Организация и цели профессионального обучения
Обучение ¾ метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
¨ повысить эффективность и качество работы;
¨ сократить потребность в контроле;
¨ быстрее решить проблему дефицита кадров (обучение привлекает нужных людей);
¨ сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10-13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональные и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года ¾ на 75%, к концу работы ¾ на 90%.
В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3-4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 ч рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.
В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессией ¾ 46, творческими возможностями ¾ 22, профессиональным ростом ¾ 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.
84% опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79 ¾ регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.
В настоящее время выделяют следующие виды образования:
Общее базовое, обычно среднее. Может быть недостаточным, адекватным или избыточным по сравнению с требованиями момента. Сегодня требуется избыточное образование, поскольку оно формирует мировоззрение, необходимый уровень культуры, ценности, нормы и служит основой развития общества.
Профессиональное:
1) специальное. ПТУ, техникум (колледж), вуз. ПТУ обеспечивает адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.
2) дополнительное. Имеет целью более эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:
¨ адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введения в должность или специальность;
¨ поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями (ИПК, ФПК, консультационные организации);
¨ опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
¨ многоцелевого (развитие способностей к приобретению ориентирующих знаний) ¾ для руководителей высшего уровня.
Основные задачи профессионального обучения персонала фирмы:
¨ обучение для овладения новыми направлениями деятельности;
¨ обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций;
¨ обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям.
Им охватываются как вновь принятые, так и уже работающие сотрудники.
В то же время не все люди хотят учиться, потому что не понимают важности, не видят необходимости в этом, не подготовлены, боятся трудностей или негативно относятся к новому.
Конкретные цели обучения персонала:
¨ повышение общего уровня квалификации;
¨ получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;
¨ обновление и поддержание прежних навыков, если изменений нет;
¨ подготовка к занятию новой должности;
¨ приобретение профессии вообще;
¨ ускорение процесса адаптации;
¨ экономия средств, теряемых из-за некачественного выполнения работ;
¨ улучшение морально-психологического климата.
Как отмечают специалисты, в результате обучения у людей происходят определенные изменения в деятельности:
¨ результативность растет быстрее затрат;
¨ ускоряется темп работы и достигается нужный ее ритм;
¨ совершенствуются и автоматизируются движения;
¨ снижается утомляемость;
¨ повышается ответственность;
¨ развивается чувство времени;
¨ улучшаются методы выполнения отдельных работ и т. п.
Кроме того, обучение подчиненных приводит к экономии времени руководителя.
Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, при введении в должность, во время аттестации, из текущих бесед. Кроме того, она определяется бизнес-планами, предполагаемыми изменениями в содержании работы, в штатных расписаниях, внешними воздействиями.
Первым шагом в организации обучения является анализ работы и создание ее спецификации (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).
Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы (отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения. Для этого используются опросы, наблюдения и проч.
Третий шаг ¾ определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться ¾ на рабочем месте без отрыва от работы, в организации; с отрывом (курсы в рамках организации) и вне ее (разного рода центры, школы).
Внутренние курсы дают информацию малыми дозами, позволяют адаптировать обучение к потребностям конкретной группы, помогают осуществлять практику.
Внешнее обучение целесообразно, если обучаемых мало, срок далекий, нужны специальные знания и навыки, ставятся только образовательные задачи.
Сравним достоинства (+) и недостатки (-) этих форм:
Основными разновидностями обучения работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка.
При индивидуальном методе обучающегося либо прикрепляют к квалифицированному работнику (в том числе руководителю ¾ тогда речь идет о стажировке), либо включают в группу (бригаду), где с ним занимается работник высокой квалификации (бригадир или другой член бригады). Необходимый теоретический курс изучается самостоятельно (при консультации с соответствующими специалистами).
Групповая (бригадная) форма подготовки предусматривает объединение обучающихся (стажирующихся) в специальные группы, занятия с которыми проводят работники высокой квалификации.
Формы индивидуальной и групповой подготовки:
1. Ученичество предполагает прикрепление лиц, не имеющих специальности, с целью обучения к опытным рабочим, которые передают им свои знания и формируют необходимые навыки.
2. Наставничество представляет собой передачу знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного общения, обсуждения проблем, ответов на вопросы. В его рамках новичков втягивают в принятие решений, что предполагает предоставление им некоторой самостоятельности в текущих делах. Обычно требует немалых затрат времени с той и другой стороны и взаимного доверия, а также четкого планирования.
Наставничество используется на любом уровне и на любом этапе управленческой карьеры. Наставники могут иметь более низкое служебное положение, чем обучаемые.
Ученичество и наставничество целесообразны там, где решающую роль играет опыт, ибо отличаются практической направленностью и связью с производственными функциями сотрудника. Они прививают навыки решения оперативных задач, но не дают возможности развивать абстрактное мышление.
3. Инструктаж ¾ регулярное или разовое разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником для наиболее эффективного выполнения задач новичками. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг их обязанностей.
Инструктаж лучше проводить утром или перед окончанием работы. Нормальная продолжительность для группы ¾ 30 мин. Все группы, проходящие инструктаж, должны фиксироваться в специальных тетрадях (начало, окончание, отсутствующие, обсуждавшиеся вопросы), а участники ¾ вести записи.
Этапы инструктажа:
¨ определение цели;
¨ выбор места проведения;
¨ проверка имеющихся у новичков знаний;
¨ пробуждение интереса к работе;
¨ объяснение способов ее выполнения в целом и в деталях, выделение ключевых моментов, выдача четких указаний и рекомендаций;
¨ проверка усвоения информации и исправление ошибок;
¨ выполнение пробного задания;
¨ контроль повседневной работы.
Инструктаж не требует больших затрат и эффективен для простых видов деятельности (обычно используется для обучения ручному труду).
Условия эффективности инструктажа:
¨ возможность выполнения самим инструктором требуемых нормативов;
¨ невмешательство его в последующие действия ученика;
¨ учет индивидуальных различий людей и роли практического опыта;
¨ четкое постановка целей;
¨ выбор подходящего места и создание необходимых условий;
¨ достижение регулярных, пусть и маленьких успехов;
¨ нацеленность на решение долгосрочных задач.
4. Стажировка. Предполагает, что специалистов и руководителей направляют для приобретения нового опыта в другие организации (в том числе зарубежные), где они с помощью консультантов (руководителей стажировки) осваивают незнакомые для себя направления и методы деятельности.
5. Ротация, т. е. последовательная работа на разных должностях, в том числе в других подразделениях организации.
6. Ассистирование заключается в том, что лицо, которому предстоит занять руководящую должность, помогает в выполнении повседневных обязанностей руководителю-наставнику.
7. Объединенное руководство представляет собой совместное (параллельное) выполнение обязанности обучающим руководителем и обучаемым.
8. Дублирование является высшей формой индивидуального обучения. Состоит в том, что кандидат на занятие руководящей должности исполняет обязанности своего наставника, а тот консультирует и оказывает необходимую помощь.
При достаточных теоретических знаниях, полученных в учебном заведении, обучение на рабочем месте все же более предпочтительно, поскольку позволяет входить в работу в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Кроме того, люди, сразу же попавшие «в пекло», потом обычно работают более успешно.
Однако такое обучение требует тщательного отбора наставников, их близости обучаемым по социальному положению и личным качествам.
Кроме того, опыт часто не поддается рациональному объяснению, быстро устаревает, может не соответствовать потребностям обучаемого, а наставник ¾ небрежно относиться к своим обязанностям.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям. Это происходит в два этапа: сначала в учебной группе под руководством специалиста (например, мастера производственного обучения) на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного центра (комбината), а затем ¾ на рабочих местах в группе под руководством консультанта (инструктора производственного обучения).
Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется на предприятиях в учебных группах, в учебных центрах (комбинатах, пунктах, корпоративных университетах) и на специальных курсах. Обучение проходит в процессе тренингов, наставничества, ознакомления, инструктирования и проч. Оно выходит за рамки текущих служебных обязанностей и сопровождается развитием личных профессиональных качеств, формированием навыков концептуального мышления.
Важным моментом в организации обучения является выбор его оптимального стиля. Таких стилей существует несколько:
1. Лекционный характеризуется принудительным односторонним воздействием (при минимуме обратной связи) преподавателя на обучаемых (которые оказываются пассивными субъектами восприятия информации).
2. Коммуникативно-обучающий предполагает активное включение обучаемого в процесс (преподаватель показывает, как делать; обучаемый самостоятельно выполняет задание), средний уровень инструктажа. Поощрение и обратная связь используются здесь для улучшения результатов.
3. Экспериментально-обучающий состоит в открытом общении, обмене информацией, самостоятельных тренировках, тестировании преподавателем и постоянной обратной связи. Здесь присутствует низкий уровень инструктажа.
4. Обучающий действием предполагает самостоятельное выполнение заданий, широкий обмен опытом с коллегами, при необходимости ¾ консультирование.
Сегодня все большее распространение получает так называемое развивающее обучение, которое, в отличие от обучения конкретным навыкам, направлено:
¨ на изменение образа мыслей и отношения человека в целом к себе, к делу;
¨ более глубокое понимание ситуации;
¨ самостоятельное решение задач;
¨ развитие коммуникативных способностей;
¨ формирование конкретных навыков;
¨ умение реалистично оценивать себя;
¨ понимание важности групповой работы;
¨ осознание своей социальной ответственности и проч.
Но при этом надо иметь в виду, что развитие в равной мере всех профессиональных и управленческих качеств нереально.
Предпосылками развивающего обучения являются: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки.
Прежде всего такое обучение нацелено на молодых работников и должно быть частью общей программы их развития.
При ее составлении принимаются во внимание:
¨ последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;
¨ способы установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;
¨ число и тип обучаемых работников;
¨ цели, методы, место и время обучения;
¨ характеристика преподавательского состава и т. п.
Индивидуализация и рационализация обучения позволяют снизить его сроки.
Работники могут осуществлять также самообучение знакомством с соответствующей литературой (дополняемого инструктированием), которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.
Выбор конкретных форм подготовки новых работников российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут для этого создавать учебные центры или заключать договоры на обучение с профессионально-техническими учебными заведениями или учебными центрами. Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих местах данного предприятия, которым разрабатываются и утверждаются учебные планы и программы.
Оценивать результаты обучения можно на основе тестов, наблюдения за поведением сотрудников, их реакцией в ходе обучения, анкетирования.
При этом оценки могут быть как разовыми, так и регулярными; полезны, как показывает практика, и повторные оценки. Критерии оценки должны быть определены и доведены до обучаемых перед началом программы.
После завершения обучения с работниками целесообразно проводить интервью. Получаемая информация предназначается:
¨ для внедрения результатов обучения в практику;
¨ помощи в закреплении работников в организации;
¨ улучшения ее имиджа;
¨ выявления недостатков при отборе персонала;
¨ анализа эффективности конкретных обучающих программ.
По окончании профессионального обучения на производстве на основе квалификационных экзаменов рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику.
Работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация в соответствии с трудовым законодательством обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. В частности, речь идет о сокращенных (с сохранением заработной платы в установленном порядке) рабочем дне, неделе, дополнительном учебном отпуске и других льготах.