Закономерности системы
Целостностьсистемы «печатать фотографий» выражается в том, что произвести печать можно лишь в случае согласованного функционирования элементов системы – клиент, пункты печати фотографии, сотрудников точек печати и курьеров.
Иерархичность заключается в том, что система «печатать фотографий» имеет несколько подсистем, например, сама печать фотографии является подсистемой. Надсистемой в данном случае является работа любых документов, фотографии и т.д.
Эквифинальностьсистемы в том, что она имеет конечное состояние – фотографии распечатаны и эксплуатируется клиентом.
Закон необходимого разнообразиявыражен необходимостью клиента учитывать различные факторы, имеющие отношение к печати, как выбор фотографии, время работы магазина, его услуги (цветные, ч\б, фото или проявление) и т.п.
Закономерности осуществимости, жизнеспособности и потенциальной эффективностивыражаются в данной системе, т. к. можно дать качественную оценку результата – печать хороших фото, или же наоборот, фотографии плохие. Отсюда можно вывести закономерности жизнеспособности и потенциальной эффективности метода покупки: к примеру, послушать продавца-консультанта, или же почитать отзывы на сайте предприятий, результат будет разный.
Историчностьсистемы безусловна, поскольку прослеживается определенный жизненный цикл: решение о печати, выбор фотографии, проявление негативов и т.д.
Робастность системы можно наблюдать в случае закрытия одного или нескольких точек печати фотографии, либо же в случае болезни нескольких полиграферов. В этом случае фотографии все равно будут напечатаны, пусть и в другой точке печати.
Зависимость представления о цели и формулировка цели от стадии познания объекта.Она проявляется следующим образом: сначала клиенту просто надоедает смотреть фотографии на электронном устройстве. На следующем этапе это желание превращается в желание распечатать фотографии, затем уточняются качество печати фотографии и цена, в зависимости от нужд и финансовых возможностей покупателя. Таким образом, цель изменяется от абстрактной «смотреть фото на электронном устройстве» в конкретную «печать выборочных фотографий N с определённым качеством фото в таком-то месте за Х рублей».
Зависимость цели от внутренних и внешних факторов.Очевидно, цель будет корректироваться в зависимости от нескольких факторов, к примеру, размер рамок для фото, или же цена печати, или необходимость именно в цветных фотографиях. Также на конечную покупку окажет влияние качество печати местных точек печати.
Возможно сведение задачи формирования общей цели к задаче структуризации цели.Общая цель – напечатать фото. Ее можно разбить на несколько подцелей, таких как
· выбрать качество фото
· выбрать определённые фото
· выбрать точку проявления негативов
· выделить сумму денег
· оформить заказ
· …
Способ представления структуры целей зависит от стадии познания объекта. Если сначала человек просто хочет распечатать несколько любимых фотографий, то в дальнейшем он придет к цели распечатать больше фотоь свой досуг¸ то в дальнейшем он придет к цели приобретения телевизора, причем структура целей будет меняться.
В рассмотренной структуре целей проявляются закономерности целостности, т.к. отдельно выбор места печати или выделение денежной суммы не осуществляют печать фото. Только достижение всех подцелей будет эмерджентным.
Классификация системы
1. По типу элементов.Процесс.
2. По характеру функционирования.Система детерминированная, поскольку известно, каким образом функционирует система.
3. По отношению к окружающей средеданная система является открытой. Она взаимодействует с внешней средой в виде других клиентов нуждающихся в распечатке фото, других средств досуга (не телевидиние) и т.п.
4. По происхождениюсистема смешанная. Здесь участвуют как люди (клиент, консультанты) так и механизмы (принтер)
5. По описанию переменныхсмешанная система. Им имеют место как количественные характеристики (цена, качество, формат печати), так и качественные характеристики (клиент доволен, хорошие снимки, плохие снимки, выгодная/невыгодная печать)
6. По типу описания закона функционированиясистему можно классифицировать как «белый ящик». Все законы функционирования системы известны, где печатать фотографии, как их распечатать.
7. Способ управления системойкомбинированный. Например, клиент может сам выбирать фото которые нужно печатать, а может попросить консультанта выбрать более удачные. Так же и с доставкой: самовывоз, доставка и т.п.
8. По доминированиюсистема централизована. Работает принцип «клиент всегда прав».
9. По степени организованностиданная система является диффузной. Не все функции определены четко. Клиент всегда решает сам где какие фото и какого качества печатать.
10. По критериям рассмотренияэто система с мягкими критериями. Здесь важны качественные характеристики. Покупатель изъявляет желание напечатать «хорошие» снимки, «желательно недорого».
11. Размер системымалый (в зависимости от кол-ва снимков)
12. Сложностьдля покупателя, не разбирающегося в фотографиях – сложная.
Сложность системы
По теоретико-множественной оценке сложности, рассматриваемая система является малой, она состоит из 8 элементов. (количество элементов меньше 1000)
Топологическая сложностьопределяется путем определения длины пути от начала до конца алгоритма. Таким образом, топологическая сложность данной системы равна 18. (см. рис 7)
Алгоритмическая сложность определяется длиной алгоритма при худшем наборе данных. Если в IDEF3-модели, изображенной на рисунке 7, пройти худший вариант (обойти пять магазинов из пяти возможных и выбрать модель в последнем магазине), то алгоритмическая сложность будет равна 42.
Вычислительную сложностьпримем равной алгоритмической, т.к. отсутствует программный код.
Теоретико-информационная сложностьизмеряется в битах, и равна
,
где N – число состояний системы. Таким образом, теоретико-информационная сложность будет равна бит.