Осуществление управления коучингом
Тренировка атлетов олимпийского уровня, призванная помочь им достичь еще более высоких уровней мастерства, — очень тонкая и сложная деятельность. Коуч или тренер, сам часто не обладающий таким же уровнем мастерства и не способный достичь тех же высот, что и спортсмены, должен отдавать себе отчет в том, что спортсмен, которого он тренирует, полностью контролирует выполняемую им деятельность. Тренер спортсмена, выступающего на Олимпийских играх, действует с использованием свободного стиля и фокусирует внимание главным образом на интеллектуальных и психологических установках подопечного, а не на его основных навыках и техниках. Коучи и тренеры лучших спортивных команд и звезд исполнительского искусства также должны следовать этой модели. Этот же подход к распределению контроля, как мы увидели, применим и на рабочем месте. Передача контроля иллюстрируется на следующей диаграмме.
Многим менеджерам сложно осуществлять быстрое продвижение от стиля к стилю по направлению к свободному. Частично это происходит потому, что некоторые менеджеры ограничены рамками традиционной иерархической системы командно-контролирующего управления и им не подходит свободный стиль, который они воспринимают как некомфортный.
Осуществление управления коучингом ■ 71
Директивный коучинг
Свободный коучинг
Контроль осуществляется учеником |
Контроль осуществляется коучем |
Общий контроль |
Контроль Мастерство Мотивация |
(внешняя) |
(внутренняя) |
Осуществление коучинга менеджером: Осуществление управления коучем Рис. 3.2. Континуум стилей управления коучингом
Кроме того, иногда применения директивного стиля требует культура самой организации и структура деятельности, которую необходимо выполнять сотрудникам. Например, в ситуации, когда некий отдел, ориентированный на выполнение простой, все время повторяющейся задачи, с высоким процентом текучести кадров или опирающийся на временных наемных работников либо людей, работающих по контракту, коуч может испытывать на себе постоянное воздействие обстоятельств, принуждающих его применять единственный адекватный этой среде директивный стиль коучинга. Подобным образом в условиях ограниченного времени, например при пожарной тревоге, просто нет времени на вопросы, направленные на рефлексию опыта!
Также верно и то, что в ситуациях, когда менеджеры несут прямую ответственность за немедленные результаты, а за ошибку их ждут серьезные неприятности, им трудно брать на себя риск и передавать контроль другим, предоставляя самому работнику заботиться об улучшении своей профессиональной деятельности. Для многих менеджеров это настоящая проблема, и положение дел еще более ухудшается с повышением нагрузки на работе и уровня стресса, возрастающего вследствие эксперимента с реинжинирингом бизнес-процессов, фактора новых технологий, слияний и поглощений.
72 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика
Эти влияния помогают объяснить, почему лишь немногие коучи и учителя действуют в зоне 25-30% конца спектра, относящегося к свободному стилю. Сейчас ведется много разговоров о разделении контроля и делегировании полномочий, но нередко возникает настоящее и вполне понятное сопротивление осуществлению этого на практике.
Конечно же, в этом сопротивлении изменению стиля заложено глубинное противоречие. Опыт показывает, что высшие уровни профессионального мастерства индивидов и команд чаще всего достигаются тогда, когда людям передают больше власти и когда на них возлагают больше ответственности. На практике желание и давление обстоятельств, принуждающие стремиться ко все более высоким стандартам профессионализма, подавляются сопротивлением ослаблению контроля.
Для организаций, желающих развить необходимую «культуру позитивного обучения», не существует иной альтернативы, кроме быстрого движения менеджеров по континууму стилей коучинга в направлении «свободного» стиля. Это предполагает изменение стиля менеджмента с «осуществления коучинга менеджером» на «осуществление управления коучем».
Техники коучинга
Среди наиболее распространенных ситуаций, с которыми может столкнуться коуч, выделяются следующие:
• Коучинг неопытного ученика или помощь в развитии нового навыка.
• Необходимость выделить время для помощи кому-либо в разрешении проблемы, когда коуч находится в условиях давления тяжелой рабочей нагрузки.
• Коучинг опытного и способного ученика, обладающего временем и мотивацией для улучшения своего мастерства и компетентности.
В каждой из этих ситуаций могут применяться различные техники коучинга. Мы рассмотрим каждую из них по очереди.