Как духовное связать с материальным
Когда речь идет о Высшем мире, независимом от понятий времени, места, движения, у нас нет слов для его описания, потому что наш словарь построен на ощущениях наших земных органов чувств.
Высшим миром называется мир, который находится вне обычных представлений, укладывающихся в понятия «время, место, движение». Мы мыслим в этих трех категориях: время, место, движение. Вне этих категорий мы не можем понять ни свое существование, ни какие-либо изменения, ничего в себе и вне себя. Поскольку наш словарь полностью взят из нашей жизни (внутри времени, места и движения), он не может описать, что значит существование, стоящее вне трех этих категорий.
На самом деле этих трех параметров – времени, места, движения – нет. Это в нашем ощущении есть три такие координаты, и в них мы воспринимаем мироздание. Оно у нас автоматически помещается в эти три ячейки: время, место, движение. Если мы отвлечемся от этих понятий, если эти ячейки исчезнут, то мы уже не будем знать, что нам делать с картиной мира: она перестанет нами ощущаться. Поэтому никаких слов, отражающих духовное, мы не знаем, никакого представления о нем не имеем.
Можно ли духовное втянуть в координаты времени, места, движения? Нет, нельзя. Можно ли человеку подняться выше этих координат и почувствовать существование, жизнь вне этих трех осей, этих трех параметров? Можно. Возникает вопрос: как ощущение в параметрах времени, места, движения, в этих заданных, твердых ячейках, связать с ощущением жизни вне этих понятий? Никак иначе, кроме как через корень и ветвь. Но тогда как описать исследование ощущений Высшего мира? Как раскрыть высшие знания с помощью слов, письменно, в книге, как это принято в исследованиях в любой науке?
Здесь мы действительно имеем дело с особой наукой, с особой формой записи информации и с особой формой ее воспроизведения. Надо специально создавать в человеке определенные инструменты, для того чтобы он смог воспроизвести знания, которые передаются ему с помощью записей. Он не поймет и не сможет воспроизвести эти записи до тех пор, пока не построит внутри себя келим (желания), адекватные тем, что имеются у того, кто хочет передать ему эти знания.
Передача знаний должна быть точной. Ведь если язык будет неточен даже в одном слове, неверно использованном для желаемой цели, изучающий немедленно запутается, так как исказится все понятие целиком.
В нашем мире нет объектов или сил управления ими, которые не исходили бы из своих корней в Высшем мире, и все, что есть в нашем мире, начинается в Высшем мире, а затем постепенно нисходит в наш мир. Каббалисты открыли для себя готовый язык, с помощью которого они могут передавать друг другу свои постижения, устно и письменно, из поколения в поколение.
Это стало возможным потому, что есть четкая связь между корнем из Высшего мира и его ветвью в низшем мире. Эту связь корня и ветви, которая находится в руках Творца, мы ухватить не можем, потому что она нисходит сверху вниз.
Каббалисты взяли имена ветвей в нашем мире, где каждое имя будто указывает пальцем на свой высший корень, находящийся в Высшем мире, и этот избранный для своей науки особый язык назвали «языком ветвей». Он годен для любого применения. Почему он так называется? Потому что имена берутся из ветвей в нашем мире.
Поэтому в книгах по каббале встречаются грубые определения, чуждые общепринятым. После того, как каббалисты уже выбрали язык ветвей (т.е. четкое соответствие причины его следствию), чтобы отобразить с его помощью свои исследования Высшего мира, они не могут пропустить какую-то ветвь, не используя ее по причине грубости ее названия, чтобы не выражать ею желаемое понятие. Ведь нет в нашем мире иной ветви, чтобы взять ее взамен пропущенной.
Поэтому в каббале много названий частей человеческого тела и телесных процессов. На самом деле, вся физиология – это физиология духовная, она исходит из духовных корней, как и наше тело. Поэтому другого языка нет и, в принципе, его нельзя избрать или выдумать как-то иначе. Откуда еще мы возьмем слова или обозначения, которыми мы могли бы что-то называть в Высшем мире?
Мы, конечно, могли бы взять просто цифры и все ими обозначить. Есть 125 или 6000 ступеней, есть 5 миров, есть парцуфим, сфирот, все детали в них: все это можно было четко проградуировать числами. Или обозначить все исключительно словами, которых нет в нашем мире, по именам сфирот, хотя отчасти и они взяты из нашего мира, но можно придумать какие-то условные обозначения.
Если бы мы так поступили, у нас не оказалось бы никакой связи с корнями через ветви, а самое главное, наш язык годился бы только для каббалистов, для уже прошедших в Высший мир. Напротив, когда мы используем язык ветвей в общем описании Высшего мира, мы можем этим языком описывать Высший мир так, что он, в значительной мере, будет понятен всем – в виде текстов Пятикнижия, сказаний, законоучений и прочих вариантов изложения. Они пригодны и для людей, совершенно не понимающих, о чем написано, и не имеющих цели понять, однако, воспринимая духовные понятия в таком внешнем виде, через одеяния нашего мира, они все равно понемногу продвигаются вперед.
Язык ветвей работает на всех уровнях развития человека. Он используется каббалистами вместо чисто условного, зашифрованного языка, поскольку тот годился бы исключительно для каббалистов-знатоков, уже находящихся в постижениях.
Заключение
У нас нет слов, пригодных для выражения духовных понятий, несвязанных временем, местом, движением, поскольку наш словарь ограничен восприятием нашего мира. Очень трудно подобрать слова и объяснить пережитые чувства человеку, не испытавшему их.
Как выразить неуловимое для наших органов чувств, точно описать и передать друг другу в верном смысле? Ведь, если хоть одно понятие не найдет себе точного соответствия в слове, пропадет и точный смысл всей науки.
Любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего объекта в духовном мире. Каббалисты нашли верный путь передачи информации и знаний друг другу, взяв за основу название предметов и действий (ветвей) материального мира для описания соответствующих им предметов и действий (корней) в духовном мире.
Язык этот был разработан людьми, достигшими духовных миров еще при жизни в нашем мире и потому точно знавшими эти соответствия. Каббалисты назвали его языком ветвей. Язык этот очень точен, так как есть точное и однозначное соответствие между корнем и его ветвью, поскольку создатели языка находились одновременно в двух мирах. Поэтому нельзя заменить одно слово другим, каким бы нелепым оно ни казалось: ветвь должна точно соответствовать корню.
Понятия, противоположные у нас, имеют в духовном мире один корень. Понять это можно на примере манны небесной. Она включала в себя все противоположные свойства одновременно, и тот, кто хотел чувствовать вкус сладкого – для тех она была сладкой, вкус горького – горькой и т.д. Объяснение этого состоит в том, что человек воспринимает от духовного предмета лишь то, что он хочет выделить из бесконечного множества свойств, тогда как сам духовный предмет включает в себя одновременно все возможные в нашем мире формы и свойства.
По мере работы над собой у духовно возвышенных людей открываются глаза, они начинают ощущать другие миры, и так – еще при жизни в этом мире – становятся обладателями всех миров. Кажущийся нелепым язык каббалы становится для них языком действий, мыслей, чувств, а противоположные в нашем мире понятия объединяются в едином корне.
Словарь
125 ступеней – «духовная лестница»; система сближения с Творцом. От Творца до нашего мира есть 5 ступеней сокрытия, которые называются мирами (от слова «олама» – сокрытие). Каждая из ступеней имеет свои подступени, называемые «парцуфим», а каждая из подступеней имеет свои подступени, называемые «сфирот». Т.е. всего от нас до Творца: 5 миров х 5 парцуфим х 5 сфирот = 125 ступеней-сфирот.
Адам = «Адам Ришон» (ивр. «Первый человек») – созданная Творцом единая душа, состоящая из частей – частных душ.
Альтруизм– действия ради отдачи, использование своей природы ради наслаждения ближнего (кого-то, находящегося вне меня).
АРИ – полное имя – Ицхак Лурия Ашкенази (1534–1572). Oдин из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий каббалу, может прийти к цели творения. Основной труд – книга «Древо жизни».
Бааль Сулам– Йегуда Ашлаг (1885-1954), основоположник современной науки каббала. Основной труд – «Учение Десяти Сфирот». Он создал обширный комментарий «Сулам» («Лестница») на «Книгу Зоар» (по названию этого труда получил имя – «Бааль Сулам»).
Бина – состояние творения, когда оно притягивает свет посредством собственных усилий, преодолевая желание получать и пробуждаясь к желанию отдачи. Этот свет называется хасадим (ивр. «милосердие»).
Высшие корни – силы, находящиеся в Высшем мире и вызывающие ветви (события в нашем мире) к жизни.
Высший– часть, более близкая к Творцу (свойству отдачи).
Высший мир = духовный мир – существующий по законам свойства отдачи. «Высшим» называется потому, что свойство отдачи – это причина, корень нашего мира, а наш мир является следствием, полностью управляемым из духовного мира.
Гематрия – численное значение букв в слове. Математическая запись духовных состояний.
Духовное = желание отдавать Творцу.
Души – в начале замысла творения была создана единая душа, называемая Адам Ришон (первый человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. И теперь у каждой части есть возможность уподобиться Творцу. Душа человека состоит из двух компонентов – света (наслаждения) и сосуда (желания к этому наслаждению), причем сосуд – это суть души, а свет, наполняющий его, и есть задуманное, уготовленное Творцом, наслаждение.
Желание –незаполненное пространство, пустующее место, которое стремится себя наполнить, получить наслаждение. Материал, из которого состоит творение.
Зэир анпин (ЗА) – стадия развития творения, на которой оно уже начинает применять принцип «получение ради отдачи», т.е. использовать желание наслаждаться ради того, чтобы доставить удовольствие Творцу.
Исправлением является исправление нашего отношения к Творцу; изменение намерения: не наслаждаться ради себя, а наслаждаться потому, что этого желает Творец.
Источник –то же «Творец».
Каббалист – учёный, обладающий дополнительным органом ощущений, который позволяет исследовать духовный мир, воздействие Творца на себе.
КАХАБ ЗОН (кэтер, хохма, бина, зэир анпин, малхут) – сокращённое название келим 10 сфирот (зэир анпин содержит в себе 6 сфирот).
Келим– мн.ч. от «кли», части кли= желания = инструменты восприятия, которые появляются в результате пережитого опыта.
Кли (сосуд) – самостоятельное (осознанное, сознательное) желание получить удовольствие от света.
Кэтер – свойство света, желание отдавать, которое является представителем Творца (высшей ступени) относительно всего остального на данной (низшей) ступени и практически нами (творением) не постигается.
Малхут – законченное, самостоятельное творение, которое само хочет получать и ощущает себя получающим.
Масах = экран – это «сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить наслаждение ради себя. Сила преодоления, сопротивления эгоизму.
Махсом – граница между ощущением «этого мира», и ощущением Высшего мира.
Мир Адам Кадмон (АК) – («Адам» - человек, «кадмон» - первичный) – это прообраз, предчеловек. Замысел, вследствие реализации которого человек может полностью уподобиться Творцу.
Мир Асия – мир двойного и одинарного скрытия, т.е. человек либо вообще не ощущает Творца, либо ощущает Его воздействие как злое, несущее страдания. Отличие от состояния «нашего мира» в том, что в восприятии человека уже присутствует Творец.
Мир Ацилут – это мир полного ощущения Творца и слияния с Ним.
Мир Бесконечности – состояние, когда все желания удовлетворены полностью, без предела, без ограничения, т.е. творение (желание наслаждаться) не ограничивает распространение света (наслаждения).
Мир Брия– Основа этого мира – желание отдавать, услаждать. Относительно себя человек ощущает управление Творца как абсолютно доброе, но в нём существует недостаток познания действий, отношения Творца ко всем остальным.
Мир Ецира – первое раскрытие «лица Творца» (осознание Его доброго управления).
Миры – вся совокупность наших ощущений (реакций на внешнее воздействие), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую «наш мир». С помощью каббалистической методики человек развивает свои ощущения и начинает видеть мир в его истинной форме. Состояние, в котором мы на самом деле находимся, называется мир бесконечности (полное удовлетворение всех потребностей). Из всего этого уровня Бесконечности человек может ощущать различные степени получения, восприятия и постижения. Эти уровни постижения реальной, единственной и бесконечной действительности, в которой существуют творения, называются мирами.
НАРАНХАЙ– сокращённое название светов (нефеш, руах, нешама, хая, ехида) в 10-и сфирот. Перечислены в соответствии с порядком вхождения светов в парцуф (творение).
Наш мир – то же «этот мир» – свойство абсолютного эгоизма, ощущаемого в наших пяти органах чувств, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается как пустота (страдание).
Низшийявляется производным от Высшего; всё, что есть в низшем, все его свойства происходят от Высшего.
Обратный свет = отражённый свет(ивр. «ор хозер»). «Ор» – это свет, наслаждение, «хозер» – возвращающийся, т.е. отражённый свет – это желание дать наслаждение Творцу, так же как и Он даёт мне.
Огрубление = увеличение «авиюта» (силы, глубины желания насладиться).
Окончательное состояние = полное исправление = конечное состояние всего мироздания, когда низшая точка творения достигает того же состояния, что и высшая.
Ор (свет) АБ-САГ – исправляющий свет, который приходит к человеку, только если он понимает, что именно должно в себе исправить.
Парцуф(мн.ч. «парцуфим») = «духовное тело» – желание наслаждаться Творцом, распределённое по величине экрана [силе сопротивления эгоизму].
Постижение – явное ощущение, осознание Источника наслаждения со всеми его замыслами, планами в мере той ступени, на которой мы его постигаем. Основано на понимании первопричин духовной природы.
Просветление желания насладиться = исправление – изменение намерения «наслаждаться ради себя» на намерение наслаждаться ради Творца
Прямой свет (Ор Яшар) – свет, распространяющийся от Бесконечности к творениям; желание Творца насладить творение.
Решимо (мн.ч.«решимот») – «духовный ген», запись духовной (не облаченной ни в какую внешнюю оболочку) информации об определённом состоянии.
Свет– передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, прояснения, просветления). Существует пять видов наслаждения (светов) – нефеш, руах, нешама, хая, ехида (сокр. НАРАНХАЙ).
Свет бина = «ор хасадим» (ивр. «свет милосердия») – наслаждение от подобия свойств Творцу, от отдачи.
Свет хохма (ивр. «свет мудрости») –весь исходящий от Творца свет, т.е. свет, который включает в себя все, что желает дать нам Творец.
Сердце – этот термин употребляется для обозначения всех желаний человека, поскольку следствия своих переживаний он ощущает в работе сердца. На самом деле желания не находятся ни в одном физиологическом органе.
Слияние (двекут) – Цель творения. Слиянием в духовном называется полная тождественность свойств, желаний, мыслей, намерений – всего, что характеризует человека, в чем он ощущает свою индивидуальность, свою суть – с Творцом. Человек начинает ощущать себя равным Высшей силе во всем – как Он, так и я, что во мне, то и в Нем.
Сокрытиеозначает недоступность ощущений, ввиду отличия свойств. Это либо полное сокрытие, т.е. отсутствие ощущения, что Творец всем управляет, либо частичное сокрытие, т.е. отсутствие ощущения управления Творца как доброго.
Ступени развития желания –смотрите «уровень желаний»
Сфирот(ед.ч. «сфира») –различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений.
Творение – желание получать, постигающее свои впечатления от Высшего света (Творца).
Творец – сила «отдачи»; то, что воспринимается рецепторами человека как более высокая, по отношению к нему, ступень. Причина относительно следствия.
Творец –это самый глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, начиная с мельчайшей клетки, через все организмы, до целой космогонической структуры. Творец – это общая природа всего мироздания. Но когда мы вникаем в эту природу глубже, мы видим, что это – мысль, замысел насладить сотворённых.
Точка в свете Творца – созданное вне Творца микроскопическое желание получать. Творец относительно этого желания получать [творения] состоит из двух составляющих: 1. Ацмуто [Сущность Творца]. 2. То, что нисходит от Него. Это определяется как свет [наслаждение], распространяющийся в наших желаниях.
Уровень желаний(0,1,2,3,4) – стадии огрубления желания получать от нулевой (практически неотличимой от света) до четвёртой стадии (абсолютно противоположной по свойствам Творцу). Соответственно, существует разделение на неживой, растительный, животный, человеческий и духовный уровни.
Хохма– рожденное светом неосознанное, несамостоятельное желание насладиться, в котором доминирует свет.
Эгоизм, эгоистический– намерение насладиться ради себя; желание максимального получения при минимальных усилиях; качество, противоположное свету.
Экран (ивр. «масах») – «сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света (наслаждения), с целью прервать его нисхождение в четвёртую стадию (желание наслаждаться ради себя). Экран является дополнительным органом чувств, в котором человек ощущает давление Высшего света (Творца) на себя и потому способен реагировать на Него.
Этот мир – свойство абсолютного эгоизма, ощущаемого в наших пяти органах чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается как пустота (страдание).
Юд-кей-вав-кей – так называемое четырехбуквенное имя Творца, произносится как АВАЯ. Отражает 4 стадии построения в нас ощущения Творца (кли) и Его имени (наполнения). Нулевая стадия обычно не упоминается, т.к. является, по сути, самим Творцом, но этих стадий на самом деле 5 – 0,1,2,3,4, или кэтер, хохма, бина, зэир анпин (состоит из шести сфирот) и малхут – всего 10 сфирот творения.