Конформизм и его роль в управлении (личность и коллектив)
Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм(от лат. conformis — подобный, схожий), т. е. принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.
Степень конформизма зависит от:
1. Величины коллектива.
2. Характера межличностных отношений.
3. Возможности принимать самостоятельные решения.
4. Взятых публично обязательств.
5. Сложности ситуации.
В результате конформности формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов и поддержке общего мнения.
Конформизм имеет немало положительных сторон:
- обеспечивает выживаемость группы в критических условиях;
- придает ей «лицо»;
- облегчает вхождение новичков в коллектив;
- избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.
Тема 7. Управленческая структура
Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени
Норма управляемости
Управленческое взаимодействие и его формы (коммуникационные структуры в управлении)
Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени
Под управленческой структурой организации можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления, находящихся в относительном соотношении и взаимосвязи.
Звенья управления представляют собой организационно обособленные должности и подразделения, обладающие необходимой материально-технической базой для выполнения административных функций. Звенья управления находятся в определенной взаимной связи и соподчинении.
Совокупность звеньев определенного уровня образует управленческую ступень.
Выделяют звенья общего управления (дирекция), звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности), звенья функционального управления (например, плановый отдел).
Организации, где имеется только один руководитель (т е. подразделения здесь отсутствуют), а все остальные являются исполнителями, обладают одноуровневой структурой управления. При наличии нескольких подразделений возникает необходимость в лице или органе, который координировал бы их деятельность. Это делает структуру управления двухуровневой.
Если подразделений много, их приходится объединять в группы, в каждой из которых будет самостоятельный орган управления, а для осуществления общего руководства создается самостоятельный отдел.
Норма управляемости
Норма управляемости - это предельное число работников, которыми в данных условиях можно эффективно руководить. Ее средняя величина составляет 7—10 человек, в том числе на высших этажах организации — 4-5, а на нижних, при выполнении простых работ, может достигать 20—30 человек.
На практике величина нормы управляемости зависит от очень многих обстоятельств:
1) характер деятельности организации или подразделения.
2) уровень знаний, личных способностей, умения быстро работать, заинтересованности подчиненных и руководителя; наличия у последнего времени.
3) новизна задач, количество возможных неожиданных и неопределенных ситуаций, в которых подчиненным может потребоваться помощь руководителя.
4) организация управленческой деятельности.
5) уровень организационной культуры и культуры межличностных отношений, состояние морально-психологического климата;
6) территориальная разбросанность исполнителей, оторванность их от руководства, надежность связи с ним.
7) величина прав, которыми наделены исполнители.
8) физические и психологические возможности участников управленческого процесса.
Помимо масштабов, характера деятельности организации, принятой в ней нормы управляемости, на конкретную структуру управления влияют несколько групп факторов:
- технологические факторы.
- экономические факторы.
- структура управления не может не находиться под влиянием социальной структуры и взаимоотношений между людьми.
- наконец, структура управления во многом определяется характером основной деятельности.
3. Управленческое взаимодействие и его формы
Звенья управленческой структуры соединены системой коммуникационных каналов. В совокупности они образуют вертикальный срез управленческой структуры. Посредством коммуникационных каналов осуществляется взаимодействие между ними.
Классификация взаимодействий:
1. По содержанию такое взаимодействие может быть:
- информационным, в рамках которого участники управленческого процесса обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений;
- административным, в процессе которого вышестоящие звенья управленческой структуры передают нижестоящим полномочия, распоряжения, инструкции, рекомендации, осуществляют контроль.
- техническим, проявляющимся через участие субъектов управления в организационной деятельности.
2. По характеру взаимодействие может быть:
- прямым, которое основывается на контактах сторон,
- косвенным, подразумевает, что одна сторона создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было команд, выполняет требующиеся от нее действия. Здесь можно упомянуть разного рода правила, инструкции и прочее.
- непосредственное, когда при контактах между участниками управления отсутствует промежуточное звено.
Сами коммуникационные каналы различаются:
А) прежде всего, техническими возможностями: пропускной способностью, т.е. реальным объемом и скоростью действий (например, передача сведений), которые могут осуществляться за единицу времени, величиной возможных потерь информации и прочее.
Б) направленностью коммуникации. Она может быть односторонней, когда, например, управленческая информация движется только в одном направлении — от источника к получателю (доска приказов, расписание занятий), или двусторонней как, скажем, при беседе.
Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают между собой должности или подразделения, а вторые — частных лиц. По формальным каналам осуществляются передача только официальной информации; по неформальным — как официальной, так и личной.
Если коммуникационные каналы соединяют разные уровни управления, они являются вертикальными.
Коммуникационные каналы, связывающие управленцев одного уровня, называются горизонтальными. Они обеспечивают возможность оперативной координации текущих действий.
Каналы, связывающие субъектов, относящиеся не только к разным уровням, но и к различным частям организации, могут быть названы диагональными.
Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления, образует его коммуникационную структуру. Последняя может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной ее части, например подразделению.
Взаимодействие только через центральное звено означает, что коммуникационная структура является централизованной, а само это звено выступает не только в качестве посредника, но источника и контролера коммуникаций. В то же время структура коммуникаций может быть полицентричной, предполагающей наличие нескольких равноправных субъектов, осуществляющих концентрацию и перераспределение информации, или децентрализованной, когда большая ее часть (обычно по содержанию второстепенная) минует центральное звено.