Понятие об интерактивных изданиях
Мультимедиа
"Мультимедиа - это синтез трех стихий: аудио, графики и текстах"
"КомпьютерПресс" (год 1993-94)
Мультимедийный продукт - наиболее эффективная форма подачи информации в среде компьютерных информационных технологий. Благодаря синтезу видео, анимации, звука, текста, появляется возможность открыть для себя и окружающих новый мир. Листая модный журнал о путешествиях, у нас есть возможность просмотреть иллюстрации или фотоматериалы, но нет возможности просмотреть видеоматериалы, или узнать преимущества той или иной фирмы-туроператора. Вставляя видеокассету в видеомагнитофон, где показывается процесс изготовления титановых дисков, нас интересуют технические параметры и микроструктура металла. Среди массы буклетов с выставки мы лихорадочно ищем данные... Мы хотим самостоятельно изучить иностранный язык. Идем в магазин, покупаем самоучитель. Но как проверить, насколько совершенным стало наше произношение, или обогатился словарный запас? Просматривая семейный фотоальбом или видеокассеты, возникает желание записать их на DVD и увековечить свое доброе имя в памяти потомков. Как совершить путешествие по Лувру, не вставая из своего любимого кресла? Посмотрев на звездное небо, хочется узнать, на каком расстоянии находится яркая звезда, вспыхнувшая на востоке...
Мультимедийный продукт позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать, интересующие в данный момент, информационные блоки.
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Резкий рывок в этом направлении, произошедший в этом направлении за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков, а также их массовое внедрение.
Современный мультимедиа–ПК в полном “вооружении” напоминает домашний стереофонический Hi–Fi комплекс, объединенный с дисплеем–телевизором. Он укомплектован активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт–дисков. Кроме того, внутри компьютера укрыто устройство — аудиоадаптер, позволивший перейти к прослушиванию чистых стереофонических звуков через акустические колонки с встроенными усилителями. Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления".
Основные принципы мультимедиа:
1. Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред (собственно термин происходит от англ. multi - много, и media - среда);
2. Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе "свободного поиска" в рамках предложенной в содержании продукта информации);
3. Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:
· возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
· возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
· возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;
· возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
· возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
· возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
· возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
· возможность подключения к глобальной сети Internet;
· возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
· возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");
· возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";
· возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
· возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
Многокомпонентную мультимедиа-среду целесообразно разделить на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.
Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д.). Главной проблемой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позволяет записать не более часа звуковой информации. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.
Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов (поэтому также имеет большой информационный объем). Выделяют статический и динамический видеоряды.
Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения).
Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров).
При размещении текстовой информации на CD-ROM нет никаких сложностей и ограничений ввиду большого информационного объема оптического диска.
Понятие об интерактивных изданиях.
Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
Такие издания включают в себя:
· анимированные переходы между страницами;
· нелинейную навигацию;
· внутренние перекрестные ссылки и ссылки в интернет, кнопки навигации;
· возможность иметь внутри области подкачиваемые из интернета, например, обновляющуюся ленту новостей;
· вращение объектов в трехмерном пространстве;
· интерактивные схемы и иллюстрации;
· видеоклипы и аудио-эффекты;
· начитанный текст в аудио-формате.
У электронных изданий много общего с другими видами издательской продукции (книги, журналы, кпипы и фильмы), но их уникальные возможности не помещаются в рамках традиционного представления об издательском процессе в целом.
Электро́нный докуме́нт — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Электронные или цифровые документы, ранее именовавшиеся “машиночитаемыми документами“, а затем “компьютерными файлами”, представляют собой относительно новую, но очень быстро развивающуюся разновидность информационной продукции. Электронные документы могут быть представлены на физически осязаемых дискретных носителях, например, компакт-дисках, или фактически иметь исключительно цифровую форму, как, например, информационный массив Интернет, применительно к которому само понятие «носителя» весьма условно.