Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Личностные оценки руководителя содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным придерживать информацию, с помощью которой коллега мог бы улучшить проект, над которым трудится. Несмотря даже на то, что этот работник может быть вашим главным конкурентом на пути должностного продвижения, ценность, которую вы придаете лояльности и открытости, заставляет вас принять решение о передаче информации коллеге.
Немаловажное значение имеют культурные различия. Например, австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южнокорейские больше значения придают силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании.
Некоторые организации используют формальные декларации о корпоративных ценностях, чтобы решения, принимаемые руководителями, и действия всех работников организации отражали общую систему ценностей.
Среда принятия решения. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. В данном случае понятие риска относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат.
Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов. Например, руководитель может точно установить, какими будут затраты на производство определенного изделия на ближайшую перспективу, поскольку арендная плата»; стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью. Очень немногие решения принимаются в условиях определенности.
Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Наиболее желательный способ определения вероятности - объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Пример объективной вероятности - монета ложится вверх «решкой» в 50 % случаев. Другой пример - прогнозирование уровня смертности населения страховыми компаниями. Так как все население служит базой эксперимента, можно с высокой точностью предсказать, какой процент людей определенного возраста умрет в этом, следующем и т.д. годах. По этим данным они определяют, сколько страховых взносов они должны получить, чтобы оплатить заявления о выплате страхового вознаграждения и иметь прибыль.
Руководство обязано учитывать уровень риска в качестве важнейшего фактора. Существует несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитать риск. Доклады правительства по вопросам экономики, результаты переписи содержат огромный массив данных по структуре народонаселения, росту цен, распределению доходов, инфляции, заработной плате. Когда внешняя информация недоступна, организация может добыть ее своими силами, проведя исследование. Анализ рынка настолько широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, кинофильмов и политиков, что он сам по себе превратился в важную сферу деятельности, а также стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.
Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно оценить вероятность результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющейся среде. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, наукоемкая и политическая среда.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Эту информацию руководитель часто сочетает с накопленным опытом и интуицией, чтобы придать результату субъективную или предполагаемую вероятность.
Вторая возможность - действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур велики.
Время и окружение. Ход времени обычно обусловливает изменение ситуации. Если оно значительно, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Например, фирме «Дюпон» для создания нейлона как промышленного продукта потребовалось 25 лет. Поэтому учет фактора времени иногда заставляет руководителей опираться на суждения или даже интуицию, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.
Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказались в выигрыше. Например, фирма «Миннесота Майнинг энд Мэнюфекчюринг» разработала процесс цветного копирования в 1961 году, а фирма «Ксерокс» первый удачный образец цветного копировального автомата выбросила на рынок лишь в 1975 году. Фирма «Беркли Фото» и ряд других компаний затеяли производство карманных калькуляторов и понесли огромные убытки, в то время как усовершенствованная технология позволила новичкам на рынке наладить выпуск калькуляторов с меньшими, чем за год до того, издержками.
Информационные и поведенческие ограничения. Для рационального решения проблемы необходима информация. Однако бывает, что необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или дорого стоит. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.
Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное - отложить принятие решения (если время не является критическим фактором и потери от задержки будут перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации).
Поведенческие ограничения. На принятие решений влияют также поведенческие ограничения. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
Перегруженность руководителей информацией и текущей работой не позволяет им воспринимать открывающиеся возможности.
Руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют.
Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. Может иметь место точка зрения, по которой «проблемы - это плохо», ибо гораздо важнее «хорошо выглядеть».
Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. Ему трудно объективно оценить текущее состояние освоения капвложений или проекта.
Таким образом, многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решения.
Отрицательные последствия и взаимозависимость решений. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек. Установка автоматической линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность.
Проблема процесса принятия решения состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Руководителю приходится выносить часто субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемы для руководителей организации. Например, нарушение закона или этических норм.
В организации все решения взаимосвязаны. Единичное важное решение потребует многочисленных последующих решений. Например, если организация решает перевести штаб-квартиру в другой город, она должна также принять решение о том, как компенсировать переезд работникам, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате перебазирования.
Крупные решения имеют последствия для всей организации. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Закупка оборудования отразится не только на производственном отделе, но на отделах сбыта и маркетинга.
Эффективно работающий руководитель должен понимать взаимозависимость решений, т.е. видеть «всю картину» и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.