Ца фсб рф. ф.1. оп.4. д.435. л.85. копия
* Датируется по входящему номеру. ** Так в тексте.
№ 155
"Краткий обзор положения на Украине"
(по сведениям особого отдела Юго-Западного
фронта на 15—30 апреля)*
2 июня 1920 г.
Украина переживает в настоящее время очередную волну восстаний. В Харьковской, Донецкой и Черниговской губ. восстания носят определенно заносный характер и перекинулись туда из соседних Курской, Екатеринославской и Киевской губ., в которых восстания носят уже вполне организованный характер. Так, в Екатеринославской губ., главным образом Александровском и Павлоградском у., орудуют махновские партизаны, перекидывающиеся иногда в Донецкую губ. В Киевской губ. оперирует ряд профессиональных бандитов (Струк, Кацуро), известных еще в прошлом году, плюс новоявленные батьки петлюровского оттенка. В Полтавской губ. орудуют несколько банд, причем одна из них (около 200 штыков) петлюровского характера, а остальные — мелкие шайки, не представляющие ввиду неорганизованности никаких опасностей. В Херсонской губ. расположилась банда Тютюника в 2500 штыков, 700 сабель, занявшая г. Вознесенск. Таково распределение банд по губерниям.
Собственно колыбелью восстания являются губ. Киевская и Ека-теринославская, и только там восстания носят организованный харак-
9* 259
тер. В остальных губерниях восстания носят заносный из соседних губерний характер и прочных корней не имеют.
Так, в Харьковской губ. 22 апреля ликвидировано восстание в Сумском и Ахтырском у., перекинувшееся из Грайворонского у. Курской губ. Местного происхождения в Харьковской губ. только одна банда дезертиров в Валковском у., насчитывающая до 1500 человек. В Херсонской губ., не считая перекинувшейся из Екатеринославской и занявшей Вознесенск банды Тютюника, восстаний не зарегистрировано. Не зарегистрировано восстаний и в Черниговской губ. В Донецкой губ. оперирует отряд махновцев, перебросившийся из Екатеринославской губ. В Полтавской губ. оперируют мелкие шайки, совершающие налеты с целью грабежей и не преследующие других целей. Исключение — банда Ромашко в 200 человек, оперирующая в Переяславском у.: здесь солдаты одеты в петлюровские шапки. Банда эта появилась со стороны Черниговской губ., и население относится к ней враждебно, оказывая красноармейцам поддержку в борьбе с ней.
Таким образом, собственно, очагами партизанских движений являются только Екатеринославская и Киевская губ. В первой орудуют почти исключительно махновцы, во второй — профессиональные повстанцы петлюровско-самостийницкой окраски, причем в каждом почти уезде имеется свой атаман.
В Екатеринославской губ. постоянным очагом махновщины является Александровский у. с Гуляй-Поле ("Махнополь"). Там имеет пребывание "батька" Махно и его штаб, оттуда исходят приказы о мобилизации всех партизан и пр. Махно "работает" под лозунгами: "беспартийных советов", "самостоятельной Украины" и уничтожения "коммуны". Главный элемент его армии составляет все-таки беднейшая крестьянская молодежь, которой Советская власть на Украине не сумела дать ничего, кроме формального права на землю. Снабжаются махнов-ские части только тем, что удается захватить в занимаемых местах или у разоружаемых частей. Для того чтобы иметь возможность питаться, махновцы должны передвигаться с места на место. От боев махновцы, как правило, уклоняются и пользуются системой налетов. Будучи окружены, они распыляются, просачиваются через кольцо по несколько человек с тем, чтобы снова собраться в другом месте. О численном составе и построении армии Махно особотдел Югозапфронта ничего не сообщил и видно, что осведомительная работа в этом направлении далеко не поставлена на надлежащую высоту, между тем, как работа именно особого отдела могла бы принести в борьбе с махновщиной и вообще партизанщиной неоценимые результаты.
Таким образом, положение на Украине может быть охарактеризовано в следующих чертах. В губ. Харьковской, Черниговской, Донецкой в общем спокойно. Имеются вспышки на почве неправильных действий продотрядников или мобилизации; вспышки эти чисто местного характера, и для ликвидации их достаточно надежных частей ВОХРа. В Херсонской и Полтавской губ. партизанщина носит заносный характер из Киевской и Екатеринославской губ., причем население не оказывает партизанам никакого содействия. Точно так же имеются вспышки восстаний местного характера, легко подавляемые. Только Киевская и Екатеринославская губ. являются гнездами партизанщины и на них необходимо обратить самое серьезное внимание.
Частей ВОХРа, отвратительно снабжаемых и оставляющих желать многого во всех отношениях, конечно недостаточно. Агитационная работа ни в махновских, ни в петлюровских партизанских отрядах не приведет ни к какому результату, так как махновцы объединены не каким-либо лозунгом, а просто личным авторитетом "батьки" Махно, что же касается киевских партизан, то это испытанные профессиональные повстанцы-бандиты.
Только правильными военными действиями можно подавить на Украине партизанщину, и особым отделам необходимо развить максимум энергии в смысле осведомления о составе, численности, расположении и планах партизан.
Следующая волна партизанщины начнется с середины июля по окончанию полевых работ, и особый отдел должен подготовиться к этому времени.
Пом. Нач. отд. обр. матер, особого отдела
(подпись неразборчива)
РГВА. Ф.33987. Оп.2. Д.74. Л.7—8. Подлинник.
* Собственный заголовок документа.
№ 156
Из сводки "А" № 8 Новониколаевской чрезвычайной комиссии о положении в уезде в период с 1 по 15 июня 1920 г.
Не ранее 15 июня 1920 г. Совершенно секретно
-.Настроение уезда
В первое время по освобождении Сибири Красной Армией156 отсутствие информации, тесной связи деревни с городом, а также удаленность Сибири от центра и ее отсталость как в экономическом, так и в политическом отношениях, давали возможность попам, кулакам и вообще всему контрреволюционному элементу вести свою преступную работу. Сибирская контрреволюционная буржуазия, разгромленная Красной Армией, не желая примириться с мыслью о своей гибели, и в то же время, чувствуя свое бессилие в борьбе с пролетарской революцией, старается создать оплот для своей контрреволюционной деятельности в тех слоях города и деревни, которые менее всего способны разобраться, понять новые требования жизни и таким образом легко поддающиеся провокации. Выступить открыто, призвать население к восстанию против Советской власти, вся эта контрреволюционная свора не смела, а ограничивается в настоящее время ведением злостной агитации против Советской власти и распространением всевозможных нелепых слухов в деревнях и городе. Преступный элемент осевших беженцев и контрреволюционная буржуазия выступает с такими лозунгами: "Долой коммунистов, да здравствуют большевики!", "Долой всякую власть, да здравствует истинная свобода, равенство, братство!" Контрреволюционеры занимаются распространением провокационных, нелепых слухов вроде "Скоро придут
японцы, поляки, которые выручат всех православных из-под власти тиранов богоотступников, а всех их порасстреляют", "Красное правительство занимается грабежом, всех грабит, со всеми беспощадно расправляется".
Всеми средствами и способами контрреволюционеры стараются прикрепить к себе бывших борцов против сибирской реакции при власти Колчака и сделать из них верных слуг мирового империализма, использовав их насколько они будут нужны. Такой контрреволюционный характер имеют возникающие партизанские движения в большом масштабе как Рогова и Новоселова, так и меньшие, незначительные движения. Серьезной опасности для Советской власти подобные движения не представляют. Вышеуказанная контрреволюционная агитация в некоторых местах имела частичный успех: собирались банды из дезертиров партизанских частей, разгоняли ревкомы, коммунистические ячейки, не пропускали в город продовольственные продукты, терроризировали. Подобная агитация, вопреки ожиданиям палачей и врагов рабочего класса, не встретила поддержки у большинства трудового населения крестьянства и была быстро ликвидирована. Стоило только Красной Армии соприкоснуться с массами трудового крестьянства, информировать ее о задачах крестьянства и революции, политике Советской власти вообще и разъяснить истинный смысл и пользу коммунистического строя, как тучи мрака немедленно рассеивались и крестьянство ясно уясняло себе, кто является его врагом, кто другом.
К Советской власти население относится с полным доверием, но благодаря агитации контрреволюционеров, а также сбитые в некоторых местах с толку местной интеллигенцией, они недоверчиво относятся к коммунистам. О Советской власти вообще, а особенно о коммуне, ходят самые нелепые слухи. Колчаковская агитация сделала свое дело и распространенные ею ложные слухи о коммуне до сего времени держатся среди населения. Большая несознательная часть населения по своей темноте думает, что коммунисты и большевики не одно и то же, что можно быть за Советы, но в то же время против коммунистов. Отношение населения к вывозу хлеба для пролетариата как Центральных губерний России, так и Сибири может быть охарактеризовано так: "Ропщет, но терпеливо переносит". Кроме того замечается недоверчивое отношение к советским деньгам, в некоторых селениях уезда и городе. Горожане и сельские жители иногда отказываются совершенно принимать деньги 30-и, 60-и, 200-трублевого достоинства.
Среди крестьянства наблюдается недовольство: 1. Твердыми ценами на хлеб вследствие несоответствия их с рыночными ценами на мануфактуру; 2. Отсутствием товарообмена; 3. Острым недостатком предметов первой необходимости, например, соли, спичек и др.; 4. Распоряжениями власти по поводу реквизиции, продовольствия, привозимого гражданами из деревень. Почти ежедневно слышишь, что у одного отобрали 5 пуд. картофеля, 3—5 десятков яиц, 0,5 пуда муки и т.д. В деревнях еще до сего времени происходит почти поголовная выгонка самогонки. Самогонка продается и выгоняется почти открыто. Волревкомы, благодаря темноте народа и несознательности, не могут в совершенстве бороться с этим пагубным злом, истребляющим тысячи пудов хлеба.
Настроение большинства жителей Новониколаевского у., главным образом сознательного трудового крестьянства может быть охарактеризовано как вполне лояльное и доверчивое Советской власти и лишь в некоторых районах Новониколаевского у., например, Чулымском и др., но таких местностей сравнительно немного, благодаря скоплению там контрреволюционного элемента беженцев и деревенских кулаков и ведущейся ими агитации, замечается повышенное настроение жителей и упорное сопротивление и нежелание исполнять распоряжения центральных властей, в особенности отказываются выполнять хлебную разверстку.
...Хлебная разверстка в большинстве селений Новониколаевского у. проходит довольно слабо, благодаря целому ряду причин: 1. Недорода и недосева в связи с мобилизацией в прошлом году; 2. Неуборки хлеба с полей, благодаря августовским народным восстаниям против власти Колчака; 3. Уничтожения хлеба кобылкой157; 4. Необмолота хлеба ввиду эпидемии тифа; 5. Военные события в связи с отступлением белых и наступлением Красной Армии; 6. Неисправность сельскохозяйственных машин — молотилок; 7. Неумелость, а подчас и небрежность, со стороны агентов губпродкома.
Местами же были и явные злоупотребления со стороны агентов губпродкома, которые были некорректными по отношению к крестьянству, а иногда вели агитацию против исполнения предписаний власти, аннулирования сибирских денег.
Разверстка в среднем выполнена не более 10—15%. Для успешного проведения разверстки и для разъяснения крестьянам необходимости выполнения таковой отделом управления послано было в уезды несколько инструкторов и других партийных работников, но, несмотря на это, продработники с мест констатируют преступный индифферентизм со стороны некоторых селений, например, Чулымского района и др., упорно сопротивляющихся и не желающих выполнять разверстку. Продработники твердо настаивают перед губпродкомис-саром о высылке им вооруженной силы для наказания неподчиняющихся. Имеются факты, что на почве хлебной разверстки, обмолота хлеба и доставки такового на ссыпные пункты в некоторых волостях и селениях происходили продовольственные восстания, своевременно ликвидированные...
Мясная разверстка проведена по уезду в среднем до 60—70%, местами совершенно не выполнена или частично выполнена в размере 30—40%. В некоторых местах совершенно не производилась. Невыполнение мясной разверстки объясняется или болезнью скота, или его отсутствием, или неумением агентов губпродкома при выполнении разверстки подойти к крестьянству.
Губпродкомом отправлено в распоряжение особоуполномоченных уезда для выдачи крестьянам выполнившим как хлебную, так и мясную разверстку следующие товары: мануфактуры — 600 тыс. аршин*, кофе молотого — 1465 пуд., сахара — 1465 пуд., спичек — 469 ящиков, мыла туалетного — 4800 дюж., соли — 11 тыс. пуд., ведер — 1 тыс. шт., вил — 1 тыс. шт., веревки — 200 пуд., фуражек — 3600 шт., мази колесной — 1 тыс. пуд. Товары эти отпускаются по волостям, выполнившим разверстку не менее 70% в следующей пропорции: мануфактуры по 2 аршина на человека, кофе, сахар, табак,
спички — по месячной норме. Волости же, не выполнившие разверстку полностью, подвергаются товарному бойкоту, а для выполнивших таковую полностью или более делается добавочное прибавление на каждого человека по 1 аршину мануфактуры, мыла — по 1 куску на хозяйство и кроме того спичек, таковые райуполномоченным предоставляются губпродкому для снабжения их вне очереди, по возможности, скобяными товарами и железной, и глиняной посудой и др.
Со стороны населения в целом ряде наказов указывается, что норма, определенная губпродкомом для питания как крестьян, так и скота и птиц недостаточна, принимая во внимание усиленный, физический труд в связи с летними работами, а потому необходимо норму увеличить. Одни высказываются за увеличение норм до 2,5 фунтов, другие — до трех. Сплошной нитью проходит требование снабдить деревню как можно скорее фабрично-заводскими изделиями, а главным образом, солью, спичками, чаем и др. На почве отсутствия соли стали замечаться в последнее время заболевания.
...В последнее время в политическом отношении замечается подъем. Деревня находится в стадии медленной организационной работы. Уделяется большое внимание поднятию народного образования. Тормозом в этой области является отсутствие школ, учителей, школьных принадлежностей, как то: чернил, бумаги и т.п. К Советской власти сознательная часть населения относится доброжелательно. Отношение к коммунистам (большевикам) местами вполне доверчивое, что подтверждают растущие комячейки почти в каждом селе и только в иных местах, благодаря агитации осевших беженцев и контрреволюционеров, заметно недоверчивое отношение к коммунистам.
Кроме того, особенно выпукло обнаруживается отсутствие связи центра с местами и на желательность этой связи "указаний мы из центра не получаем, мы не информированы".
Таков мотив нашей деревни. Некоторая часть деревенской молодежи начинает заметно перерождаться. Прежний образ жизни, бытовой уклад изменился до неузнаваемости. В прежнее время молодежь только и знала, что ходить в церковь или хулиганить, хотя второе и противоречит первому. Она была погружена в беспросветную тьму и невежество и некуда было девать ей своих буйных сил.
Теперь деревенская молодежь постепенно отстает от церкви и перестает хулиганить, хотя еще и не может совершенно отвыкнуть от своей старой привычки — хождения с гармоникой по деревне. Но можно ожидать, что в скором будущем она найдет другие пути для проявления своих кипучих сил и возьмется за дружную, культурно-просветительную работу. Это ожидание подтверждается тем, что молодежь в настоящее время не поет прежних хулиганских частушек, а поет частушки пролетарские. Сознательные товарищи, молодые парни обращаются к тем, которые не переменили своего образа жизни, и по-прежнему хулиганят, с такими песнями:
"Что товарищи родные, Что Вы хулиганите? Если Вы не переменитесь, Вновь рабами станете".
В деревне тьма и невежество начинают, хотя и весьма медленным темпом, рассеиваться и сознательная молодежь начинает проникаться сознанием, что только она может устроить в деревне жизнь по-новому, о чем сложилась такая частушка:
"Мы молоденькие ребята, Красные цветочки, Мы устроим, что придут Радостны годочки".
Среди рабочей молодежи также поются пролетарские частушки:
"Я страдалец бедненький в рабочей блузе, Буду я всегда на страже с бедными в союзе".
Сознательные деревенские девушки тоже поют новые частушки, обращаясь к несознательным товаркам и тем, которые еще до сих пор ведут мещанскую жизнь, они призывают:
"Девушки-голубушки, Вы не кривите рожи. Лучше мы запишемся в Союз молодежи. Будем мы работать там, рук не покладая, И придет тогда уж к нам весна золотая". "Бросим все гулянки, милые, не так ли? Будем мы беседовать и ставить все спектакли. Сердце надрывается, что мы, милки, делаем. А того не ведаем, что нас ожидает. Будем гулять, праздновать, Что тогда получится?
Соберемся с силою, с силой электрической, Будем молодежью мы коммунистической".
Деятельность отдела уревкома. Продовольственный вопрос находится в обостренном состоянии. Единственным способом улучшения являлся путь разверстки на местах. Было предположено к разверстке по Новониколаевскому у. следующее количество продуктов: 1. Хлеба — 3 071 350; 2. Фуража — 3 797 700. Разверстка хлеба производится слабо в силу целого ряда причин. В среднем она проведена в размере 10%, 15, 16%, местами совершенно не произведена, главным образом, в волостях, стоящих севернее ж.д.
...Северные волости уезда в силу недорода [и] незасева в прошлом году и разорения белыми принуждены покупать хлеб по спекулятивным ценам, что создало мошенничество и взвинчивание цен. Во многих местах хлеб, сданный на прокормление проходящих частей Красной Армии, не был зачислен в разверстку, кроме того, плата за доставленный хлеб не получена от соответствующих частей и до сих пор, что вызывает недовольствие.
...Волости, по тем или иным обстоятельствам не сдавшие даже 70% разверстки, подвергаются товарному бойкоту.
...Губпродкомом объявлена молочная повинность для жителей, имеющих коров. Размер ее на 1920 г. исчисляется по 3 пуда с каждой дойной коровы...
ЦА ФСБ РФ. Ф.1. Оп.4. Д.212. Л.126об.—127, 135об.—136об. Копия.
Аршин = 73 см.
№ 157