Состоящий из трех частей сигнал общения
Глубокое понимание того, как люди мыслят, дает вам, как специалисту по общению, несколько явных преимуществ. Способность замечать шаблоны мышления может помочь вам построить глубокие уровни раппорта, понимания, доверия и дружбы, одновременно оказывая влияние на то, как воспринимаются ваши идеи и предложения. По микро-шаблонам вы можете узнать гораздо большую часть всего передаваемого сообщения, чем по одним только словам.
Слова = 7%
Тон голоса = 38%
Физиология = 55%
Исследования показали, что когда мы общаемся, только 7 процентов нашего передаваемого сообщения содержится в словах. 38 процентов содержится в тоне голоса, и 55 процентов содержится в языке тела, то есть в нейрологическом канале. Человеческое общение интерпретируется с помощью этого состоящего их трех частей сигнала, и именно подсознание воспринимает невербальную * часть сообщения, даже если ваше сознание ее пропускает. Если вы говорите своим сотрудникам: “Я спокойно отношусь к тому, что выполнение этого проекта занимает у вас три месяца”, но вы знаете, что от вас требуют завершить его раньше, ваше тело и тон голоса передадут большую часть сообщения. В этом случае это будет не конгруэнтно с теми словами, которые вы говорите, и сотрудник подсознательно воспримет эти 93 процента вашего сообщения, которые говорят “На самом деле я совсем не спокойно к этому отношусь”.
Способность замечать невербальные элементы общения других людей—это первый шаг к пониманию их процессов мышления.
Сотрудник может остаться в замешательстве из-за вашей неконгруэнтности. Способность замечать невербальные элементы общения других людей—это первый шаг к пониманию их процессов мышления. Гибкое реагирование на эти элементы—второй шаг. В этой главе вы узнаете о нейрологических каналах общения, прежде чем переходить к лингвистическим каналам в восьмой главе.
Системы представления информации
Мы внутренне представляем информацию с помощью образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Мы как бы представляем в своем уме то, что мы восприняли через пять чувств с внешней территории (см. рисунок 2.2 во второй главе). Наши чувства—это наши каналы приема информации. Глядя в окно, я вижу, как с деревьев падают листья, и слышу, как вдали лает собака. В то время как мои мысли переходят от запаха обеда, пекущегося в духовке, к чувству голода в животе, вкус пастернака во рту дополняет чувство того, что наступила осень, и я говорю себе, что в этом году лето уже прошло.
Мозг одним и тем же способом строит реальные и воображаемые переживания, с помощью одних и тех же химических реакций.
Вы следили за ходом моего сенсорного * опыта? Вы видели, как с деревьев падают листья? Вы ощутили вкус пастернака? Что бы мы ни воспринимали с внешней территории, мы представляем это внутренне с помощью сочетания всех наших чувств. Этот многоканальный сенсорный входной сигнал влияет на наш ход мыслей. Случалось ли с вами, что вы просыпались утром после яркого сна, который казался реальным? Многим людям снятся настолько яркие сны, что им трудно отличить, что было реально и что было частью сна. Это связано с тем, что мозг одним и тем же способом строит реальные и воображаемые переживания, с помощью одних и тех же химических реакций. Нашей реальностью является то, что мы представляем в своем уме по восприятиям внешнего мира.
Наши системы восприятия влияют на наше поведение, и со временем у нас появляются предпочтения в их использовании. В западном мире основные системы представления информации—визуальная, аудиальная и кинестетическая. Обонятельная и вкусовая системы чаще используются как включатели для других систем. Запах пекущегося обеда включает ощущение голода. Оказывается, что в восточном мире запах и вкус чаще, чем на западе, используются как основные системы, хотя многим западным людям это может быть трудно понять.
Предпочитаемая система представления информации
Люди мыслят во всех трех основных системах представления информации, и большинство людей больше всего предпочитает одну из них. Предпочитаемой является самая развитая система, та, в которой можно делать самые тонкие отличия.
Оказывается, что знатоки, которые с легкостью и совершенством демонстрируют свое мастерство, умеют делать много тонких отличий в соответствующих системах представления информации. Например, у танцоров хорошо развиты ощущения, которые помогают направлять движения. У художников хорошо развита зрительная система, а у музыкантов сильная аудиальная система.
Во всех профессиях есть люди с разными сочетаниями этих систем. Аудиальным людям “нравится, как звучит” идея, визуальный человек “видит возможности”, а у кинестетического могут быть “теплые чувства” к этой идее. То, что какие-то системы используются реже предпочитаемой, часто объясняет, почему человеку трудно овладеть определенными умениями. Тому, у кого недостаточно развита аудиальная система, не так легко научиться играть на пианино, как тому, у кого аудиальная система предпочитаемая.