Путь гармоничного развития
Мысленно осознав свои позиции на каждом из этих уровней, вы сможете оказать влияние на процесс вашей личностной ориентации. Для этого вам нужно решить, чего именно вы хотите достичь на каждом уровне. Найдя обоснованные ответы на приведенные ниже вопросы, вы постепенно начнете осознавать, что требуется вам для гармоничного развития вашей личности.
Частью какой системы вы являетесь и какое влияние вы можете оказать на нее?
Каковы ваши личностные качества и назначение? Порой может потребоваться много месяцев или даже лет, чтобы понять и определить свои личностные качества и назначение. Начните с записей ваших мыслей по данному поводу. Как вы можете охарактеризовать себя? Каковы ваши цели в бизнесе, в личной жизни? Существует много способов, которые могут помочь вам ответить на эти вопросы.
Каковы ваши принципы и система ценностей? Будьте честными с самим собой. Отметьте именно те принципы и оценки, которые действительно лежат в основе вашей личной и деловой жизни, не стараясь найти «правильные» ответы в учебниках. Подумайте о тех решениях, которые вам приходится принимать в повседневной жизни. На каких принципах основаны эти решения? Каких принципов вы придерживаетесь в отношении самого себя (в отношениях с другими людьми, в вашей работе, в вашей жизни)?
Каковы ваши способности? Определите свои истинные способности. Они могут проявляться не только в деловой обстановке, но и в личной жизни. Возможно, вы считаете, что о ваших способностях лучше судят другие. Выясните, что по этому поводу думают окружающие вас люди.
Что и как вы делаете? Какова ваша обычная манера поведения? Зачастую, окружающие могут довольно точно сказать, как они воспринимают ваше поведение. Сравните ваше собственное восприятие с восприятием вашего поведения другими людьми. Определите характерный для вас стиль поведения, ваши высказывания и действия.
Что вы думаете об окружающей среде? Где и когда происходит ваша личная и деловая жизнь, определенная вами в ходе предыдущих размышлений? Какое влияние окружающая среда оказывает на вас и вашу жизнь?
Процесс осознания того, что означают для вас все вышеперечисленные понятия, поможет вам разобраться в том, стоит ли изменить что-то в вашей жизни или нет. Осознание дает вам возможность выбора.
Люди, четко определившие свои личностные качества, принципы и систему ценностей и сосредоточившие свое внимание на этих уровнях, будут меньше зависеть от изменений нижних уровней поведения и окружающей среды и будут более проактивными по отношению к ним. Люди, чувствующие себя менее уверенно на верхних уровнях, затрагивающих их личностные качества, чье внимание больше сосредоточено на нижних уровнях, будут реактивными по отношению к своему, собственному поведению и изменениям окружающей среды.
Глава 2
Искусство самопрезентации
Составляющие имиджа
Понятие «имидж» давно не только известно в деловом мире бизнеса, но и активно используется для успешного достижения деловых целей и стремительного продвижения по службе. С этим понятием первыми активно в практическом аспекте начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Известно, что в 60-е годы американский экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании. Впоследствии имидж был взят на вооружение зарождающейся политологией, специалисты которой сделали имиджирование важной составляющей своей работы.
В настоящее время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательской и особенно политической деятельностью. В связи с постоянно возрастающим спросом на профессиональное имиджирование стало возможным появление новой профессии – имиджмейкер, то есть специалист по созданию имиджа личности и различных деловых и политических структур.
В переводе с английского слово «имидж» обозначает – образ или изображение. Тогда, как на самом деле это преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре, именно впечатление, а не оценка, как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной познавательной стадии, как представление. Можно говорить о том, что имидж располагается в подсознательной сфере или в слоях обыденного сознания. Тогда в чем же его доступность для восприятия людьми и что позволяет ему задерживаться в их сознании? Имидж, как конкретная психологическая продукция, является ценностным стереотипом, социальной установкой и конечно мечтой, к которой стремятся.
Не всегда семантическое толкование какого-либо понятия однозначно приемлемо. Например, для многих учителей, учеников и их родителей школа давно уже перестала быть «домом радости» (в переводе с греческого «школа» – дом радости), они уже не вкладывают в это понятие подобный смысл. В «Толковом словаре» В. Даля понятие «облик» имеет следующее разъяснение: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». По тому же В. Далю «образ» обозначает: «вещь подлинную или снимок с нее, точное ее подражание». Таким образом, и в русском, и в английском толковании понятие «образ» семантически гораздо беднее понятия «облик», что дает возможность признать последнее понятие в качестве ключевого понятия имиджелогии. Мы не случайно приводим сочетание названных двух слов. Исходя из культурных традиций и национального менталитета русского человека, внешний образ только тогда является достаточным, когда он находится в гармонии с духовным внутренним миром личности. Вот почему Ф.И. Шаляпин в своей книге «Маска и душа» утверждает: «…под внешностью я разумею не только грим лица, цвет волос и так далее, но манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать. Если хорошо вообразить нутро человека, можно правильно угадать и его внешний облик».
Поэтому отметим, что в политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, совершенно далекими от реальной сущности личности. Не случайно есть его понимание как идола времени или «легенды», или представителя какой-то социальной страты, например, супермен или плейбой. Все это совершенно неприемлемо для практики менеджмента. В данном виде профессиональной деятельности другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия, нежели чем на политической арене или театральных подмостках. Но это не освобождает менеджера и особенно высших административных уровней от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости серьезной работы над ним.
Имиджелогия – наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться людям». Конечно, счастлив тот, кому от природы даны подобные качества, но, увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие менеджеры проявяют интерес к имиджелогии, стремясь создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, а тем более в менеджменте, не обрести уверенности и навыков эффективной коммуникации с людьми.
Имидж – как увеличительное стекло, позволяет наиболее зрительно проявиться деловым и личностным качествам человека. Благодаря ему можно привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную обстановку в рабочем офисе.
Менеджерская деятельность немыслима без располагающего облика того, кто занимается организацией и общением с клиентами. Сегодня очень сложно стать магнетически привлекательным менеджером, но еще больше возникает трудностей у того менеджера, который не стремится к достижению быть таковым. Имиджелогия – сугубо прогматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о соотношении «способа убеждать» и «способа понравиться», отмечая при этом, что из двух этих способов воздействия на людей наиболее эффективный – последний. Если использовать данное рассуждение всемирно известного математика, можно наиболее ярко обосновать, чем отличается управленческая имиджелогия от других родственных ей направлений. Принимая во внимание приоритетную роль в деятельности каждого менеджера социально-организаторской функции, умения увлекать людей своими целями, задачами, владение «способом понравиться» имеет более существенное значение в управлении и предваряет продуктивность использования в нем «способа убеждать».
В управленческой имиджелогии проблема создания притягательного облика менеджера, обеспечение его личностного воздействия на тех, с кем он соприкасается, является центральной проблемой. Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание дает возможность менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься работой над своим обликом как самостоятельно, так и с привлечением специалистов-имиджмейкеров.
Функции имиджа разделяются на две категории: ценностные и технологические. Кратко рассмотрим их.