Как оценить компетентность консультанта
Один из авторов этой книги как-то раз должен был помочь своему клиенту нанять консультанта для подготовки текстов публикаций. Когда соискателю, одному из известных в этом регионе журналистов, был задан вопрос, чем он может подтвердить свою компетентность, он показал газету с фотографией Глеба Павловского. На вопрос: «Ну и что?» — журналист ответил: «Как что! Видите затылок? Так это я!» В оправдание этого человека отметим, что на переднем плане справа внизу действительно в кадр попал чей-то затылок. Нет оснований не верить, что это был именно наш соискатель, но это никак не решало вопроса «ну и что?». Для пробы ему заказали написать статью. Он ее так и не написал...
Каждый специалист индивидуален, индивидуальна и его цена. Механизм четкого рыночного ценообразования не в полной мере действует на рынке услуг частных консультантов. Консультант продает свое время, ценность которого определяется его знаниями, опытом, навыками. В отличие от рынка массовых товаров или даже рынка услуг консалтинговых компаний, если спрос на услуги консультанта заметно вырос, он не может увеличить производство. Консультант все время повышает качество своего продукта (своего времени), но не в состоянии увеличить его количество, поэтому повышает его стоимость.
Иногда консультанта можно купить «за интерес» или за славу. Интерес проявляется к определенной сфере, которая относится к разряду его хобби или просто кажется ему перспективной.
Специфической особенностью рынка консалтинговых услуг является нематериальность продукта. И оценка опыта консультанта — основного критерия выбора для заказчика — также очень затруднена. Невозможно «потрогать» продукты его деятельности. Список реализованных проектов, указанный в резюме, очень важен, но даже он не дает исчерпывающего представления. Если речь не идет о нескольких десятках самых высокооплачиваемых специалистов в стране, то любой консультант значительную часть времени тратит либо на проведение не слишком громких (в масштабах страны) проектов, либо на участие в крупных и громких проектах, но не является при этом основным руководителем. Можно только удивляться, увидев, сколько компаний и консультантов работают с клиентами федерального или транснационального уровня. Любой фрилансер, привлеченный для разработки дизайна крышки с логотипом промоакции для Coca-Cola или для набора людей на фокус-группу по тестированию этой крышки, обязательно укажет компанию Coca-Cola в качестве своих заказчиков.
Один из показателей работы консультанта — наличие подробной, четко регламентирующей ответственность, документации. Однако документация по любому проекту печатается с грифом «для служебного пользования» и не может быть продемонстрирована потенциальному клиенту. Поэтому консультанты пишут статьи и книги, по которым, хотя и косвенно, можно оценить, насколько они опытны и компетентны.
Важным критерием оценки работы консультанта являются рекомендации клиентов, но (в России особенно) их представляют редко: большинство клиентов являются прямыми или косвенными конкурентами, поэтому не хотят раскрывать своих конкурентных преимуществ.
Единственно надежный способ оценить качество работы консультанта — нанять его на работу. Звучит парадоксально, вернее, даже безумно. Но мы имеем в виду не заказ PR-атаки незнакомому человеку, а заказ, например, сессии консультаций (три дня консультаций по два-три часа). Стоимость этого проекта и риск для компании не слишком велики. Но это позволит оценить компетентность специалиста и его совместимость с клиентом. В большинстве случаев клиенты стремятся провести этот этап, не оплатив его: к консультанту поступает запрос от клиента, он начинает разбираться в рынке, потребностях заказчика, составляет сметы, пишет наметки стратегии, разрабатывает техническое задание... Потом выясняется, что клиент просто присматривался и приценивался и в данный момент ничего заказывать не собирается. Дело даже не в том, что это некорректно. Проигрывают обе стороны: консультант теряет время, которое для него есть деньги в самом прямом смысле, а клиент получает типовой продукт, мало связанный с его конкретной ситуацией, его рынком. Это продукт не позволяет по-настоящему оценить консультанта и не может быть использован в работе клиентом.