Средства интеграции ИОС с другими образовательными системами
Информационно-образовательная среда открытого образования, является уникальной информационной системой, как по масштабу, так и по решаемым ею задачам (http://www.openet.ru). Диапазон ее охвата очень широк - от средней школы до высшего образования и различных форм после вузовского образования.
До настоящего времени работы по созданию систем ДО велись в основном в направлении решения частных задач, масштаба кафедры или факультета и, крайне редко, вуза в целом. К числу наиболее известных систем такого уровня, используемых в учебных заведениях РФ можно отнести системы «Прометей», «Аванта», ОРОКС, WebCT и ряд других. Работ нацеленных на создание универсальной информационно-образовательной технологии масштаба региона (десятков учебных заведений) или федерального уровня (сотни и тысячи учебных заведений), до последнего времени не было вообще.
Главной целью создания информационно-образовательной среды системы образования РФ является максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от местонахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При проектировании и создании информационно-образовательной среды учитывается задача построения организационно-технологического объединения самостоятельных учебных заведений, взаимодействующих на добровольной основе и работающих в рамках единых корпоративных стандартов.
Во многих учебных заведениях имеются и эксплуатируются внутренние информационные системы и здесь встаёт задача интеграции ИОС с уже имеющимися системами с возможностью переноса накопленного информационного наполнения между разными видами ПО. Для реализации этой задачи ИОС должна реализовываться в соответствии с концепцией открытых систем.
Открытая система есть система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, сервисы и поддерживаемые форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить должным образом разработанным приложениям возможность переноса с минимальными изменениями на широкий диапазон систем, совместной работы с другими приложениями на локальной и удаленных системах и взаимодействия с пользователями в стиле, облегчающем тем переход от системы к системе.
Открытая спецификация в свою очередь определяется как общедоступная спецификация, которая поддерживается открытым, гласным согласительным процессом, направленным на постоянную адаптацию новой технологии, и соответствует стандартам.
По данному определению открытая спецификация не зависит от технологии, т.е. не зависит от специфического аппаратного и программного обеспечения или от продуктов конкретного производителя. Она одинаково доступна любой заинтересованной стороне. Более того, открытая спецификация находится под контролем общественности и поэтому все, кого она затрагивает, могут участвовать в ее разработке.
В качестве открытой спецификации образовательной информации в РГИОО была разработана «Универсальная модель» основанная на объединении открытых стандартов IMS, Дублинского ядра, IEEE, стандарта Информики и Openet.
Реализация данной спецификации в рамках ИОС позволяет практически организовать интеграцию ИОС с альтернативными системами, поддерживающими один из вышеперечисленных стандартов.
На сегодняшний день «Универсальная модель» в ИОС поддерживается в части мета-описания образовательных ресурсов и упаковки их контента, что позволяет осуществлять импорт-экспорт образовательных ресурсов и их описаний между ИОС и другими системами.
В качестве контейнера для данных используется XML, служащий в качестве языка логической разметки данных внутри переносимых файлов.
Модули обработки XML-файлов и обработки описаний и упаковки ресурсов реализованы средствами Lotus на языке Lotus Script и входят в «каталог информационных ресурсов учебного заведения» одну из 10 подсистем ИОС.
Для дальнейшего расширения возможностей интеграции ИОС ведётся работа над поддержкой в ИОС разделов «Универсальной модели» в области описания «модели пакета информации обучаемого», «модели тестов», «формата обмена новостями» и «модели информации о тьюторе».
Вопросы для самоконтроля: