Развитие ИТ и организационные изменения на предприятиях
Новые информационные технологии и реализованные на их основе инфор-
мационные системы являются мощным инструментом для организационных
изменений, которые «вынуждают» предприятия перепроектировать свою
структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести пол-
ный реинжиниринг бизнес-процессов для достижения новых стратегических
целей. В таблице 1 показаны некоторые технические и технологические но-
вовведения, применение которых неизбежно приводит к необходимости из-
менений в организации.
Таблица 1 – Соответствие ИТ и организационных изменений
Внедрение информационных технологий может приводить к организацион-
ным изменениям различной степени: от минимальных до далеко идущих.
Всё зависит от стратегии компании, предметной области её деятельности, от
уровня развития сети бизнес-процессов, от степени интегрированности ин-
формационных ресурсов и, конечно, от решимости и настойчивости высшего
руководства предприятия довести начатые преобразования до логического
завершения. В таблице 2 представлены основные возможности и результаты
применения ИТ в организациях.
Таблица 2 – Соответствие возможностей ИТ и организационных воздействий
На рисунке 1 показаны четыре основных класса структурных изменений в
компании, которые поддерживаются информационными технологиями. Каж-
дый из них имеет свои последствия и риски.
Рисунок 1 – Основные классы изменений в компаниях с применением ИТ
Наиболее распространённая форма организационных изменений с помощью
ИТ – автоматизация бизнес-процессов (Business Process Automation – BPA).
Первые приложения, разработанные с помощью ИТ, затронули финансовые
операции и документооборот, так как это наиболее формализованная часть
деловых процессов компании. Расчёты и исполнение платежей, контроль
транзакций и перемещения документов, прямой доступ клиентов к своим де-
позитам – вот стандартные примеры ранней автоматизации. Риск внедрения
этих технологий является минимальным, выигрыш – очень большим.
Более глубокая форма организационного изменения, уже затрагивающая
структуру производства, – рационализация рабочих процедур или улучшение
процессов (Business Process Improvement – BPI). Для наведения порядка в
сложных и распределённых процедурах и процессах необходимо изменять
порядок их выполнения. Суть изменений – рациональное выстраивание тех-
нологических процедур, экономия процессного пространства и времени. Ра-
ционализация также не привносит большого дополнительного риска, так как
она может начинаться с локальных процедур и процессов и только после по-
лучения экономического эффекта распространяться на все предприятие.
Новые ИТ в конечном счёте призваны изменить природу всей организации,
трансформируя её цели и стратегические устремления (Paradigm Shift – PS):
например, освоение принципиально новой ниши рынка, открытие филиалов
компании в других странах, приобретение другой компании, слияние с ком-
панией партнёра и т. д. Такие организационные изменения обладают наи-
большим риском, но они несут и наивысшую отдачу. Руководство компании
должно осознанно подходить к изменениям такого типа, понимая всю меру
ответственности за принимаемые глобальные решения.
В развитии информационных систем предприятий в настоящее время основ-
ная тенденция заключается во всё большей интеграции ИТ/ИС для макси-
мальной отдачи, повышения эффективности использования и роста «возврата
инвестиций».