Формирование игровой группы

Исходный момент практической работы по организации деловой игры —формирование игровой группы. Последняя включает всех участников игры и мо­жет состоять из нескольких команд. Деятельность по формирова­нию игровой группы предполагает оценку индивидуальных ка­честв обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации (формальное участие или искренняя заин­тересованность, стремление отличиться или же научиться ново­му). Цель игры должна соответствовать потребностям ее участни­ков. Эффективность игры резко снижается из-за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими осно­вами и тем родом деятельности, который она имитирует.

Все участники должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и окажут обучаемым реальную помощь. Вышеназванные требования относятся не только к непосредственным участникам — игрокам, но к зрителям, ко­торые также входят в круг обучаемых, выполняют в процессе игры роли наблюдателей, аналитиков, оценщиков и др.

Многие деловые игры предусматривают формирование команд. Обычно команда состоит из 5—6 участников. В рамках одной ко­манды целесообразно распределение участников по выполняемым ролям или функциям. Команде следует работать на коллегиальной основе, избегая авторитарных методов принятия решений. В зак­рытых играх командам-участницам категорически запрещается обмениваться в процессе игры информацией и коллективно об­суждать принимаемые решения.

Руководство игрой и подведениеее итогов

Один из важнейших факторов успехаделовой игры — это руководство игрой,

контроль за ее процессом. Руководство может быть индивидуальным — в про­стых играх, и коллективным — в сложных (например, в плановых играх). Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:

□ оценивает целесообразность проведения игры и формирует
(лучше на основе добровольности) состав ее участников;

□ знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

□ готовит или адаптирует применительно к конкретным ус­ловиям базу данных для начального периода игры; устанав­ливает ее регламент;

□ осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

□ следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает «меньшинство» от группового давления и пре­дотвращает возможные личные обиды и конфликты;

□ помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения;

□ следит за ориентацией игрового процесса на достижение
поставленных целей, предотвращает возможные отклоне­ния и «заносы» (например, переход участников ролевой игры к выяснению личных взаимоотношений);

Формирование игровой группы - student2.ru Формирование игровой группы - student2.ru собирает по завершению игры ее рабочие документы (ре­шения задач, отчеты и т.п.) и проверяет правильность их заполнения;

□ оценивает результаты выполнения заданий, поведение уча­стников и т.п., делает общие выводы, дает частные реко­мендации конкретным участникам игры.

Для выполнения этих и некоторых других функций руководи­тель должен обладать соответствующими качествами:

□ чувствовать состояние участников и обладать коммуника­ционными способностями;

□ уметь вербализировать (точно выражать в словах) чувства и поведение участников и делать обобщения;

□ быть объективным, не стоять на стороне какого-либо учас­тника или команды;

□ уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, не задевая чувство собственного дос­тоинства их носителей;

□ быть внимательным к каждому участнику, учитывать инте­ресы отдельных игроков и всей группы;

□ уметь понятно представить ситуацию, обрисовать и пока­зать правильные образцы поведения;

□ быть готовым находиться в тени, на заднем плане игры, удерживаться от чрезмерного вмешательства в ее процесс, предоставляя тем самым широкую свободу действий ее уча­стникам.

В полной мере удовлетворять этим и некоторым другим требо­ваниям может лишь квалифицированный и опытный руководи­тель.

Подведение итогов и оценка результатов деловой игры являются ее заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей игры моментом. В процессе оценки следует руководствоваться в первую очередь заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего зак­репления изученных образцов поведения и их внедрения в по­вседневную деятельность. При подведении итогов игры желатель­но ранжировать ее участников в зависимости от достижений, ана­лизировать и объяснять причины успеха лидеров и отставания аутсайдеров.

Важнейшие виды деловых игр,

используемых в управлении персоналом

Рассмотренная выше общая классификация деловых игр осно-нывается главным образом на их формальных признаках и не явля­ется исчерпывающей. В зависимости от содержательной конструк­ции и целей среди деловых игр, наиболее широко используемых в уп­равлении персоналом, можно выделить:

□ ролевые игры, в том числе психодраму и социодраму,

□ групподинамические упражнения,

□ плановые игры,

□ групповые дискуссии,

□ метод (изучения) конкретной ситуации.

Наши рекомендации