Метапрограммы «реакций»

Метапрограммы, связанные с продуцированием, реагированием, коммуникацией (№ 29-39)

Согласно данному нами определению, «состояние сознания» предполагает прежде всего внимание, которое является частью таких компонентов, как «мышление», «эмоции» и «воля». Состояние также включает в себя метауровневые паттерны и структуры, в которых проявлены продукты сознания. То есть наше мышление характеризуется не только тем, что мы замечаем и вбираем в себя, что мы обрабатываем и внутренне структурируем, что мы вклю­чаем в свой организм (соматизируем), но также и тем, что мы про­дуцируем. Не так ли?

Разве вы не обращаете внимание на объекты (свою входную информацию)? Разве вы не используете возникающие мысли и эмоции для строительства своего внутреннего мира? Разве вы за­тем не переживаете эмоционально эти объекты (соматизируете их) в собственном теле? И разве вы не обращаете внимание на то, как вы выражаете себя в своих жестах, речи и поведении?

Этот последний вопрос предполагает, что мы, ко всему проче­му, сортируем и осознаем наш социальный контекст. Он предпо­лагает также, что мы обращаем внимание на то (или используем свое рекурсивное осознание того), какое воздействие мы оказы­ваем на окружающих, когда осуществляем коммуникацию и реа­гируем на тот или иной стимул.

Таким образом, наша операционная система, подобно опера­ционной системе любого компьютера, имеет активный и рекур­сивный интерфейс. Слово «рекурсивный» означает, что инфор­мация, которая является результатом на одной из стадий обра­ботки, становится затем входными данными для следующей стадии. Использование такого системного языка предполагает, что че­ловеческое сознание в процессе сортировки функционирует как система.

р,пйп в. Метапрограммы «реакций*_______ :________________________ 173

Разновидность операционной системы, которую использует ком­пьютер (например, DOS, Windows 3.1, Windows 95, OS/2 и т. д.)» особенности создания структур и паттернов данной сис­темы полностью определяют дальнейшую работу человека с этим компьютером.

Что касается человеческой операционной системы — метапро­грамм, то наше продуцирование сводится к тому, как мы разгова­риваем и осуществляем коммуникацию, как мы соматизируем, действуем, ведем себя, жестикулируем, как мы взаимодействуем в социуме и т. д. Таким образом, благодаря метапрограммам чело­веческое сознание устремляется все дальше и дальше, вбирая в себя все больше и больше элементов среды. Это предполагает, что человеческое «мышление», обработка и сортировка информации происходят не только внутри головного мозга.

Следует ли нам трактовать сознание именно так? Не следует ли нам перестать локализовать «сознание», как делали филосо­фы и психологи на протяжении столетий, исключительно внутри головы, или, по крайней мере, внутри тела? Современные фило­софы, работающие в области систем, например Грегори Бейтсон, рассуждают иначе.

Бейтсон (Bateson, 1972, 1976), Джером Бруннер (Brunner,
1990) и другие теоретики подчеркивают, что «сознание» не огра­
ничено черепной коробкой отдельного человека, а охватывает также
его непосредственную физическую и культурную среду. Воспри­
ятие «сознания» как феномена, выходящего за пределы мозга, может
показаться читателю настолько радикально иной точкой зрения,
что ему, возможно, придется на время забыть о своих суждениях,
чтобы объективно оценить этот подход. $<

Бейтсон ставит вопрос о «сознании» и «я», используя пример со слепым человеком, передвигающимся с помощью трости:

...спросите любого о локализации и границах «я»... приве­дите пример слепого человека с тростью. Где начинает­ся «я» слепого человека?На конце трости?Наручке трос­ти? Или где-то посередине трости? Такие вопросы абсур­дны, поскольку трость является проводящим путем, вдоль которого передается информация об изменениях в среде, пгакчгпоуапановкаограничительнойлинии попе­рек этого пути означает отсечение части системного контура, который определяет двигательную способ­ность слепого человека.

174______________________________ Часть П. Метапрограммы^

Аналогичным образом, его органы чувств являются пре­образователями или проводящими путями для информа­ции, так же как его аксоны и т.д. С точки зрения тео­рии системутверждение, что по аксону передается «им­пульс», является вводящей в заблуждение метафорой. Правильнее сказать, что передается какое-то отличие или преобразование отличия (Bateson, 1972, р. 318). В целом самокорректирующийся блок, который обраба­тывает информацию, или, какэтоформулируюя, «мыс­лит», «действует» и «решает*, является системой, гра­ницы которой вовсе не совпадают с границами как тела, так и того, что принято называть «я» или «сознанием»; при этом важно отметить, что между мыслительной системой и «я», как его принято понимать, существует множество отличий... Общая схема не ограничена повер­хностью кожи, а включает в себя все проводящие пути, вдоль которых может передаваться информация (Там же, р. 319).

Я (MX) в своей диссертации (Hall, 1996d) назвал этот аспект «сознания» культурным конструктом и предположил, что он по­буждает нас трактовать наше «я» и наше сознание совершенно иным образом. Обычно мы рассматриваем «я» и «сознание» как нечто находящееся внутри нашей головы, а не как часть трости или как часть наших культурных конструктов. Бруннер пишет:

Участие человека в культурной жизни и понимание его ментальных способностей через культуру не позволяют конструировать человеческую психологию исключи­тельно на индивидуальной основе... Клайд Клакхон на­стаивал, что человек не заканчивается на поверхности собственной кожи; люди являются выражением культу­ры. Рассматривать мир как индифферентный поток информации, которую каждый индивидуум обрабаты­вает по-своему, значит упускать из виду то, как инди­видуумы формируются и как они функционируют. Или снова процитируем 1ерца: «Не существует такого поня­тия, какчеловеческая природа, независящая от культу­ры» (Вгиппег, 1990,р. 12).

№ 29. Способ восстановления энергии:экстраверт/

амбиверт/интроверт № 30. Сотрудничествои руководство:независимый/

командный игрок/руководитель

Глава 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 175

№ 31. Коммуникативная установка: коммуникатив­ные категории

№ 32. Общая реакция:конгруэнтная/неконгкруэн-тная/соперничество/сотрудничество/поляр' ность/метапозиция

№ 33. Тип соматической реакции: активный/рефлек­сивный/оба

№ 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация

№ 35. Способ сравнения:количественный/качест­венный

№ 36. Источник знаний:моделирование/концепту-ализаития/демонстрация/опыт/авторитетное мнение

№ 37. Завершенность/окончательность: завершен­ность/незавершенность

№ 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный

№ 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения

№ 29* Способ восстановления энергии

Наши рекомендации