Элементарная частица стандарта
Тема. Стандарт SCORM и его применение
1. Введение
В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает всё большую популярность, возникает необходимость в стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. В связи с этим Министерство Обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning). Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимой министерством обороны и правительством в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.
Главная идея
Sharable Content Object Reference Model
Создание стандарта SCORM является первым шагом на пути развития концепции ADL, так как данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.
В процессе работы над SCORM были сформулированы несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом. Они известны как "ilities" ADL («возможности» или «способности» ADL), и они формируют основу для изменений и дополнений SCORM. Эти требования следующие:
1. Доступность: способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа.
2. Адаптируемость: способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций.
3. Эффективность: способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции.
4. Долговечность: способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки.
5. Интероперабельность: способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы.
6. Возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.
Все эти принципы успешно могут быть соблюдены в том случае, если изначально ориентироваться на использование образовательного контента в веб-среде.
Для телекоммуникационной среды (в частности, сети Интернет) характерна клиент-серверная модель. Такая модель используется и в стандарте SCORM. Сервером в данном случае является LMS - Learning Management System – Система Управления Обучением.
Термин «LMS», используемый в SCORM, обозначает набор функциональных возможностей, разработанных для распространения, контроля и управления образовательным контентом и учебным процессом. Этот термин относится как к простым системам управления, так и к сложным организационным системам. На рисунке показаны компоненты LMS и сервисы, которые она предоставляет.
В контексте SCORM широко используются LMS приложения. SCORM сосредотачивается на интерфейсе, используемом образовательным контентом и LMS, но не касается особенностей внутренней реализации LMS. В SCORM, термин LMS подразумевает среду сервера. Другими словами, согласно спецификации стандарта SCORM, LMS определяет какую информацию и куда надо предоставить, и отслеживает работу пользователя с материалом.
Книга SCORM Content Aggregation Model (CAM) описывает компоненты, используемые в образовательных системах, соответствующих стандарту SCORM, способы обмена этими компонентами и их описания для поиска и запуска, и правила упорядочения компонентов. CAM описывает, каким образом осуществлять хранение содержания курсов, его маркировку, обмен и открытие содержания. SCORM CAM также определяет требования к созданию содержания (например, курсов, уроков, модулей и так далее). Книга содержит информацию о создании пакетов содержания, применении метаданных к компонентам внутри пакета и применении правил упорядочения и навигации внутри определенного пакета. Некоторые главы CAM взаимосвязаны с главами книги RTE.
Книга SCORM Run-Time Environment (RTE) описывает требования к LMS в части управления окружением времени выполнения (то есть, процессом запуска и обменом информацией). В ней описывается, какие методы и свойства должна поддерживать LMS и окружение выполнения. Эти методы могут использоваться как для обмена данными между LMS и образовательными объектами, так и для управления процессом обучения.
Книга SCORM Sequencing & Navigation(SN) описывает правила и методы для осуществления упорядочения учебного материала (курсов, отдельных уроков, заданий и так далее). Под упорядочением в данном случае понимается расположение этих частей при прохождении курса обучения. Таким образом, в этой книге описывается, как именно должен происходить переход между различными частями курса – по каким правилам, какими действиями может быть инициирован переход, какие формы перехода разрешены, какие нет.
Здесь была дана краткая характеристика трёх основных книг, составляющих стандарт SCORM. Более подробно эти книги будут описаны в следующих частях курса.
Образовательный контент в SCORM понимается как небольшие образовательные объекты, собранные в курсы, главы, модули, задания и т.п. Эти единицы содержания, собранные из более мелких образовательных объектов, разработаны таким образом, что могут быть использованы многократно в разных контекстах. То есть, подразумевается, что однажды разработанный курс, скажем, основ интегрального исчисления, затем может быть использован в любом курсе высшей математики, в котором возникнет такая необходимость.
Образовательный объект в данном случае – любой учебный материал, который может быть отображён в веб-браузере (например, тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, флэш-ролики, веб-страницы), а также любое их сочетание, предназначенное для образовательных целей и собранное вместе специальным образом. Кроме того, в веб-браузере должн абыть реализована и включена поддержка языка JavaScript.
Стандарт SCORM создавался для того, чтобы обеспечить возможность разрабатывать материалы и обучающие системы, которые были бы взаимосовместимы, максимально независимы от программно-аппаратной платформы, на которой происходит обучение. Кроме того, должна обеспечиваться возможность управления учебным процессом, возможность переиспользования отдельных частей учебного материала в любых курсах без существенной переработки содержания и структуры материала.
2. SCORM CAM
Как уже отмечалось, стандарт SCORM можно представить в виде книжной полки, книги на которой представляют собой разные части этого стандарта. Часть CAM в таком представлении будет выглядеть следующим образом:
Как видно, внутри книга CAM состоит из нескольких частей:
1) Метаданные — информация о учебном материале.
2) Структура учебного материала.
3) Сборка пакета учебного материала — составление пакета учебного материала, предназначенного для распространения и использования.
4) Информация о последовательности учебного материала — информация о порядке следования учебного материала.
Эта книга содержит требования к построению учебного материала и его логической организации (то есть разбиению на модули, уроки, разделы и так далее). Также книга включает информацию о:
1) Правилах создания пакетов учебного материала
2) Правилах составления и наполнения метаданных компонентов, составляющих материал обучения
3) Применении правил упорядочения и навигации в контексте конкретного пакета учебного материала.
Часть, описывающая сборку пакета учебного материала, описывает правила сборки в единый объект:
- Структуры материала обучения
- Объектов, непосредственно составляющих материал обучения
- Метаданных, описывающих различные составные части пакета, правила упорядочения и навигации по объекту.
Такая система правил позволяет обеспечить единообразие учебных объектов, облегчает их поиск и использование в различных системах обучения.
Модель учебного материала Модель учебного материала описывает компоненты SCORM, которые используются для формирования материала обучения из учебных ресурсов. Также здесь описывается, каким образом элементарные объекты, содержащие учебный материал, объединяются в объекты более высокого уровня. Модель учебного материала включает в себя «Asset» — «элемент», «Sharable Content Object (SCO)» — «разделяемый объект учебного материала» и «Content Organization» — «организацию учебного материала». Далее будут рассмотрены особенности этих составных частей модели учебного материала.
Элементарная частица стандарта
Начальной формой учебных ресурсов является «asset» — «элемент». Такие элементы — это электронное представление какого-либо учебного ресурса — например, текста, картинки, видео- или аудиоматериала, или любой другой информации, которая может быть обработана веб-клиентом и отображена пользователю. Если элементов требуется более одного, то они могут быть объединены для построения нового базового элемента. Такие элементы могут быть непосредственно использованы в процессе обучения, без объединения в более сложные структуры.
Например, в процессе обучения может возникнуть необходимость продемонстрировать учащемуся какую-либо картинку в течении определённого времени. Так как такая задача обычно не подразумевает каких либо действий с самой картинкой, равно как и сохранения какой-либо информации о том, что происходило во время этого демонстрирования, то нет нужды делать из этого рисунка объект более высого уровня, который мог бы обмениваться информацией с LMS. Таким образом, эта картинка будет представлять из себя именно «asset» — элемент, содержащий в себе только непосредственно образовательную информацию.