавиши или признак того, что никакая клавиша не нажималась.
Заметим, что символы, введенные с клавиатуры, помещаются в специальный клавиатурный буфер. Функция ввода символа без ожидания нажатия на клавишу проверяет состояние буфера - есть в нем символы, или нет. Если в буфере есть символы, первый помещенный в буфер символ возвращается программе. Этот символ затем может быть считан функцией ввода с ожиданием нажатия - фактически ожидания при этом не будет.
Для очистки буфера клавиатуры также можно использовать пару описанных выше функций: сначала программа проверяет пуст ли буфер, и, если он не пуст, считывает символ. Считанный символ никуда не помещается (теряется). После считывания символа программа опять проверяет содержимое буфера и так до тех пор, пока клавиатурный буфер не окажется пустым.
Для машин класса не ниже AT обработчик прерывания INT 16h выполняет и другие функции: установку задержки, запись символов в буфер клавиатуры, обслуживание расширенной клавиатуры.
Обслуживание дисковой подсистемы.
Прерывание INT 13h предназначено для обслуживания жестких и флоппи-дисков. Многочисленные функции прерывания INT 13h выполняют все операции по вводу/выводу на диски. Мы сделаем обзор только самых важных функций, остальные будут рассмотрены в книге 3, посвященной файловой системе.