Специфика выразительных средств печатного рекламного продукта в коммерческой сфере
ЛИНИЯ, ТОЧКА, ПЯТНО, ЦВЕТ, ФАКТУРА
Линия – основное формообразующее средство, передающее характер очертаний любой формы.
Линия выполняет двойную функцию:
• Передача очертаний предмета;
• Средство выразительности.
3 вида линий:
• Прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
• Кривые – окружности, дуги;
• Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы.
Линии передают:
• Вертикальные – устремление вверх%
• Наклонные – неустойчивость, падение
• Ломаные
• Спиральные – замедленное вращательное движение;
• Круглые – замкнутое движение;
• Овальные – устремление формы к фокусам;
• Толстые – выступают вперёд
• Тонкие – на заднем плане
Точка способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.
Пятно применяют для ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов
Цвет
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует: например красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии – жизнь и тд. с другими цветами. Считается, что у каждого цвета есть свои характеристики, которые нужно учитывать при составлении рекламы.
Красный выделяется из всей гаммы как цвет решительности, желания (страсти), поступка. Однако он требует осторожности в применении, иначе можно спугнуть покупателя (особенно женщин) излишней агрессивностью.
При создании рекламного объявления нужно всегда помнить о том, что максимальной чувствительностью для глаза обладает желто-зеленый цвет, причем самым ярким цветом в печатной рекламе является именно желтый. Использование данного цвета всегда привлечет к себе внимание и не станет раздражать глаз так, как красный. Также используется и оранжевый цвет, который помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Он прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
Не менее хорошо смотрится и сине-голубая гамма. Используется она в основном при создании рекламных объявлений, посвященных средствам гигиены (дезодоранты, лосьоны, шампуни). При этом белый цвет играет также немаловажную роль. Ведь белый - это цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Еще он хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Никаких негативных реакций, в отличие от черного, который зачастую подавляет и создает "тяжелое" ощущение.
Вообще, черный - это цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Иногда сочетание черного и красного используется в рекламе духов с сильными ароматами.
Стоит учитывать цветовую гамму и то, каким образом один цвет может сочетаться с другим. К примеру, в рекламе медикаментов очень часто используется зеленый как цвет, который все смягчает, снимает остроту переживаний. Зеленый оказывает целительное, расслабляющее действие. Это цвет самой природы.
Шрифт
Для разных носителей рекламных обращений используются свои шрифты.
• Шрифты с засечками применяются в печатной рекламе; газеты, журналы, иногда, буклеты и каталоги. Считается, что шрифты с засечками читаются легче, потому что засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Это утверждение справедливо только для перечисленных видов носителей.
• Шрифты без засечек в основном используют для набора текста сайтов, для электронной почты и пр. Они хорошо читаются с экрана, в отличие от шрифтов с зсечками. К тому же они относятся к системным шрифтам, которые есть на каждом компьютере. Часто шрифты без засечек используют при изготовлении визиток.
• Прямые рубленные шрифты применяются в наружной рекламе. Такие шрифты хорошо читаются издалека при правильно подобранной цветовой гамме и соответствующем размере на рекламных щитах и, следовательно, рекламной сообщение без труда доносится до потребителя.
• Рукописные шрифты были разработаны специально для имитации "персональной подписи" в письмах, коммерческих предложениях и т.д., чтобы снять элемент "казенности" и быть более дружелюбными и "близкими к народу".
• Декоративные шрифты используют для заголовков в печатной рекламе. Иногда, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Их никогда не применяют в основном тексте и не используют в наружной рекламе - слишком неудобочитаемы .
Заголовок
Самая важная часть рекламы. В нём выражается основное рекламное обращение и основной рекламный аргумент.
Основные задачи заголовка:
• привлечь внимание;
• вызвать интерес;
• выявить потенциальных покупателей;
• идентифицировать продукт;
• продать продукт.
С точки зрения психологии заголовок должен удовлетворять следующим требованиям:
• быть целесообразно кратким. Заголовки длиной в десять и более слов воспринимаются хуже коротких;
• при возможности употреблять в кавычках, в этом случае его действенность возрастает на 28%;
• содержать в себе одновременно и указание на преимущество товара или услуги, и новость, возбуждение на любопытство;
• соответствовать определенному рынку, обращаться к определенному виду потребителей;
• создавать личную заинтересованность;
• сразу обращать внимание адресата на преимущества продукта;
• направлять интерес потребителя на сам продукт, а не на творческую часть рекламы;
• создавать условия для запоминания названия продукта при беглом пролистывании страниц носителя рекламы;
• быть продолжением зрительного образа рекламируемого продукта;
• привлекать внимание цифрами в заголовках, особенно если они имеют отношение к цене;
• привлекать, используя стиль новостей, говорящих о новых методах использования старых продуктов.
Графическое и шрифтовое оформление рекламы
В рамках малобюджетной рекламы - объявления в 1-2 цвета - графика является основополагающим искусством. Графика (от латинского grapho - пишу) - вид изобразительного искусства, сочетающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография). Основывается на искусстве рисунка, но обладает и собственными выразительными возможностями.
Печатное исполнение
Искусство выбора шрифта и набора текстов называется печатным исполнением.
Использование шрифтов весьма разнообразно, особенно в заголовках. Шрифты рубленные и с засечками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, свободные, из прописных букв и из строчных с прописными, мелкие и огромные, элегантные и мощные, спокойные и кричащие, цветные и контурные, простые и декоративные - таково их разнообразие.
Печатные заголовки не просто оформляют текст, они работают, т. к. сочетание всех приемов должно обеспечить достижение рекламных целей.
При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: читаемость, уместность, гармоничность и внешний вид, акцент.
Читаемость. Важнейшее условие. На него влияют: стиль шрифта, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками, между абзацами. Неудобочитаемость убивает интерес к рекламе. Неудобочитаемые шрифты можно использовать лишь для создания спецэффектов.
Уместность.Одни шрифты могут передавать ощущение стойкости и мужественности, другие - хрупкости и женственности. Один шрифт "шепчет" о роскоши, а другой "кричит" - "выгода".
Например, шрифт, вызывающий ощущение старомодности, недопустим в рекламе современной техники. Следует учесть и тип аудитории, на которую направлено объявление.
Гармоничность. Общая ошибка новичков - смешение шрифтов. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Шрифты должны гармонировать с другими элементами рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, и быть близкородственными.
Акцент. Акцент может быть достигнут за счет контраста (несколько стилей одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных и т. д.). При этом надо быть осторожным, иначе в попытке акцентировать все вы не сможете выделить ничего.
Практические рекомендации
Необходимо следить за тем, чтобы в одном рекламном объявлении не было множества разных шрифтов (гарнитур): это затрудняет восприятие текста.
Считается, например, что инициал (первая буква в абзаце, набранная большим по размеру или особо выделенным шрифтом) повышает восприятие на 13%, использование изображения помимо текста-на 25%.
Основную мысль, ключевое слово необходимо выделить максимально крупным шрифтом.
Подзаголовок помогает перейти к следующей мысли или выделить определенный раздел объявления.
Текст можно оживить рисунком или фотографией. Помимо фотографии, существует множество приемов иллюстрирования с использованием разных средств: карандаша, акварели, пастели, угля, масляных красок, темперы. Эти средства применяются реже по сравнению со штриховым рисунком. Чаще их используют для создания образа качества - прочного и полного достоинства. Не должно быть повисших без текста фотографий или рисунков. Такая иллюстрация просто ничему не служит. Текст лучше размещать внизу, после фотографии или рисунка.
Фирменный стиль (ФС)
ФС (в узком понимании) - совокупность товарного знака (вместе с присущими ему цветами), цветовое и графическое оформление деловых бумаг.
ФС в широком понимании - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, радио, ТВ и т.д.).
Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:
• сразу, как только образовалась фирма;
• по мере накопления средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.
Фирменный стиль - не только средство формирования имиджа, но и помощь потребителю: он облегчает процесс отбора информации или товара, принадлежащих именно вашей фирме. Здесь ФС работает именно как система идентификации предприятия.
Кроме того, ФС косвенно подтверждает надежность фирмы и помогает достичь единства в рекламе, заказанной даже разным исполнителям, что повышает ее эффективность.
Назовем основные компоненты ФС (в широком смысле): словесный товарный знак; графический товарный знак; цветовая гамма; фирменный шрифт; фирменный блок; схема верстки; слоган; форматы изданий; рекламный символ фирмы; аудиообраз.
Словесный товарный знак - название фирмы, выполненное в определенной графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом.
Графический товарный знак - условное изображение, принадлежащее данной фирме. Товарный знак (графическое или словесное начертание).- исходная точка для разработки всего остального. Кроме того, товарный знак должен легко запоминаться и мгновенно воспроизводиться в памяти.
Цветовая гамма - строго определенные цвета, сопровождающие образ вашей фирмы, все документы и материалы и, прежде всего, товарный знак.
Фирменный шрифт. Желательно выбрать единый шрифт для оформления всей рекламной продукции.
Фирменный блок - может включать товарный знак, название предприятия, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров фирмы, символ фирмы, слоган. Сюда могут входить все вышеперечисленные элементы или некоторые из них.
Схема верстки - может включать определенную компоновку всей печатной продукции. Особенно важно для фирмы иметь схему верстки печатных объявлений. Одинаковая форма верстки рекламных объявлений повышает узнаваемость и запоминаемость рекламы.
Формат издания. На всю печатную продукцию можно распространить определенный, оригинальный формат, что также способствует лучшей узнаваемости рекламных материалов.
Рекламный символ фирмы - определенный персонаж, выступающий от имени фирмы при рекламных мероприятиях. Это может быть кто УГОДНО в забавном изображении.
Носителями фирменного стиля могут выступать все виды полиграфической продукции, все виды рекламы.
Также стоит обратить внимание на использование литературных тропов, фигур речи, графической игры, словообразовательных средств выразительности, рифмованного текста.