Запоминание определений и формулировок
Поскольку мы уже начали разбирать метод пиктограмм для запоминания стихов, то можно рассмотреть применение этого метода и для запоминания определений.
Принцип точно такой же. Вы показываете первую букву определения, следом нанося несколькими штрихами изображение, которое поможет вам вспомнить всё определение. При необходимости можно нарисовать определение из двух, трёх и более пиктограмм, показывая в каждой первые буквы либо очередной части определения, либо ключевых слов этого определения. На этом видео – пример запоминания определения
ИНТЕЛЛЕКТ:
Интеллект –это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Вы читаете это определение и за долю секунды переносите его силуэт на левую грань голограммы, примерно на три часа назад.
Я рисую это определение, нагромождая изображение из первых букв слов определения, таким образом, чтобы получилось некое подобие лица, поскольку именно лицо многие связывают с интеллектом.
По завершении рисования этот рисунок рекомендуется представить на правой грани поочерёдно на трёх мысленных экранах: через 30 минут, через 3 часа и через 40 дней.
Правило размещения первых букв здесь очень простое: мы рисуем сверху вниз либо слева направо.
Надо признать, что не каждое определение может хорошо сложиться в какую-то картинку просто из первых букв слов. Чаще всего люди рисуют всё-таки лаконичные рисунки, в сочетании с буквами.
Можно взять и нарисовать ещё одно определение:
Голографическая память – универсальная система развития памяти, мышления, интуиции, опирающаяся на свойство человеческого разума располагать воспоминания и представления о будущем в определённых местах в умственном пространстве с приведением в порядок всех этих воспоминаний и представлений о будущем и соединением воедино линий времени от разных органов чувств в удобной для применения форме треугольника либо трапеции, что позволяет использовать её как для улучшения работы памяти, мышления, интуиции, так и для достижения целей, решения более с ложных психологических задач и безопасно взаимодействовать с личным и коллективным безсознательным.
После прочтения вы, как обычно, помещаете контур этого определения в прошлое, а затем приступаете к рисованию. Я рекомендую потренироваться в рисовании на примере этого определения, которое очень удобно для тренировки тем, что его можно рисовать не одним, а несколькими последовательно располагающимися рисунками-пиктограммами. Вы разбиваете длинное определение на части (сознательно, либо так, как получится в процессе рисования) и тогда вам его гораздо проще будет рисовать и запоминать.
Нарисовав рисунок, вы переносите его на правую грань, на те же самые 3 экрана.
Но иногда не удаётся нарисовать даже мало-мальские рисунки для закладки в память того или иного определения. В этом случае можно поступить ещё проще. Вы берёте фломастеры (обычно достаточно два либо три цвета) и крупно, на черновике нагромождаете первые буквы слов определения, соблюдая вышеозвученный порядок: слева-направо и сверху-вниз.
Таким образом, несколько лет назад я запомнил определение из теории систем, которое не хотело само просто так укладываться в память: элементу системы для выживания необходимо определённое количество гибкости, пропорциональное возможным колебаниям остальной системы.
Я просто попробовал расположить каким-то особым образом первые буквы слов этого определения. У меня получилась вот такая “куролесица”:
Но самое интересное, что даже после такого элементарного действия это определение навсегда закрепилось у меня в памяти. Видимо, немаловажную роль здесь сыграло то, что я всё-таки думал, как мне располагать буквы, когда писал их крупно на листе бумаги, и фактор “думания” при написании букв, который, как известно, является одним из самых важных для запоминания, позволил мне запомнить это определение.
Римская комната или метод Цицерона
Автором метода запоминания «Римская комната», дошедшего до нас со времён Древнего Рима, считается Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.), который среди других известных личностей древности отличался удивительной памятью: он никогда не пользовался записями во время своих выступлений, даже если речь была очень длинной и содержала большое количество различных фактов или подробностей.
Как же он запоминал такие большие объёмы информации?
До нас дошёл секрет этого удивительно человека: при составлении очередного выступления он медленно проходил по своему дому, связывая каждую новую тему выступления с очередным предметом на своём пути. А затем, во время выступления, он просто вспоминал, как он шёл, и в его памяти во всех подробностях оживала подготовленная им речь.
Этот метод можно по праву назвать универсальным, поскольку с его помощью можно запоминать не только выступления, тексты, формулы, списки названий, людей, стран или другие перечни, но и совершенно, казалось бы, не связанную между собой информацию.
В рамках данного издания мы рассмотрим применение «Римской комнаты» для запоминания списка или перечня терминов либо свойств, и для запоминания текстовой информации.
Для удобства разбора тонкостей запоминания с помощью этого метода мы воспользуемся разработанным несколько лет назад в нашем центре «Город талантов» тренажёром, который так и называется: «Римская комната». В дальнейшем вы можете использовать этот рисунок либо, что более предпочтительно, будете размещать запоминаемую информацию по интерьеру вашей комнаты или рабочего кабинета (спальни, прихожей, кухни ит.п.
На развороте страниц №… и №… вы можете найти чёрно-белую сильно уменьшенную версию этого тренажёра, который в обычной жизни представляет из себя отпечатанное на прочном, но в то же время гибком материале (наподобие клеёнки) цветное изображение комнаты, к которому прилагаются карточки для игры в различные деловые и развивающие игры и описание.
Для удобства применения “книжного” варианта тренажёра основные предметы комнаты пронумерованы и подписаны на странице, следующей за тренажёром.
Если вам требуется запомнить, к примеру, виды права, то вы можете их также свободно разместить мысленно по комнате, ассоциативно связав по порядку с каждым предметом. В сети интернет я нашёл ответ на свой запрос:
В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:
• конституционное право;
• гражданское право;
• гражданско-процессуальное право;
• уголовное право;
• уголовно-процессуальное право;
• уголовно-исполнительное право;
• административное право;
• трудовое право;
• семейное право;
• финансовое право;
• арбитражно-процессуальное право;
• коммерческое право;
• предпринимательское право;
• земельное право;
• экологическое право;
• муниципальное право;
• право социального обеспечения.
При запоминании с помощью метода «Римская комната» рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. При запоминании списка (если важен порядок) информацию размещаем по порядку, поступательно двигаясь по комнате, не возвращаясь назад, даже если некоторые пункты идеально подходят к тем деталям интерьера, которые остались позади.
В нашем случае (с запоминанием видов права) этот пункт можно не соблюдать, поскольку в списке нет точной нумерации видов.
2. Каждый запоминаемый элемент стараемся увязать как можно сильнее, доводя ассоциативную связь до абсурда, вплоть до того, что представляем, как ломаем или улучшаем интерьер комнаты.
3. На одну и ту же комнату можно размещать самые разные перечни и списки. Если они относятся к разным отраслям знаний, то риск, что информация перепутается, минимален. Информацию похожую иди одного типа рекомендуется размещать по разным комнатам (или системам запоминания), либо, если использовать нужно именно эту комнату, то по разным секущим плоскостям.
Итак, переходим к запоминанию списка видов права по интерьеру напечатанной комнаты. Поскольку можно начинать с любой части интерьера, я предлагаю начать с двери. Конституционное право увязываем как брошюру «Конституция», разобранную на отдельные листочки и наклеенную на дверь. Стараюсь представлять, как разглаживаю намазанные клеем листки по двери, хлопаю по ним ладонью (и представляю этот звук), чтобы они лучше приклеились.
Картинку наклеенных страниц конституции на дверь мысленно ставим на 30 минут вперёд на голограмму, на грань будущего. Это действие – перенос мысленной картинки на экран будущего при некоторой тренировке памяти люди свободно выполняют за долю секунды, как бы между делом.
Гражданское право можно связать со шкафом, в котором граждане берут книги для чтения. Я представляю, как я сам беру книги, и вместе со мной их берут другие люди, предъявляя паспорта, в которых стоит штамп гражданства. Переносим изображение на правую грань на 30 минут вперёд.
Гражданско-процессуальное право я бы связал с коробкой, которая лежит на этом шкафу. Граждане берут книги и нажимают в коробке на кнопку процессора, которая издаёт характерный щёлкающий звук. Рекомендуется самому представить прикосновения к коробке, открыть её мысленно и нажать на кнопку. «Закидываем» в будущее.
Ощущения прикосновения представляем и далее, в каждой связке права с предметом интерьера.
Уголовное право само напрашивается, чтобы его связали с углом – в угол ставят уголовника. Также представляем эту картинку через 30 минут.
Уголовно-процессуальное запоминаю, поставив правее, уже рядом со шкафом ещё одного человека в полосатой робе, который дотягивается рукой до процессора в коробке и тоже нажимает кнопку на нём, как бы отмечается. Ставим на правую грань.
Для уголовно-исполнительного хорошо подходит табурет, на который может стать ещё один человек в характерной полосатой одежде и исполнить какую-то песню. У меня сразу всплывает в памяти песня «Славное море, священный Байкал» в исполнении хора каторжников Тобольского острога, записанная ещё до революции. Ставим картинку на правую грань, но уже не на 30, а минут на 20 - 25.
Администрацию можно усадить на почётное место – на диван напротив телевизора. Представляем на 20 минут в будущем.
Трудовое право можно связать с картинами на стене – наверное, их было очень трудно закрепить, если дом построен из монолитного железобетона. Переносим на 20 минут.
Посмотрите на схему «Римской комнаты» и вспомните эти восемь видов права.
Получилось?
А теперь для тренировки метода рекомендуется остальные виды права также ассоциативно связать с предметами интерьера далее по комнате. Если какие-то детали интерьера вам кажутся не очень удобными, вы можете их пропустить, увязывая со следующим предметом, стараясь ощутить прикосновения, а где возможно – то и звук. И сразу же переносим на мысленный экран на правую грань. По мере того, как вы подходите к завершению этого упражнения, мысленный экран на правой грани представляем всё ближе к лицу. Первый, самый близкий к лицу экран символизирует первое повторение, которое рекомендуется выполнить через 10 минут после запоминания последнего элемента этой информации. Следовательно, по мере того, как вы прорабатываете виды права (а в будущем – любую другую информацию), тот момент, когда вы будете повторять запомненное, неуклонно приближается. Поэтому и первый экран по мере запоминания мы представляем всё ближе к лицу.
Ну и ещё одна тонкость. После завершения запоминания информации рекомендуется взять паузу – минут 10, во время которой заняться чем-то совсем другим, чтобы подсознание могло дополнительно само поработать с запомненной информацией, и только после этого проверить, насколько хорошо запомнился материал.
В нашем случае, поскольку вы владеете навыком голографической памяти, то рекомендуется и повторение выполнять не просто так, а на правой грани, на мысленном экране через 3 часа и затем через 40 дней – если вы хотите запомнить данный материал навсегда. Если такой необходимости нет, то вспоминаем на экране через 3 часа и на экране, соответствующем тому времени, когда вам эта информация может пригодиться. Либо чуть раньше (чуть ближе к лицу).
Давайте поиграем!
На занятиях мы постоянно меняем деятельность, поэтому люди обычно почти не устают, несмотря на то, что курсы можно отнести к категории интенсивных по насыщенности и эффективности. Отчасти этому служат и игры в тренажёры памяти, которых у нас разработано (а также взято у других авторов) довольно много. Причём в развивающие память игры с удовольствием и с пользой, естественно, играют как дети, так и взрослые.
Ещё одно преимущество игровых пятиминуток в том, что на тренажёрах можно свободно в игровой форме отрабатывать сложные приёмы запоминания, и люди не напрягаются, а, наоборот, даже расслабляются во время игры. И в то же время, запоминая разными способами карточки с картинками, лицами или значками, происходит отработка приобретаемых навыков. Но уже в другой, обобщённой форме. Либо, если цель игры более конкретная – например, улучшить запоминание лиц и имён или повысить свободу владения английским, то игровые пятиминутки уже проходят не в обобщённой форме, а являются полноправными составляющими учебного процесса.
Поэтому для того, чтобы несколько разнообразить освоение мнемотехник на основе голографической памяти, в этой главе вам предлагается не обучаться серьёзным навыкам, а просто поиграть.