И. Тальгейм, Г. Надольны. Галстуки

Глава 11.Методы формирования кадрового состава

Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала

Глава 13. Методы реформирования организации

Методы формирования кадрового состава

На голодный желудок наш человек ни думать, ни делать ничего не хочет, а на сытый – не может…

А. Кнышев. Тоже книга

В данном разделе предпринята попытка описания деятельно­сти по управлению персоналом с точки зрения методов работы менеджера по персоналу. В основе раздела — обобщение успеш­ной практики управления персоналом. В данный раздел включе­ны лишь те методы управления персоналом, которые, согласно имеющимся данным, могут быть использованы (а во многих слу­чаях и используются) практическими менеджерами по персоналу отечественных организаций.

Основным индикатором эффективности методов прикладной работы по управлению персоналом, прежде всего, являются пози­тивные изменения в консультируемой организации. Из чего сле­дует правило: согласовывай проект и результаты каждого эта­па разработки и внедрения методов с заказчиком, при этом старайся максимально вовлекать его в эту работу, даже если при этом его придется обучать.

Одного осознания работниками организации того, что про­блему можно решить, недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы еще и знание о том, как это сделать, и уместное использование соответствующих методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овла­дение соответствующими навыками, то под уместностью мы по­нимаем адекватность используемого метода конкретной ситуа­ции в организации. Из чего можно сформулировать следующее правило: важно не только вовлечь представителей консультируемой организации в процесс совместной работы с консультантом. Важно, чтобы они были хорошо оснащены соответствующими .методами решения возникающих проблем.

Известные на сегодня методы управления персоналом, апробированные в ряде отечественных организаций и адаптированные к деятельности кадровых служб, могут быть объединены три подгруппы:

• методы формирования кадрового состава организации;

• методы поддержания работоспособности персонала;

• методы оптимизации кадрового потенциала.

К первой группе методов, ориентированных на формирование кадрового состава организации, относятся методы проектирова­ния организационной структуры. В динамично изменяющихся ус­ловиях внешней и внутренней среды проектирование превраща­ется в достаточно постоянную деятельность руководства органи­заций. В самом общем виде можно обозначить четыре основных метода, используемых при создании проекта организационной структуры: 1) аналитический, 2) технологический, 3) организаци­онно-культурный и 4) «прототипический» методы. В процессе зна­комства с материалом данной главы читателю предстоит осущест­вить свой выбор между перечисленными методами, взвесив все возможности и ограничения каждого из них. Мы надеемся, что вы­бор будет сделан в пользу усиления возможностей каждого из ме­тодов по принципу их взаимодополнительности.

Проектирование

Структуры организации

... Я не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь тру­дится. Мне хочется встать и распоряжаться — расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура.

Джером К. Джером. Трое в лодке

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации, и в конечном виде, ту метафору, в соответствии с которой и построена организация.

Виды структурирования

Поскольку структура — это прежде всего совокупность взаимосвязанных звеньев, образую­щих систему, то возможные связи между звеньями системы позво­ляют различать следующие виды структурирования:

1) линейная — звенья связаны друг с другом последовательно;

2) функциональная;

3) кольцевая — звенья связаны друг с другом также последовательно, но «выход» последнего звена одновременно является «входом» первого;

4) «колесо» — в отличие от кольцевой в центре (на месте «оси») имеется звено, связанное со всеми остальными;

5) звездная — в отличие от структуры «колесо» отсутствуют периферийные связи («обод»), а звенья связаны между собой лишь через центр (центральное звено);

6) многосвязная — в отличие от кольцевой структуры каждое звено связано со всеми остальными;

7) сотовая — каждое звено связано либо с четырьмя другими (либо с тремя) и имеет один внешний «выход» («вход»), либо с двумя и имеет два внешних «выхода» («входа»);

8) иерархическая — характеризуется наличием иерархии управ­ления;

9) смешанная — в различных подсистемах возможны перечис­ленные виды структур.

Экспериментальное изучение этих видов структурирования показало различную их эффективность. Так, достаточно про­стым и четко поставленным задачам, а также рутинным задани­ям, допускающим возможность ошибки, более соответствуют звездная и иерархическая структуры, поскольку обеспечивают быстрое получение решений. Многосвязная структура в смысле безотказности и правильности решения более подходит для сложных задач с неполной информацией, хотя процесс решения занимает больше времени. Линейная структура дает неплохие результаты при решении простых задач с малым объемом ис­ходных данных. Кольцевая — предпочтительнее там, где требу­ется творческий подход к решению, она же способствует наи­большей удовлетворенности участников своей деятельностью. Наименьшее влияние на результат решения оказывает квалифи­кация участников в многосвязной и сотовой структуре, а наибольшее — в звездной и иерархической.

С точки зрения «топографии» организационное пространст­во может быть распределено: 1) географически (цеха, отделы), 2) функционально (каменщик, нормировщик), 3) статусно (ра­бочие, служащие, руководители) и иерархически (начальник отдела, директор завода).

Основные типы организационных структур мы рассмотрели выше, сейчас же обсудим наиболее эффективные из них.

Наши рекомендации