Технология собеседования при приме на работу
Личная беседа представляется наиболее тонким и всеобъемлющим методом анализа характера кандидата и определения его пригодности для выполнения профессиональных задач. Вместе с тем беседа имеет и свои границы – психологические барьеры, которые необходимо преодолеть как кандидату, так и беседующему с ним представителю фирмы. Для кандидата это имеет особое значение. Чтобы облегчить и ускорить взаимное знакомство, представитель фирмы должен стремиться в ходе собеседования создать такую атмосферу, которая помогла бы и кандидату быстро установить контакт со своим собеседником.
Собеседование состоит из двух частей: 1) получение информации от претендента на должность; 2) информирование кандидата о деятельности организации. Иногда предпочитают прежде ознакомить кандидата с содержанием деятельности на вакантной должности. Но все чаще руководители отдела кадров склоняются к убеждению в необходимости сначала познакомиться с кандидатом, а затем рассказать ему о предстоящем месте работы. Такая последовательность имеет для кандидата определенные преимущества. Часто в ходе собеседования выясняется, что кандидат может больше подойти для другой вакантной должности. В этом случае обе стороны своевременно получают возможность более обстоятельно обсудить данный вопрос. Руководителям рекомендуется во время собеседования включать в рассмотрение следующие вопросы и в следующем порядке:
· Получение информации от кандидата: образование и курсы повышения квалификации; профессиональный опыт и интересы; причины поиска нового места работы; семейное и общественное положение; финансовые требования; состояние здоровья.
· Информирование кандидата о фирме: фирма (общественная форма, отрасль деятельности, важнейшие задачи в сфере деятельности, филиалы фирмы, система руководства); должность, рабочее место, полномочия нового сотрудника, территориальное место работы; продолжительность рабочего времени; сотрудники и коллеги (непосредственный начальник, положение в иерархической лестнице, сотрудничество с другими подразделениями); система оплаты труда (зарплата в период испытательного срока, продолжительность отпуска, условия командировок, их оплата, работа по совместительству); другие материальные гарантии (пенсионное обеспечение по старости, система оплаты больничных листов и т.п.); возможность повышения своего профессионального уровня и развития.
Данный перечень вопросов не исключает более тщательной конкретизации интересующих обе стороны проблем.
При условии правильной дифференциации и составления результатов собеседований с кандидатами на различных фирмах можно прийти к выводам и обобщениям, которые облегчат принятие соответствующих решений.
Лекция 8.
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
План
8.1. Особенности публичного выступления.
8.2. Подготовка речи.
8.3. Правила поведения оратора.
Ключевые слова: переговоры, произнесение, оратор, аудитория.
Особенности публичного выступления.
Публичная речь имеет самостоятельное значение, а также может быть включена в другие формы деловой коммуникации (деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации). Речь в деловой среде может быть направлена на достижение прагматических целей, например – речь адвоката – на эффективную защиту клиента, речь руководителя – на стимуляцию продуктивности работы сотрудников, для информирования, речь на митинге – чтобы убедить участников, склонить их к определенным действиям и т.д.
Речь, как компонент делового общения, должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.
С технологической точки зрения к публичной речи предъявляются некоторые требования, которые рекомендуется неукоснительно соблюдать:
· Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!»
· Речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
· У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на следующие вопросы:
- Введение: Почему я говорю?
- Основная часть: Каково существующее положение? (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изменить существующее положение?).
- Заключение: Содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.
· Речь должна быть ориентирована на слушателей, не зависимо от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией.
Подготовка речи.
Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовке, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. К такой подготовке относится, прежде всего, обдуманная последовательность всех этапов работы.
Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:
· Инвенция или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
· Диспозиция или, «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
· Элокуцияили «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление основной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста.
· Мемориоили «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляция голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
· Произнесение. Своеобразие речисостоит в том,что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и т.д.) Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово «нет» может быть сказано повелительно или равнодушно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.
На слушателей действует также обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав слушателей, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое. Самое сложное – удержать внимание. И немало это зависит от того, какое впечатление на уровне восприятия производит оратор.