ТЕМА 2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности и направления его совершенствования
В первой главе курсовой работы рассматриваются значение, сущность и виды коммерческой информации, ее содержание, особенности получения и использования.
Во второй главе работы анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности конкретного предприятия осуществляется по следующим направлениям.
1. Общая оценка информационных потоков на предприятии: виды информации, назначение, места возникновения, способы представления и передачи.
2. Анализ информации о товаре и способах ее представления: технико-экономические показатели, эксплуатационные характеристики, потребительские свойства, разнообразие ассортимента, ценовые характеристики, особенности использования, а также виды документов, содержащих информацию о товаре.
3. Анализ информации о конъюнктуре рынка: сведения о состоянии спроса, покупательские способности населения (возможности предприятий-покупателей товаров), устойчивость цен, объем и характер предложения товаров, особенности и тенденции развития рынка, нормативные и законодательные документы, регулирующие ситуацию на рынке и определяющие особенности функционирования организаций.
4. Анализ информации о конкурентной среде: наличие и состав конкурентов, объемы деятельности и перспективы их развития, формы и методы продаж, уровень конкурентоспособности фирм, имидж на рынке, экономические и финансовые условия деятельности, характер рекламной работы, т. д.
5. Анализ информации о покупателях: основные группы и типы покупателей, их предпочтения и запросы, объемы приобретения товаров и перспективы сотрудничества, уровень доходов, степень удовлетворения потребностей и т. д.
6. Анализ информации о потенциальных возможностях фирмы: финансово-экономическое положение фирмы, эффективность деятельности, особенности ассортиментной политики, материально-техническая база, кадровый потенциал, т. д.
7. Оценка источников и периодичности возникновения информации.
8. Оценка степени и эффективности взаимодействия структурных подразделений при организации информационного обслуживания предприятия.
В третьей главе определяются основные направления совершенствования информационного обеспечения коммерческих процессов: периодичность поступления, своевременность обработки и передачи данных, способ представления, распределение обязанностей специалистов в сфере информационного обслуживания, т. д.
ТЕМА 3. Управление коммерческой деятельностью и направления его совершенствования в организации
В первой главе курсовой работы раскрываются сущность, задачи и принципы управления коммерческой деятельностью на предприятии, содержание основных функций, состав служб и отделов в соответствии со спецификой отрасли.
Во второй главе анализ управления коммерческой деятельностью на предприятии осуществляется по следующим направлениям.
1. Оценка организационной структуры предприятия с выявлением отделов и служб, занимающихся управлением коммерческими процессами: закупками, сбытом, формированием ассортимента, транспортировкой, складированием.
2. Изучение структуры и функций коммерческих отделов, их связей с другими подразделениями предприятия.
Таблица 3.1 – Взаимосвязи коммерческих структур предприятия
Коммер-ческая служба (отдел) | Вид работ | Наличие взаимосвязей с отделами (службами ) предприятия | ||||
Плано-вый | Бухгал-терия | Отдел цен | Техни- ческий | Финан-совый | ||
Отдел закупок | 1.Определение потребности в закупаемых товарах 2.Выбор поставщика 3.Заключение договора поставки 3.Организация доставки … | + + - - | + + + + | + + - + | + + - - | + + + - |
Отдел сбыта | 1.Организация рекламной работы … | + | + | - | - | + |
… |
3. Анализ должностных обязанностей работников коммерческих служб, формы разделения труда, уровень специализации.
4. Оценка профессионального и квалификационного состава работников коммерческих служб.
Таблица 3.2 – Характеристика кадрового состава коммерческих служб
Коммер-ческий отдел (служба) | Должность | Кол-во, чел. | Образо-вание | Специальность (квалификация) | Стаж работы |
Торговый отдел | Начальник отдела Товаровед Товаровед Экономист | Высшее Высшее Высшее Высшее | Экономист Товаровед-эксперт Инженер по сертификации Экономист-менеджер | 5 лет 12 лет 1 год | |
Отдел маркетинга | Начальник отдела Специалист по рекламе … | Высшее Среднее специальное | Экономист- маркетолог Художник - оформитель | 20 лет 14 лет | |
… |
5. Анализ системы стимулирования труда работников отдела закупок, сбыта и других коммерческих структур с целью выявления уровня материальной заинтересованности в результатах труда.
Таблица 3.3 – Характеристика системы премирования специалистов отдела сбыта
Специалист | Показатели премирования | Размер премирования, % |
Начальник отдела | Выполнение предприятием плана по прибыли Выполнение плана продаж … | |
Менеджер по сбыту | Выполнение плана продаж Привлечение новых клиентов Отсутствие претензий … | |
Специалист по рекламе | … | … |
6. Оценка состава и особенностей функционирования инфраструктуры службы закупок и сбыта (складов, сервисных центров, филиалов, фирменных магазинов).
7. Анализ результатов коммерческой деятельности предприятия, позволяющих оценить эффективность управления коммерческими процессами.
В третьей главе на основе выявленных недостатков определяются направления совершенствования управления коммерческой деятельностью на предприятии: необходимость реорганизации служб и отделов, изменение состава функций специалистов, введение (упразднение) отдельных должностей, т. д.