Композиция публичного выступления
Устное публичное выступление имеет смысловое построение – композицию – структурно-смысловое содержание текста.
Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие.
Структура речи:
Вступление состоит из зачина и завязки.
Цели зачина:
1) подготовить аудиторию к восприятию материала;
2) установить контакт, взаимопонимание, доверие;
3) овладеть вниманием аудитории, заставить слушать.
Цели завязки:
1) сообщить тему текста;
2) заинтересовать постановкой проблемы
3) заявить основной тезис (основную мысль);
4) показать актуальность обсуждаемых вопросов для данной аудитории.
Основная часть состоит из изложения, доказательства (аргументации) и опровержения.
Цель изложения – сформулировать основной тезис и развернуть его.
Цели доказательства:
1) обосновать (аргументировать) точку зрения;
2) проиллюстрировать теоретические положения примерами;
3) убеждение и побуждение.
Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение.
Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи.
Цели собственно заключения:
1) напоминание основного тезиса;
2) обобщение (нужно сформулировать словами обобщающий вывод);
3) призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию.
Цели абсолютного конца:
1) усилить интерес к предмету;
2) закрепить впечатление о речи;
3) соблюсти этикет, протокол (Какие будут вопросы? До свидания).
Сильные позиции устного публичного выступления – это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления (Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что...). В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении (во-первых, во-вторых…); в аудитории единомышленников – в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной – в начале.
Обязательное условие – структура (логика) публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами (начну с..., теперь перейду к..., и, наконец, о..., в заключение отмечу, что...); паузами, понижением тона; числительными (не более 3).
3. Правила организации начала, середины и конца устного публичного выступления
Вступление – обязательный элемент любого выступления. В хорошо подготовленной аудитории должно быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина. Зачин нужен для завладения вниманием аудитории. П. Сопер говорил: «Повлиять на безразличную (инертную) аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против вас».
Внимание аудитории может быть непроизвольным (к сирени, молнии, движущемуся предмету в аудитории), произвольным (сознательным) и послепроизвольным (поддерживаемое интересом). В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.
Приемы захвата внимания.
1. Обращение к событию, времени, месту. П. Сопер советует: «Начните с места, где находитесь». Мы собрались сегодня в аудитории…; Вот висит портрет…; Сегодня годовщина…; Два месяца назад я выступал в этой же аудитории и тогда...; Вчера вечером сообщили, что….
2. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему.
Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия.
Проблемы, которые волнуют аудиторию, – это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. Можно затронуть «групповые интересы» (коррупция, налоги, экология, преступность); злободневные интересы (эпидемия гриппа, выборы, новые законы, положение в мире); «конкретные интересы» (автомобиль, дом, бедность, покупки).
3. Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство:
– затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают (Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах?);
– привести парадокс, который заставит их задуматься (А. Эйнштейн говорил: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто»), софизмы – логически правильные построенные суждения, но по сути неверные (Лекарство – добро, чем больше добра, тем лучше, следовательно, нужно принимать больше лекарств; Сидящий встал, тот, кто встал, тот стоит, следовательно, сидящий стоит; Половина населения земного шара носит очки, следовательно, нужно лечить уши).
– поставить слушателей перед дилеммой (Кто более велик: Пушкин или Гоголь?). Аудитории самой не захочется решать проблему, она захочет, чтобы ее решил оратор, и внимание будет обеспечено.
4. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями (Ссоры между супругами обычно дело. Почему?).
5. Демонстрация какого-либо предмета (Вот книга, но в ней нет ни слова правды).
6. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях (Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...; Недавно я прочитал, что...; Однажды со мной произошел такой случай...).
7. Цитирование знакомого или знаменитости.
8. Исторический эпизод (Мы все довольно плохо знаем историю, и уроки прошлого нас мало чему учат. Знаете ли вы, что...).
9. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации (Вчера в газете, программе...). Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором.
10. Совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно.
11. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса – пауза. Д. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты.
12. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме.
13. Риторическое обращение (Начнем, коллеги. Дамы и господа!).
Технические приемы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания:
– произнесение намеренно громкой фразы;
– произнесения фразы «чужим голосом»;
– совершение необычного действия (например, долго искать что-либо в портфеле);
– включить свет, произвести стук (например, хлопнуть в ладоши).
Нельзя во вступлении:
– говорить, что Вы не оратор;
– начинать с извинений;
– начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного.
Если коммуникативный прием (например, стремление понравиться аудитории) будет расшифрован, то его действие будет равно нулю и он ухудшит коммуникативную позицию оратора.
Общие принципы построения основной части публичного выступления.
1. Принцип краткости – аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу".
2. Принцип последовательности – последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую. Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме.
3. Принцип целенаправленности. Заключается в наличие следующих обязательных элементов:
Проблема – заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей.
Тема – аспект проблемы, избранный для обсуждения.
Тезис – главная мысль. Формулируется в виде утверждения, которое должно быть однозначно понимаемым.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
Цель – доказательство тезиса при помощи аргументов.
4. Принцип усиления – речевое воздействие на слушателей должно увеличиваться к концу выступления за счет
– расположения материала по значимости;
– аргументов по убедительности;
– усиления эмоционального накала изложения;
– усиления интенсивности изложения.
5. Принцип результативности – публичное выступление обязательно должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению, сформулированные словами.
Способы подготовки к выступлению.
Выбор способа подготовки зависит от подготовленности оратора и ответственности выступления:
1. Экспромт – выступление без подготовки.
2. План-конспект выступления – используют опытные лекторы. П. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все».
3. Текст выступления, который читается – используют менее подготовленные и менее уверенные в себе ораторы.
4. Воспроизведение наизусть по памяти – используют ораторы, которые боятся аудитории.
Возможны комбинированные способы подготовки.
Подготовка выступления начинается с обдумывания. Советы по обдумыванию выступления:
– не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению;
– не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»;
– выбрать 1–2 аспекта или вопроса (удобно для восприятия);
– всегда иметь "резервные знания" (термин Д. Карнеги) – материала должно быть больше на 1/3, это придает уверенность;
– мысленно разбить выступление на 3–4 тематических комплекса (сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...);
– совет Д. Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли (очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что…);
– проговорите основные мысли, то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах;
– не готовьтесь к выступлению за один раз, лучше несколько дней, делайте перерывы, готовьтесь блоками, так лучше запомните.
Подготовка конспекта выступления:
– совет Д. Карнеги: записывайте чужие и свои мысли на клочках бумаги разного формата, так легче их будет собрать и расклассифицировать. В верхней части листа написать тему. В тетрадях и блокнотах трудно найти то, что нужно;
– разбейте текст на вступление, основную часть и заключение, т.к. вступление и заключение нужно записать полностью;
– проследите, чтобы в основной части были логические переходы от одной мысли к другой, для этого используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу), вопросы аудитории (что является причиной этого?);
– проследите, чтобы каждый выдвигаемый тезис был подкреплен фактами (не менее 3–х);
– язык конспекта: короткие предложения; лучше вносить не вопросы, а конкретные утверждения.
Как пользоваться конспектом.
Ч. Чаплин боялся микрофона и полностью записывал свои речи. И.И. Мечников тщательно готовился к лекции, но записей и конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Химик Л.Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал ее семье, держал перед собой, но не заглядывал. Историк В.О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог М.М. Сеченов сначала вышептывал лекции, потом читал без конспекта. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и изредка в них заглядывал.
Советы по использованию конспекта:
– удобнее заглядывать в небольшие листы;
– совет Д. Карнеги: конспект нужен только при подготовке, при выступлении не заглядывать, а записи держать в кармане, т.к. использование лектором записей на 50 % снижает интерес к выступлению. Но выступать без записи могут только опытные лекторы, многократно выступающие на одну тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими редко.
Для выработки уверенности в себе необходимо:
– громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории, подняв руку;
– просить слова и произносить краткие реплики;
– участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение;
– обсуждать тему в семье, с друзьями;
– репетировать про себя, идя по улице;
– репетировать наедине, негромко, с жестами;
– перед зеркалом лучше не тренироваться – отвлекает и потом его не будет.
Психологическая подготовка к выступлению:
– не бойтесь слушателей, они еще ни разу никого не съели. Еще ни разу ни один оратор не падал в обморок, даже при очень плохом выступлении. Одна молодая учительница на первом уроке постоянно заглядывала в бумажку, на которой было написано: не бойся, они тебя не съедят.
– сконцентрируйте внимание не на собственном переживании, а на содержании своей речи. Для слушателей важнее ваша позиция, ваши идеи, а потом вы сами. Им важнее что вы говорите, а не как. Д. Карнеги: представьте, что вы посыльный и пришли с телеграммой;
– говорите не все, резервные мысли укрепят вашу уверенность;
– не готовьтесь в день вступления;
– за 1–1,5 ч. до выступления не занимайтесь непривычными и неожиданными делами, не начинайте новых дел, это рассеет ваше внимание;
– не ешьте перед выступлением (Остап Бендер, когда был голоден, испытывал приступы красноречия) – кровь из мозга будет в желудке;
– избегайте нервных движений, они будут способствовать усилению неуверенности. Для этого лучше занять руки: шевелить пальцами за спиной или пальцами ног, держаться за стул или трибуну, зажать в руках маленький предмет, например, монету.