Формирование игровой группы
Исходный момент практической работы по организации деловой игры —формирование игровой группы. Последняя включает всех участников игры и может состоять из нескольких команд. Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации (формальное участие или искренняя заинтересованность, стремление отличиться или же научиться новому). Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Эффективность игры резко снижается из-за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими основами и тем родом деятельности, который она имитирует.
Все участники должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и окажут обучаемым реальную помощь. Вышеназванные требования относятся не только к непосредственным участникам — игрокам, но к зрителям, которые также входят в круг обучаемых, выполняют в процессе игры роли наблюдателей, аналитиков, оценщиков и др.
Многие деловые игры предусматривают формирование команд. Обычно команда состоит из 5—6 участников. В рамках одной команды целесообразно распределение участников по выполняемым ролям или функциям. Команде следует работать на коллегиальной основе, избегая авторитарных методов принятия решений. В закрытых играх командам-участницам категорически запрещается обмениваться в процессе игры информацией и коллективно обсуждать принимаемые решения.
Руководство игрой и подведениеее итогов
Один из важнейших факторов успехаделовой игры — это руководство игрой,
контроль за ее процессом. Руководство может быть индивидуальным — в простых играх, и коллективным — в сложных (например, в плановых играх). Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:
□ оценивает целесообразность проведения игры и формирует
(лучше на основе добровольности) состав ее участников;
□ знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;
□ готовит или адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры; устанавливает ее регламент;
□ осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;
□ следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает «меньшинство» от группового давления и предотвращает возможные личные обиды и конфликты;
□ помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения;
□ следит за ориентацией игрового процесса на достижение
поставленных целей, предотвращает возможные отклонения и «заносы» (например, переход участников ролевой игры к выяснению личных взаимоотношений);
□ собирает по завершению игры ее рабочие документы (решения задач, отчеты и т.п.) и проверяет правильность их заполнения;
□ оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников и т.п., делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.
Для выполнения этих и некоторых других функций руководитель должен обладать соответствующими качествами:
□ чувствовать состояние участников и обладать коммуникационными способностями;
□ уметь вербализировать (точно выражать в словах) чувства и поведение участников и делать обобщения;
□ быть объективным, не стоять на стороне какого-либо участника или команды;
□ уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, не задевая чувство собственного достоинства их носителей;
□ быть внимательным к каждому участнику, учитывать интересы отдельных игроков и всей группы;
□ уметь понятно представить ситуацию, обрисовать и показать правильные образцы поведения;
□ быть готовым находиться в тени, на заднем плане игры, удерживаться от чрезмерного вмешательства в ее процесс, предоставляя тем самым широкую свободу действий ее участникам.
В полной мере удовлетворять этим и некоторым другим требованиям может лишь квалифицированный и опытный руководитель.
Подведение итогов и оценка результатов деловой игры являются ее заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей игры моментом. В процессе оценки следует руководствоваться в первую очередь заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность. При подведении итогов игры желательно ранжировать ее участников в зависимости от достижений, анализировать и объяснять причины успеха лидеров и отставания аутсайдеров.
Важнейшие виды деловых игр,
используемых в управлении персоналом
Рассмотренная выше общая классификация деловых игр осно-нывается главным образом на их формальных признаках и не является исчерпывающей. В зависимости от содержательной конструкции и целей среди деловых игр, наиболее широко используемых в управлении персоналом, можно выделить:
□ ролевые игры, в том числе психодраму и социодраму,
□ групподинамические упражнения,
□ плановые игры,
□ групповые дискуссии,
□ метод (изучения) конкретной ситуации.