Брестская крепость – Угольников
Рассказ ведётся от лица Саши Акимова, который в то время был воспитанником музыкантного взвода 333 стрелкового полка.
Брестская крепость 21 июня 1941 года. Комиссар 84 стрелкового полка полковой комиссар Ефим Фомин возвращается в крепость пешком после неудачной попытки выехать к семье. Командир 44 стрелкового полка майор Гаврилов в беседе с сотрудником Особого Отдела ОО НКВД лейтенантом Вайнштейном по поводу слухов насчёт грядущего нападения Германии рассказывает о своём видении возможной атаки гитлеровцев: крепость может быть взята вокружение и в случае атаки вся надежда только на подкрепление. В клубе полка начинается показ фильма «Весёлые ребята». Киномеханик Коля просит Соню остаться с ним в проекционной после фильма.
Ночью на железнодорожной станции из немецкого состава выходят диверсанты в советской форме. Офицер ножом убивает осмотрщика вагонов (этот сюжет, правда, менее расширенный, был показан ранее в фильме Битва за Москву Фильм первый).
22 июня в 4 утра Саша и его подруга Аня, дочка лейтенанта Андрея Кижеватова, рыбачат на реке. Неожиданно в небе появляются немецкие самолёты. Крепость подвергается артобстрелу. Аня бежит к родителям, а Саша — на место сбора 333 стрелкового полка. Паника охватывает гарнизон. Солдаты без приказа берут оружие. Люди пытаются покинуть крепость через Северные ворота, но пулемётный огонь уничтожает их и ворота оказываются блокированы грудой тел.
Майор Гаврилов пытается взять ситуацию под контроль, собирает вокруг себя командиров и организует оборону Восточного форта на Северном острове крепости. У его отряда имеется артиллерийское орудие, и бойцам удаётся отбить танковую атаку на Восточный форт и в рукопашной уничтожить пехоту противника. Во время боя погибает Андрей, брат Саши. Фомин во главе группы бойцов 84 стрелкового полка сражаются на Центральном острове (Цитадели), обороняя участок кольцевой казармы у Холмских ворот. Лейтенант Кижеватов, спрятав семью в безопасное место, возглавляет оборону в здании 9 погранзаставы у Тереспольских ворот Центрального острова.
Немецкая пехота из 45 дивизии вермахта на лодках переправляется через реку и начинает штурм Цитадели. В казармах 132 батальона конвойных войск НКВД немецкий диверсант в форме майора внутренних войск НКВД СССР пытается дать командиру обороняющихся Вайнштейну саботирующее указание уйти с занятых позиций в кольцевой казарме. Однако лже-командира разоблачают и уничтожают. На шее убитого диверсанта найден типовой жетон немецкого военнослужащего.
Пограничники Кижеватова бросаются в штыковую атаку на пехоту противника. У многих советских бойцов нет оружия, они добывают его в бою(Некоторые идут в атаку с лопатами, досками, а один боец с табуретом и удачно его использует разможжив череп ближайшему немцу). Несущие потери немцы отступают в клуб, где находятся Соня с Колей. Коля избит и сброшен с балкона клуба.
На мост у Холмских ворот, который охраняют бойцы под руководством Фомина, гитлеровцы выводят заложников (пленных, больных из госпиталя, врачей и медсестер) с требованием сдаваться в плен. Комиссар даёт указание держать противника на прицеле на уровне груди и выходит на мост, где даёт заложникам команду «Ложись!», в результате чего немцы, лишённые прикрытия гражданскими, остаются открытыми для огня и уничтожаются. Посылается разведка на броневике БА-20, задача которой собрать информацию о местонахождении советских войск и путях отступления во главе с политруком Самвелом Матевосяном. Выясняется, что выход в город через Северные ворота блокирован врагом.
Саша прибегает в дома комсостава и обнаруживает детей своих соседей Почерниковых мёртвыми, погребёнными под завалами разрушенной взрывом комнаты. В соседней комнате раненый политрук Почерников отстреливается от немцев из пистолета, к нему присоединяется жена Шура с трофейным люгером. Почерников приказывает Саше уходить, сам же, не желая сдаваться в плен, стреляется, перед этим убив свою жену.
Коля, очнувшись, видит, как немецкие солдаты издеваются над Соней. Однако он, безоружный, не решается заступиться, бежит из клуба и прячется в воронке в земле.
Начинаются проблемы с водой: её не хватает. Выдолбленная в полу скважина даёт только воду, смешанную с бензином. Подходы к реке Мухавец и каналам вокруг крепости простреливаются немецкими пулеметами и днём, и ночью.
Комиссар Фомин и капитан Иван Зубачёв формируют штаб сводной группы и разрабатывают «Приказ N1». Решено объединить оставшиеся силы воинских частей в сводную группу для прорыва из крепости и дальнейшей борьбы с противником. Её возглавляют полковой комиссар Фомин (84 стрелковый полк), капитан Зубачёв (44 стрелковый полк), лейтенант Виноградов (455 стрелковый полк).
Защитники цитадели готовят ночной прорыв. Несколько бойцов отправились сообщить об этом другим группам, однако один из бойцов смертельно ранен, и исполнение приказа берёт на себя Сашка. Пробираясь мало обстреливаемой дорогой через казармы 132 батальона конвойных войск НКВД, он видит, что все защитники казармы мертвы, но что они перед смертью оградили себя телами мёртвых фашистов. Сашка доходит до группы майора Гаврилова. Прорыв не удается: все выходы из крепости освещены прожекторами, и немецкие пулемётчики расстреливают красноармейцев. Оставшиеся в живых отступают назад в крепость.
Немцы предлагают сдаться. Понимая, что Крепость обречена, Кижеватов уговаривает свою жену увести людей за собой. Женщины и дети уходят в плен, среди них дочь Кижеватова Аня, оглохшая после контузии, и Саша.
Найденного в воронке Колю немцы заставляют снимать звёздочки с пилоток мёртвых бойцов. Тот подчиняется, но, увидев среди убитых Соню, кладёт в каску к звёздочкам найденную немецкую гранату M-39 и с улыбкой на устах подрывает себя вместе с немецким обер-фельдфебелем.
После неудачи штурма на крепость была сброшена двухтонная бомба, после чего немецкие войска зачищают крепость из огнемётов, но оставшиеся в живых продолжают сопротивление. Майор Гаврилов прощается со своими солдатами, приказывая им идти на прорыв небольшими группами. Рассказчик говорит, что после войны Гаврилов был подвергнут репрессиям из-за пребывания в плену (на самом деле репрессирован он не был), однако в 1957 году реабилитирован и удостоен звания Героя Советского Союза. Остатки группы Фомина и Зубачёва взяты в плен. Комиссар Ефим Моисеевич Фомин был расстрелян у Холмских ворот, в 1957 году был награждён орденом Ленина (посмертно).
Саша, получивший контузию при взрыве бомбы, сбегает из колонны пленных и возвращается к Кижеватову, который передаёт ему свёрток с просьбой сберечь его. Саша уходит, Кижеватов продолжает отстреливаться из „Максима„ , пока его не убивают гранатой. Рассказчик говорит о том, что в 1965 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Саша, выбравшийся из крепости, идёт по полю. У него под рубахой раскрывается свёрток и в нём оказывается боевое знамя.
Наши дни. Александр Акимов у мемориала Брестской крепости рассказывает о том, что Аня была расстреляна немцами вместе с другими членами семей защитников крепости в 1942 году. Его слушает правнук [уточнить] (курсант кадетского корпуса), как две капли воды похожий на него самого в 1941 году.
С точки зрения истории и тактики, бои за Брестскую крепость вовсе не были маловразумительным хаосом пальбы и взрывов. Все завертелось вокруг простого факта: у штурмующих не было артиллерийских орудий для сокрушения толстых стен старой крепости, возведенных из керамического кирпича с бетонными фрагментами. Это позволило части защитников выжить в огненном вихре тяжелых снарядов и ракет «тактического чудо-оружия». Затем изолированные отряды пограничников и пехотинцев получили группу вооруженных заложников в клубе (церкви) и помогали друг другу огнем. Пока в клубе (церкви) сидели свои, немцы не могли в полную силу применять по цитадели артиллерию. В итоге им потребовалась многоходовая комбинация для получения полного контроля над крепостью.
В своем отчете о штурме командир 45-й пехотной дивизии генерал Франц Шлиппер прямо написал: «26.6 На центральном острове 81-й саперный батальон проводил подготовленный большой подрыв […] устранялась фланкировка против северного острова». Т.е. засевшие в цитадели бойцы до 26 июня косили огнем с фланга немцев, пытавшихся атаковать их товарищей — группу майора Гаврилова на северном острове. Только переход цитадели под контроль немцев и подрывы ее казематов мощными зарядами взрывчатки позволили немцам наконец-то атаковать по всем правилам группу майора Гаврилова. Именно ее заставляли капитулировать 1800-килограммовой авиабомбой 30 июня.
Звезда –Лебедев
Действие фильма происходит в начале лета 1944 года. Красная армия выходит на западную границу страны. «Звезда» является позывным группы советских разведчиков, которые выполняют задания командования в тылу врага.
Начальником разведотдела армии поставлена задача командиру дивизии отправить в тыл врага группу разведчиков, поскольку по имевшимся данным, там происходит перегруппировка, и следует выяснить наличие резервов и танков.
Группа лейтенанта Травкина (радиопозывной «Звезда») ночью пересекает вражеские траншеи мимо позиций танков «Тигр», но её случайно обнаруживают немецкие солдаты. Наутро начинается облава, от которой разведчикам удаётся скрыться в болоте. Германский фельдфебель обстреливает болото из пистолета-пулемета MP-40, но безрезультатно.
Следующим утром разведчики выходят к озеру, на противоположном берегу которого обнаруживается германский госпиталь. Разведчики берут в плен возвращающегося из госпиталя немецкого ефрейтора (Карл Гилле согласно книге Э.Казакевича) из сапёрного подразделения 131 пехотной дивизии Вермахта. Из показаний пленного следует, что в данном районе концентрируются силы 5 танковой дивизии СС «Викинг». После допроса пленного ликвидируют.
Позже разведчик Мамочкин захватывает в плен СС-гауптшарфюрера Виллибальда-Эрнста Беннеке, который назван в фильме «офицером штаба полка „Westland“». У немца обнаруживается карта с нанесенными на неё данными о месте расположения его части, а также некоей станции, на которой, по всей видимости, происходит разгрузка техники. Травкин решает послать на станцию рядовых Быкова и Воробьёва, которые незамеченными забираются в кузов немецкой грузовой автомашины с эмблемой моторизованной хлебопекарной роты дивизии СС «Викинг». В момент прибытия грузовиков на станцию попутчики-эсэсовцы обнаруживают разведчиков, но тут начинается авианалёт, и разведчикам удается скрыться, застрелив при этом пробегавшего мимо немецкого солдата. Разведчики обнаруживают, что на станции установлены деревянные макеты танков. При попытке покинуть территорию станции происходит схватка между рядовым Быковым и СС-штурмбаннфюрером Дилле (эту фамилию позже озвучивает голос за кадром, она же упоминается в книге Казакевича). Дилле ранит Быкова ножом, но его самого убивает Воробьёв. Воробьёв забирает документы у мертвого штурмбаннфюрера и ему удается дотащить смертельно раненого Быкова до своих, но Быков от полученных ран умирает.
На основании новых данных Травкин отправляет ночью Мамочкина и Аниканова на другую станцию, которая расположена в районе карьера. На этой станции разведчики обнаруживают большое количество танков, находящихся в процессе выгрузки с железнодорожного состава. Разведчики захватывают в плен немецкого офицера (по книге это был СС-оберштурмфюрер Артур Вендель из квартирмейстерского отдела дивизии «Викинг»). Вендель отказывается дать показания, но захваченные у него документы дают достаточно информации о силах и намерениях противника. Однако с передачей в Центр добытой информации возникает проблема, так как немецкий патруль, проезжавший по лесной дороге на полугусеничном мотоцикле «Kettenkrad» Sd.Kfz.2, обстрелял подозрительные кусты и пули ранили одного из разведчиков и повредили радиостанцию. Для того чтобы связаться со своими, Травкин решает совершить налет на немецкий пункт связи. При этом немецкий связист смертельно ранит рядового Воробьёва, но разведчикам удается захватить радиостанцию. На выстрел прибывает группа эсэсовцев, завязывается перестрелка, в которой от случайной пули погибает пленный эсэсовец Вендель. Пытаясь задержать преследователей и отвлечь их от основной группы, погибает Бражников.
Преследуемые немцами разведчики прячутся на чердаке заброшенного сарая и с помощью трофейной радиостанции передают своим добытую информацию. Их обнаруживают, завязывается неравный бой. Немцы доставляют огнемет и сжигают сарай, а вместе с ним и остатки разведгруппы. Последний кадр: эсэсовский пулемётчик, стоя перед пылающим сараем, снимает с головы каску.
После уничтожения группы «Звезда» девушка-радистка в штабе пытается вызвать группу и несколько раз повторяет: «Звезда, я Земля ответьте Земле, приём». После этой сцены голос за кадром (от лица капитана Андрея Барашкина) рассказывает:
«Группы Травкина и Марченко долгое время считались без вести пропавшими, и на запрос родных и близких приходил ответ „О них ничего неизвестно“. Лишь в 1964 году все разведчики были награждены орденами Отечественной войны 1 степени посмертно. Но каждую весну, каждый май души погибших с полей Польши, Чехии, Германии — отовсюду устремляются в родные края, чтобы увидеть свою цветущую родину за которую отдали свои жизни…»
Финальный текст является плодом авторской фантазии. В реальности группа прототипа «Лейтенанта Травкина» — Николая Кирилловича Ткаченко уцелела и сам он благополучно дожил до преклонных лет.
Звезда» — Российский фильм, выпущенный легендарной отечественной кинокомпанией МОСФИЛЬМ в 2002ом году о Советских разведчиках, отправившихся в тыл врага, чтобы собрать информацию, которая может оказаться очень полезной в предотвращении контратаки Немецких войск в конце войны. Фильм стал победителем российских кинофестивалей НИКА и ЗОЛОТОЙ ОРЁЛ в таких номинациях как Лучшая работа оператора, Лучшая музыка и в других.
Сюжет фильма таков: Лето 1944 года, Красная Армия ведет бои на подступах к западной границе СССР. В тыл врага отправляется группа разведчиков, молодых ребят. Их позывные — «Звезда». Они должны выполнить задание, от которого зависит судьба фронта. И они выполняют его, но цена этого задания оказывается слишком дорогой.
Как раз-таки эта «группа разведчиков» и является основным достоинством этой ленты.
Игорь Петренко, Алексей Панин, Артём Семакин и Алексей Кравченко блестяще справились со своими ролями. Нельзя не заметить, что подбор актёров весьма удачный:
Игорь Петренко-ответственный лейтенант, лидер группы разведчиков. Алексей Панин-сержант Мамочкин, «Душа компании». Артём семакин- в своём амплуа рассеянного паренька, в данном фильме-рядовой Воробьёв, в быту-«Воробушек». Алексей Кравченко-суровый сержант Аниканов. Список можно продолжать и дальше, но нет смысла, так как могу заверить, что все актёры справились со своими ролями блестяще.
О чём фильм? Безусловно, о войне. О том, как она губит жизни людей, и в то же время заставляет ценить и любить каждую минуту, проведённую человеком в этом мире. А ещё о любви. Любви, которая трагически оборвалась со смертью ребят. Кто знает, может быть она бы нашла своё продолжение, если бы всё сложилось иным путём?
Уже с первых минут ясно, что фильм-не коммерческий, это совсем другое кино-оно снимается не для огромных кассовых сборов в первые выходные проката и подобных вещей. Данный фильм снят в лучших традициях советского кино, что ясно с первых кадров. Декорации с лихвой окунают в военную эпоху, и если бы фильм был снят чёрно-белым, то было бы сложно поверить, что снят он в 2002ом году. Количество спецэффектов сведено к минимуму-за весь фильм они появляются на экране в течение 3-4 секунд, в виде сгенерированной на компьютере техники. Оно и понятно-малого по меркам Мирового кино бюджета едва хватило на реальные единицы техники, которые присутствовали в кадре, но от этого Лента не смотрится «бледнее»-наоборот, лишь достоверней и благороднее.
Фильм заставляет задуматься, а это-главное. Задуматься о том, какова жертва победы, и надо ли помнить этих людей, эту войну, эту эпоху. Однозначно-надо, ведь если бы не отвага и героизм людей, живших в то время, не было бы ни настоящего, ни будущего.
Царь – Лунгин
Действие фильма происходит в 1566—1569 гг., в разгар Опричнины и Ливонской войны. Фильм начинается с момента, когда Русская Православная Церковь после ухода Афанасия остаётся без митрополита, и Иван IV призывает к себе друга детства, игумена Соловецкого монастыря Филиппа Колычёва (в фильме эта фамилия произносится как Ко́лычев). Фильм разбит на четыре части.
1. Молитва царя. Царь молится в своей келье и просит Господа помочь ему в его делах. Тем временем в Москву едет игумен Филипп, и по дороге спасает девочку Машу, убежавшую от опричников (замучивших её отца). Встретив приехавшего игумена, Царь предлагает ему стать митрополитом Московским, но тот сначала отказывается. Игумен встречает в городе своего племянника Колычева, который уезжает на войну и советует игумену бежать подальше от Царя, поскольку выжить рядом с ним он не сможет. Царь снова приходит к Филиппу, дарит Маше икону Богородицы и всё-таки уговаривает Филиппа стать митрополитом. Филипп, видя творимые опричниками ужасы, пытается убедить Царя не быть столь жестоким и проявлять милость к врагам.
2. Война царя. Племянник игумена участвует в кровопролитном бою с поляками и литвинами под Полоцком. Там же оказывается Маша, сбежавшая от Царя с иконой. Благодаря иконе мост с литовской конницей рушится. Полоцкие воеводы возвращаются в Москву, однако оказывается, что литовско-польские войска обошли также город с тыла и Полоцк сам открыл им ворота. Город сдан, и Царь в гневе хочет казнить всех воевод. Филипп укрывает их у себя, чем также навлекает гнев Царя. Воевод арестовывают, и Малюта Скуратов ставит им клейма на грудь. Царь приказывает Филиппу самому вершить суд, и на суде все воеводы признаются в измене. Понимая, что они говорят неправду, Филипп отказывается подписать смертный приговор. Тем временем Царь готовит для воевод казнь: он выпускает их по одному на одну арену с медведем. Убив двух воевод, медведь нападает на Колычева. В этот момент на арену выбегает Маша с иконой и пытается остановить медведя. Тот оставляет Колычева и убивает Машу ударом лапы. Митрополит Филипп, в ужасе от бессмысленной жестокости Царя и видя бесплодность своих попыток убедить Царя отказаться от жестокости, проходит по арене, поднимает икону и уходит.
3. Гнев царя. Во время службы в соборе он не даёт благословения Царю, и тот в ярости лишает митрополита сана и заставляет наблюдать казнь его племянника на дыбе. Самого Филиппа Царь решает помиловать, но навечно ссылает его в монастырь, где тот содержится как обычный узник, в кандалах, лишённый даже воды.
4. Веселье царя. Генрих фон Штаден строит «Пыточный городок», куда планируется созвать народ на гуляния и лицезрение пыток осуждённых. Во время осмотра городка царский шут Вассиан цитирует Апокалипсис, сравнивая Марию Темрюковну с вавилонской блудницей, за что Царь сжигает его живьем на костре. Тем временем в монастыре с Филиппа спадают оковы, а сам он получает дар исцеления и предвидения. Он предупреждает архиепископа Пимена, что «от сего день на третий явится Сатанаил и отойду. Грех моей смерти на братьев возложат», т.е. их обвинят в его смерти. Филипп призывает их бежать и спасать себя. Однако и игумен, и почти все монахи остаются с ним. Приезжает Царь, однако Филипп вновь обвиняет его в ужасающей жестокости и отказывает в благословении; по приказу Царя Скуратов своими руками убивает Филиппа, задушив его. Несмотря на приказ Скуратова принести ему труп, монахи отпевают Филиппа в деревянной церкви и запираются в ней; опричники сжигают церковь с находящимися там людьми.
Финал фильма — Царь приходит в Пыточный городок и всю ночь ждёт начала «веселья». Несмотря на приказ явиться, никто не приходит. «Где мой народ?» — вопрошает Царь. Затем он молится, потом он ещё раз вопрошает — «Где мой народ?»
Остров - Лунгин
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабльзахватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдает Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.
Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.
Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают, он молится отдельно от всех них, опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе непонимающих — отец Иов, завидующий отцу Анатолию из-за его дара. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова. Однако, несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.
Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвыизгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.
Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. О. Анатолий просит о. Иова принести ему простой гроб. Тот приносит, но не понимает для чего. О. Анатолий шутя ругает о. Иова за слишком роскошный «буфет». О. Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. О. Анатолий, тем временем, ложится в него и просит о. Иова пойти и сказать братии, что он скончался. О. Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монахи везут в лодке на его остров.
Морфий, Балабанов
Поздняя осень 1917 года. Молодой доктор Михаил Поляков (Леонид Бичевин) получает назначение на должность земского врача в сельскую больницу. Как молодой врач, только закончивший медицинский институт, он сталкивается с трудностями начала врачебной карьеры. Первый же его пациент умирает от осложнения дифтерии. Боясь того, что он сам может заразиться этим заболеванием, он просит медсестру сделать ему прививку. К вечеру у него появляется жуткий зуд в месте укола. Для обезболивающего эффекта медсестра Анна (Ингеборга Дапкунайте) вводит ему морфин. Почувствовав облегчение от наркотического эффекта, доктор просит медсестру повторить инъекцию, а позже втайне начинает делать себе уколы сам. В то же время ему удаётся успешно провести несколько сложных медицинских операций, что приносит ему хорошую репутацию среди населения, но нервная нагрузка истощает его всё больше. От этого он всё чаще начинает употреблять наркотик.
Попутно между медсестрой Анной и Поляковым вспыхивает страсть, во время которой Михаил окончательно впадает в наркотическую зависимость. Анна, желая понять причины привязанности Полякова к морфию, сама начинает принимать наркотик. Параллельно он вступает в интимную связь с молодой графиней, вдовой Екатериной Карловной.
Однажды Михаил по срочному вызову выезжает в находящееся недалеко имение. Там он знакомится с фельдшером Горенбургом, членом РСДРП, который просит Полякова одолжить ему морфия из больничной аптеки. Вместе они едут обратно в больницу Полякова, но сбиваются с пути из-за бурана и останавливаются на ночлег в усадьбе Кузяево.
Вскоре, после произошедшего в этой усадьбе пожара и гибели пострадавших по причине того, что морфий, предназначенный для их лечения, был тайно израсходован доктором, Поляков окончательно осознает пагубность своего наркотического пристрастия и по совету Анны уезжает в город Углич на добровольное лечение в психиатрическую больницу, находясь в которой становится невольным свидетелем бесчинств большевиков: за окном пьяные матросы останавливают сани и избивают их пассажиров. Поляков отвлекает их внимание антисемитскими выкриками из окна и, пользуясь неразберихой, бежит из больницы, попутно прихватив из больничной аптеки склянку морфия. На улице его останавливают два пьяных солдата-красноармейца, плохо умеющих читать, и они не могут прочитать слов в его документах. Бродя по улицам, он встречает свою бывшую медсестру и сожительницу Анну, ставшую наркоманкой, и бывшего коллегу Горенбурга, ставшего большевистским комиссаром, требующего морфина в окошке аптеки (очевидно, Горенбург тоже стал наркоманом и использовал служебное положение для добытия морфия). Горенбург узнаёт Полякова и пытается его задержать, сделав несколько предупредительных выстрелов, но Михаил сам стреляет в него и убегает. Анна вытаскивает склянки с морфием из карманов убитого Горенбурга.
Поляков, мучаясь от абстинентного синдрома, заходит в ближайший кинотеатр, где идёт сеанс комического немого фильма. Уколовшись последней оставшейся дозой морфия, он наслаждается наркотическим эффектом, а затем, смеясь вместе с остальными, прикладывает дуло пистолета к подбородку и стреляет в себя. Зрители кинотеатра не обращают внимания на выстрел, и продолжают смеяться над комедией. Титр на экране синематографа «Конецъ» является также и финальным титром фильма «Морфий».