Как сказать «нет» и при этом не обидеть
Теперь, когда вы настроились на то, чтобы говорить «нет» без дрожи в голосе, ознакомьтесь с десятью способами выражения отказа, которые не оскорбят чувства собеседника. Помните, что «нет» экономит время, а потому произносите свой монолог с сознанием собственной правоты.
1. Нет, но на следующей неделе мы могли бы…
2. Нет, но что, если я…
3. Нет, я буду занят до…
4. Нет, сейчас мне необходимо закончить…
5. Нет, к сожалению, я должен…
6. Нет, извини, но я не могу…
7. Нет, боюсь, мне придется…
8. Нет, но ты можешь смело обращаться ко мне через…
9. Нет, однако я смог бы…
10. Нет, сейчас это невозможно, но…
Если и после этого вам трудно произнести слово «нет», воспользуйтесь менее категоричными формулировками. Вот вам еще несколько вариантов вежливого, но недвусмысленного отказа:
1. Извини, но…
2. К сожалению, это невозможно, потому что…
3. Боюсь, что…
4. Заманчиво, однако…
5. Я бы с удовольствием, но…
6. В другой раз я бы с радостью (если это действительно так), да вот…
ДЕСЯТКА КЛЮЧЕВЫХ СОВЕТОВ
1. Не сомневайтесь в своем праве отказывать.
2. Будьте любезны, но тверды.
3. Тренируйтесь перед зеркалом в произнесении слова «нет».
4. Отказывая, улыбайтесь.
5. Не говорите «да», только чтобы что-то сказать.
6. Будьте честны.
7. По возможности делайте встречное предложение.
8. В определенных случаях не забывайте поблагодарить собеседника.
9. Попросите время на размышление, если оно вам необходимо.
10. Доверяйте своей интуиции.
Резюме
Умение говорить «нет» является одним из наиболее важных приемов техники управления временем. Отвечайте положительно только на те просьбы, которые соответствуют вашим приоритетам. Говорите «нет» вежливо, но твердо, для чего можете воспользоваться приведенными в этой главе примерами. Если ваше «нет» не производит впечатления на собеседника, повторяйте одно и то же во множестве вариантов, пока до человека не дойдет смысл ваших слов. Выражайтесь определенно и не забудьте поблагодарить за предложение, если оно того заслуживает. Согласуйте с боссом объем и график выполнения дополнительных заданий. По возможности помогайте коллегам, но не в ущерб собственной работе.
Глава 7. Сократите объем бумажной работы
Чем меньше бумаг, тем больше экономия рабочего времени. В этой главе развеивается миф о безбумажном офисе и объясняется, как сократить количество бумаг до абсолютного минимума. В ней же поясняется, как быстро и эффективно работать с входящими документами и корреспонденцией и как уменьшить количество вырабатываемой вами самими бумажной продукции.
Миф о безбумажном офисе
Большинство людей в наше время работают с прекрасной техникой: с компьютером, ксероксом, факсом. Они, безусловно, облегчают жизнь, но есть одна вещь, которая им не под силу, — сократить количество бумаг, с которыми приходится иметь дело.
И тем не менее миф о безбумажном офисе удивительно живуч. В теории все просто: техника делает бумаги ненужными. Мы можем общаться по телефону, факсу, электронной почте. Бумага здесь лишняя. Но почему тогда она по-прежнему вокруг нас?
Ответ прост: мы делаем бумагу атрибутом своей работы, неважно, нужна она нам или нет. Мы набираем письма и другие документы на компьютере и затем распечатываем помногу экземпляров. Мы звоним по телефону, а затем высылаем письменное подтверждение. Когда звонят торговые агенты, мы отделываемся от них, требуя выслать подробное предложение по почте. Мы отправляем сообщения по электронной почте, а затем распечатываем полученные ответные послания. Снимаем копии со множества документов и писем, ведь это так просто! Высылаем эти копии другим людям с пометкой «Дня архива» или «Для сведения». И сами получаем в ответ не меньшие кипы бумаги. Куда мы все это деваем? Впихиваем в папки и шкафы, складываем на стеллажи, на пол, на полки, заполняя бумагами все свободное пространство. Но бумаг всегда больше, чем места.
Какие бумаги вам нужны?
Возможно, вы один из тех аккуратистов, вокруг которых не увидишь ни одного листочка бумаги. Даже если это так, все равно среди тех листков, которые вы столь бережно убрали на отведенное для них место, наверняка есть ненужные.
Прежде чем двигаться дальше, попытайтесь определиться, для чего вам нужны бумаги. Возможно, вы держите их по каким-то приведенным ниже причинам:
► для справки;
► ради интереса;
► абсолютно необходимы для работы;
► без конкретной цели, просто не знаете, куда деть;
► бумаги этого источника непременно хранятся;
► компания требует иметь все бумаги в трех копиях;
► могут пригодиться;
► чтобы почитать, когда будет время;
► для передачи коллегам.
На самом же деле большинство хранимых бумаг бесполезны. Немного поразмыслив, вы сможете либо совсем освободиться от них, либо существенно сократить их количество.
СОПУТСТВУЮЩИЙ СОВЕТ
Не знаете, следует ли сохранить документ для справки? Положите его на три месяца в ящик стола. Если за это время никто не захотел на него взглянуть, смело выбрасывайте в корзину.