Глава 1. Введение в информатику
Конспект лекций
по дисциплине
«Информатика»
Омск-2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1…………………………………………………………………………………………….7
Глава 1. Введение в информатику. 7
1.1. Что такое инфоpматика?. 7
1.2. Что такое информация?. 8
1.3. В каком виде существует информация?. 9
1.4. Как передаётся информация?. 9
1.5. Как измеряется количество информации?. 10
1.6. Что можно делать с информацией?. 12
1.7. Какими свойствами обладает информация?. 12
1.8. Что такое обработка информации?. 13
1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?. 13
1.10. Что понимают под информатизацией общества?. 13
Лекция 2……………………………………………………………………………..14
Глава 2. Общие принципы организации и работы компьютеров. 14
2.1. Что такое компьютер?. 14
2.2. Как устроен компьютер?. 15
2.3. На каких принципах построены компьютеры?. 16
2.4. Что такое команда?. 17
2.5. Как выполняется команда?. 18
2.6. Что такое архитектура и структура компьютера?. 19
2.7. Что такое центральный процессор?. 20
2.8. Как устроена память?. 21
2.9. Какие устройства образуют внутреннюю память?. 21
2.10. Какие устройства образуют внешнюю память?. 24
2.11. Что такое аудиоадаптер?. 28
2.12. Что такое видеоадаптер и графический акселератор?. 29
2.13. Что такое клавиатура?. 30
2.14. Что такое видеосистема компьютера?. 31
2.15. Что такое принтер, плоттер, сканер?. 34
2.16. Что такое модем и факс-модем?. 36
2.17. Что такое манипуляторы?. 36
2.18. Как устроен компьютер?. 37
2.19. Какие основные блоки входят в состав компьютера?. 39
2.20. Что собой представляет системная плата?. 40
Лекция 3……………………………………………………………………………41
2.21. Как организуется межкомпьютерная связь?. 41
2.22. Что такое компьютерная сеть?. 43
2.23. Как соединяются между собой устройства сети?. 44
2.24. Как классифицируют компьютерные сети по степени географического распространения?. 45
2.25. Как соединяются между собой локальные сети?. 46
2.26. Как работают беспроводные сети?. 47
2.27. Что такое сеть Интернет и как она работает?. 49
2.28. Основные возможности, предоставляемые сетью Интернет.. 50
2.29. Что такое мультимедиа и мультимедиа-компьютер?. 54
2.30. Компьютерные вирусы.. 55
Лекция 4……………………………………………………………………………58
Глава 3. Классификация компьютеров……………………………………… ….58
3.1. По каким критериям классифицируют компьютеры?. 58
3.2. На чем основана классификация по поколениям?. 58
3.3. Какие компьютеры относятся в первому поколению?. 59
3.4. Какие компьютеры относятся ко второму поколению?. 60
3.5. В чем особенности компьютеров третьего поколения?. 61
3.6. Что характерно для машин четвёртого поколения?. 62
3.7. Какими должны быть компьютеры пятого поколения?. 63
3.8. На какие типы делятся компьютеры по условиям эксплуатации?. 63
3.9. На какие типы делятся компьютеры по производительности и характеру использования?. 64
3.10. Какие существуют типы портативных компьютеров?. 66
Лекция 5……………………………………………………………………………68
Глава 4. Программное обеспечение компьютеров……………………. ….68
4.1. Что такое программное обеспечение?. 68
4.2. Как классифицируется программное обеспечение?. 68
4.3. Какие программы называют прикладными?. 69
4.4. Какова роль и назначение системных программ?. 69
4.5. Что такое операционная система?. 71
4.6. Что такое файловая система ОС?. 72
4.7. Какова структура операционной системы MS DOS?. 73
4.8. Что такое программы-оболочки?. 74
4.9. Что собой представляют операционные системы Windows, Unix, Linux ?. 75
4.10. Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор?. 78
4.11. Что такое системы программирования?. 79
4.12. Для чего нужны инструментальные программы?. 81
4.13. Что такое текстовый редактор?. 81
4.14. Что такое графический редактор?. 82
4.15. Каковы возможности систем деловой и научной графики?. 83
4.16. Что такое табличный процессор?. 84
4.17. Что такое системы управления базами данных?. 85
4.18. Что такое библиотеки стандартных подпрограмм?. 86
4.19. Что такое пакеты прикладных программ?. 86
4.20. Что такое интегрированные пакеты программ?. 86
4.21. Что такое органайзеры?. 87
4.22. Что такое сетевое программное обеспечение?. 87
Лекция 6……………………………………………………………………………89
Глава 5. Арифметические основы компьютеров………………. ………….89
5.1. Что такое система счисления?. 89
5.2. Как порождаются целые числа в позиционных системах счисления?. 90
5.3. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером?. 90
5.4. Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной?. 91
5.5. Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления?. 91
5.6. Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления?. 92
5.7. Как перевести правильную десятичную дробь в любую другую позиционную систему счисления?. 92
5.8. Как перевести число из двоичной (восьмеpичной, шестнадцатеpичной) системы в десятичную?. 93
5.9. Сводная таблица переводов целых чисел из одной системы счисления в другую.. 94
5.10. Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления?. 95
5.11. Как представляются в компьютере целые числа?. 100
5.12. Как компьютер выполняет арифметические действия над целыми числами?. 102
5.13. Как представляются в компьютере вещественные числа?. 105
5.14. Как компьютер выполняет арифметические действия над нормализованными числами?. 106
Лекция 7……………………………………………………………………………107
Глава 6. Логические основы компьютеров……………………………….. ….107
6.1. Что такое алгебра логики?. 107
6.2. Что такое логическая формула?. 110
6.3. Какая связь между алгеброй логики и двоичным кодированием?. 111
6.4. В каком виде записываются в памяти компьютера и в регистрах процессора данные и команды?. 111
6.5. Что такое логический элемент компьютера?. 112
6.6. Что такое схемы И, ИЛИ, НЕ, И—НЕ, ИЛИ—НЕ?. 112
6.7. Что такое триггер?. 114
6.8. Что такое сумматор?. 116
6.9. Какие основные законы выполняются в алгебре логики?. 117
6.10. Как составить таблицу истинности?. 117
6.11. Как упростить логическую формулу?. 119
6.12. Что такое переключательная схема?. 120
Лекция 8……………………………………………………………………………123
Глава 7. Основы числового кодирования………………………………….. …123
7.1. Кодирование информации. 123
7.2. Кодирование чисел и текстов. 124
7.3. Кодирование текстов. 126
7.4. Кодирование изображений. 127
7.5. Форматы записи изображений. 129
7.6. Кодирование и запись видео. 130
7.7. Кодирование и запись звука. 132
Лекция 9……………………………………………………………………………133
Глава 8. Информационные технологии безопасности и защиты.. 133
8.1. Общие положения защиты информации. 133
8.2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей. 134
8.3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них. 136
8.4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты.. 144
Лекция 10…………………………………………………………………………144
Алгоритмы. Алгоритмизация. Алгоритмические языки……………. …144
10.1. Что такое алгоритм?. 144
10.2. Что такое "Исполнитель алгоритма"?. 145
10.3. Какими свойствами обладают алгоpитмы?. 146
10.4. В какой форме записываются алгоритмы?. 146
10.5. Что такое словесный способ записи алгоритмов?. 146
10.6. Что такое графический способ записи алгоритмов?. 147
10.7. Что такое псевдокод?. 148
10.8. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке?. 148
10.9. Что такое базовые алгоритмические структуры?. 149
10.10. Какие циклы называют итерационными?. 153
10.11. Что такое вложенные циклы?. 154
10.12. Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других?. 155
10.13.Что такое уровень языка программирования?. 156
10.14. Какие у машинных языков достоинства и недостатки?. 156
10.15. Что такое язык ассемблера?. 156
10.16. В чем преимущества алгоритмических языков перед машинными?. 157
10.17. Какие компоненты образуют алгоритмический язык?. 158
10.18. Какие понятия используют алгоритмические языки?. 158
10.19. Что такое стандартная функция?. 159
10.20. Как записываются арифметические выражения?. 160
10.21. Как записываются логические выражения?. 161
Лекция 11…………………………………………………………………………163
Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера ……………………………………………………………………163
11.1. Какие этапы включает в себя решение задач с помощью компьютера?. 163
11.2. Что называют математической моделью?. 163
11.3. Какие основные этапы содержит процесс разработки программ?. 165
11.4. Как проконтролировать текст программы до выхода на компьютер?. 165
11.5. Для чего нужны отладка и тестирование?. 165
11.6. В чем заключается отладка?. 166
11.7. Что такое тест и тестирование?. 166
11.8. Какими должны быть тестовые данные?. 167
11.9. Из каких этапов состоит процесс тестирования?. 167
11.10. Каковы характерные ошибки программирования?. 168
11.11. Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы? 169
11.12. Какие ошибки не обнаруживаются транслятором?. 169
11.13. В чем заключается сопровождение программы?. 169
Лекция 1
Глава 1. Введение в информатику