Чтение метапрограмм посредством выявления метасостояний
Метапрограммы иметасостояния не идентичны, но между ними существуют тесные отношения. Поэтому иногда мы можем выявить первые посредством вторых.
Хотя оба этих термина (метапрограммы и метасостояния) начинаются с «мета», они относятся к совершенно разным феноменам. Чтобы не путать одно с другим, помните, что метапрограмма — это структурирующий процесс, связанный с восприятием и паттернами мышления. Напротив, метасостояние — это состоя-
Тпава 11- Чтение метапрограмм и подстройка под них______ 281
ние, относящееся к состоянию. Метапрограмма связана с теми сортирующими паттернами, которые определяют, как мы обрабатываем информацию. Метасостояние — это состояние мышления-эмоций или физиологии (например, гнев, страх, радость, удовольствие и т. д.), посредством которого мы влияем на другое состояние. В результате образуется сложная и многослойная форма субъективности — например, страх в связи со страхом, гнев по поводу страха, чувство вины из-за гнева, радость в связи с депрессией, депрессия в связи с радостью.
Здесь мы используем термин «состояние» для характеристи
ки психо-физического состояния (состояния сознания-тела), ко
торое определяется мыслями и чувствами. Это превращает его
в холистическое «нейро-лингвистическое» состояние, связанное
с чем-то. Возможно, нас посещают гневные мысли и чувства в связи
с тем, как к нам относится Джон. Таким образом, состояние пред
ставляет собой форму реакции человека на что-то (или воспри
имчивости к чему-то). -.оо
Метасостояние говорит о наших реакциях на наши реакции. Я испытываю чувство радости по поводу своей способности испытывать страх, поскольку она позволяет мне получать важные сигналы. Я опасаюсь своего гнева, поскольку он может выйти из-под контроля. Я испытываю чувство вины в связи с чрезмерным проявлением эмоций. Я радуюсь своим знаниям и ценю свою радость по поводу своих знаний.
В метасостояниях мы более не привязываем свои мысли и чув
ства к окружающему миру или к чему-то, Находящемуся вне нас.
Мы привязываем свои мысли и чувства к ряду других своих мыс
лей и чувств (состояний). В первичных состояниях сознание
изливается вовне, воспроизводя, фильтруя мир и придавая ему
смысл. В метасостояниях сознание отображается на самое себя и
на некоторые из своих продуктов (мысли-чувства). Отстраняясь
°т своих первичных состояний, концептов, идей, ментальных ка
тегорий, внутренних переживаний и переходя относительно них
на уровень «мета», мы получаем доступ к метасостоянию, связан
ному с ними. ,тв£
Хотя метапрограммы не обязательно связаны с состояниями с°знания-тела, это вполне возможно. Метапрограмма может стать Метасостоянием.
Предположим, к примеру, что человек почти все время и по- во всех контекстах использует определенный стиль мышле-ия-эмоций. Соответственно, такая метапрограмма начинает функ-
282________________________________ Часть III. Применения
ционировать в качестве «ведущей» (Hall, 1990). Если глобальная или гештальт сортировка выступает в качестве ведущего фактора и влияет у данного человека почти на всю обработку информации (№ 1), тогда более чем вероятно, что она приведет его в своего рода глобальное состояние — состояние сознания и тела, в котором он будет мыслить, чувствовать и сортировать объекты более высокого уровня.
Если другой человек ведом процедурой (№ 21), данная метапрограмма может также соответствовать процедурному состоянию и приводить человека в это состояние. Ведущие метапрограммы (и те, которыми мы злоупотребляем) часто описывают и порождают психо-физические состояния. В результате метапрограммы могут превращаться в метасостояния.
Какой механизм тут действует? Данное превращение происходит потому, что стиль обработки и сортировки (метапрограмма) часто включает в себя обрабатываемую информацию. Как таковая метапрограмма содержит некоторые внутренние репрезентации (в том числе убеждения, ценности, представления и т. д.), которые раз за разом приводят человека в соответствующие состояния.
Вероятно, вы уже обратили на это внимание, работая с метапро -граммами, не так ли? Когда перед нами «глобальный» человек, он не только обрабатывает информацию глобально и дедуктивно, но также ценит глобальное мышление, верит в него и будет оспаривать утверждение, что «копейка рубль бережет». Аналогичным образом процедурный человек не только сортирует, используя» «пошаговые процессы», но также ценит таковые, верит в их значимость и т. д. Для такого человека переход к «возможностям»-может фактически означать попрание некоторых из его убеждб*1 ний и ценностей. Такой переход будет подрывать какие-то из его часто переживаемых «состояний», противореча им.
Таким образом, если мы излишне ценим или слишком часто используем определенную метапрограмму, то привыкаем рассмат-ривать все через ее фильтр. Предположим, он включает метапрог*» рамму «специфика/детали» при сортировке информации. Предположим, что человек ведом этим фильтром, всегда уделяя главное внимание деталям. Предположим далее, что человек не обладает гибкостью сознания, позволяющей переходить к глобальной точке зрения. Или что он использовал данную мыслительную установку как часть своего самоопределения: «Я — детальный человек!» Или мы можем предположить, что человек излишне цени*
11. Чтение метапрограмм и подстройка под них_______ 283
или слишком часто использует другую метапрограмму, скажем процедуры. Тогда она будет влиять на большинство первичных состояний этого человека, делая эти состояния очень жесткими и структурированными. Когда человек будет рефлексивно направлять свои мысли-чувства на какое-то предшествующее состояние, он станет использовать эту метапрограмму. Тем самым метапрограмма может превратиться в метасостояние, вводя нас в него. Поэтому мы можем обнаружить «я»-процедуру, процедуру-радость, процедуру-любовь, процедуру-тревогу.
То есть поскольку мысли (или внутренние репрезентации) действуют нейро-лингвистически, вводя нас в определенные психофизические состояния, часто используемые метапрограммы становятся привычными, а это привыкание может затем вызывать соответствующее состояние сознания-тела. Любая привычная метапрограмма, которая порождает какое-то нейро-лингвистиче-ское состояние, как только мы прилагаем ее к другому состоянию, порождает метасостояние.