Возникновение интернет-технологий
Причины и предпосылки создания Интернета |
Сетевые компьютерные коммуникации, наиболее значимым воплощением которых остается на сегодняшний день глобальная сеть Интернет, возникли в результате синтеза двух самостоятельных, зародившихся в разное время и создававшихся в разных целях, хотя и содержательно взаимосвязанных компонентов: компьютерной технологии и сетевой архитектуры. История технологии сетевых компьютерных коммуникаций, ее зарождение и развитие связаны с важнейшими политическими процессами и явлениями второй половины XX в. Возникнув во многом как побочный продукт уходящей социально-политической эпохи, Интернет сегодня становится новым фактором, определяющим контуры политической и общественной жизни будущего.
Важнейшей движущей силой научно-технического прогресса издавна выступало военное дело, совершенствование средств и способов ведения войн. Военно-промышленный комплекс первым осознал важность вычислительной техники, и во второй половине XX в. система национальной безопасности оставалась главным двигателем развития компьютерных технологий. Шифрование и дешифрование секретных сообщений, баллистические расчеты для зарождающейся ракетной техники, а позже и моделирование глобальных термоядерных конфликтов — таков был круг задач, решавшихся первыми электронно-вычислительными машинами.
Казалось бы, какое отношение к истории возникновения сетевых компьютерных коммуникаций может иметь запуск Советским Союзом в 1957 г. первого искусственного спутника Земли? Однако вспомним, что это эпохальное событие не толь-
ко было прорывом в области науки и техники, но и обладало важнейшим внешнеполитическим смыслом в контексте глобального противостояния СССР и США в период «холодной войны». Как для советских, так и для американских военных стратегов и политиков успешный вывод искусственного объекта на околоземную орбиту прежде всего означал то, что отныне СССР обладает баллистическим носителем, способным доставить ядерный заряд в любую точку Земли. Этот факт качественно менял всю геостратегическую ситуацию в противостоянии двух сверхдержав. Если раньше большая часть территории США оставалась практически недосягаемой для советских ядерных бомбардировщиков, то с появлением межконтинентальной баллистической ракеты СССР получал стратегическое преимущество, имея возможность нанести удар по любому объекту на территории США. В условиях отсутствия на тот момент эффективных технологий противоракетной обороны это означало действительно серьезный вызов национальной безопасности США.
Новый виток гонки вооружений, начавшийся с появлением межконтинентальной баллистической ракеты, поставил американское оборонное и внешнеполитическое сообщество перед необходимостью радикальных решений, связанных с пересмотром национальной военной доктрины, реформированием структуры вооруженных сил, изменением приоритетов в бюджетном финансировании, и т.д.
Одним из таких решений стало создание при министерстве обороны США Агентства передовых исследовательских проектов (ARPA). Перед ним ставилась амбициозная задача — осуществление научно-технического прорыва. Причем ARPA получило право в случае необходимости избегать формальных бюрократических процедур согласования и утверждения исследовательских проектов, а также карт-бланш на привлечение любых чудаков с их безумными идеями, лиШь бы это помогло преодолеть барьеры существующих технологий, совершить революцию в области компьютерных технологий. Однако гиганты компьютерной индустрии и обслуживающее их научное сообщество вовсе не были заинтересованы в такой революции. Их вполне устраивала ситуация, когда компьютеры первых поколений стоили миллионы долларов, занимали площади в несколько сот квадратных метров и требовали постоянного обслуживания нескольких десятков специалистов с научными степенями.
ARPA сделало ставку на молодых хакеров (хакеров в изначальном смысле этого слова — одержимых молодых энтузиастов, не признающих авторитетов, увлеченных поиском элегантных нетриви-
альных решений сложных технических ситуаций, предпочитающих создавать новые технологии там, где другие пытались совершенствовать морально устаревшие). Так, в стенах секретных военных лабораторий произошло удивительное соединение интересов военно-промышленного комплекса и поколения бунтарей-шестидесятников, в решающей мере предопределившее дальнейшую судьбу новых информационно-коммуникационных технологий.
Одна из первых стратегических задач, решение которой поручили специалистам ARPA, была связана с проблемой выживаемости систем управления вооруженными силами в ситуации термоядерной войны. Еще в 1950-е годы корпорация RAND занялась разработкой сверхсекретных сценариев третьей мировой войны, в условиях которой приоритетной целью вражеских ракет становилась инфраструктура стратегических коммуникаций: командные центры, линии связи, приемники и передатчики и т.д. Наиболее уязвимым элементом таких систем был центральный компьютер, обеспечивавший функционирование всех остальных компонентов и подсистем.
Сотрудник RAND П. Бэран предположил, что проблема выживаемости любой коммуникационной системы в условиях ядерной войны может быть решена посредством децентрализации функций поддержания системы в рабочем состоянии. Взамен иерархической архитектуры центров управления системами коммуникаций, воспроизводящей иерархическую организацию военной машины, он предложил схему, вообще не предполагающую управляющих центров.
Ключевая идея была сформулирована следующим образом: «информационные сообщения должны быть разбиты на равные части, которые в сети пересылаются по любому функционирующему маршруту в пункт назначения, где вновь собираются в единое целое». Другими словами, разрежьте информационное сообщение на небольшие «пакеты», сопроводите каждый «пакет» указанием пункта отправления и конечного адресата, а также порядка «сборки» с остальными пакетами; разместите по всей сети маршрутизаторы, способные понимать эти указания и переправлять их дальше по назначению; придайте маршрутизаторам способность с регулярной периодичностью оценивать состояние сети в данный момент времени и обмениваться этой информацией друг с другом; если отдельные узлы повреждены или выведены из строя, «пакеты» будут направлены по другим функционирующим маршрутам, пока не достигнут адресата; если адресат при «сборке» сооб-
щения обнаруживает недостающие или поврежденные «пакеты», он может повторно запросить сеть дослать недостающие части. Подобная система способна сохранять работоспособность, даже когда один узел за другим выходят из строя. Это решение легло в основу технологии «пакетирования», на которой построены интернет-коммуникации.
В 1968 г. ARPA объявило конкурс на разработку технического решения географически распределенной компьютерной сети. В основу проекта, предложенного Л. Робертсом и Р. Каном, сотрудниками Массачусетского технологического института (MIT), закладывалась схема «пакетирования». В 1969 г. были введены в действие первые четыре узла, образовавшие сеть ARPANET, ставшую предтечей современной глобальной сети.
Эволюция, которую совершила технология электронно-вычислительных машин, оказалась вторым необходимым компонентом, породившим современные сетевые компьютерные коммуникации. Вернемся к истокам этого процесса. К концу Второй мировой войны в США уже действовали первая электромеханическая вычислительная машина «Марк-1» и целое семейство электронных машин ENIAC.
ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный числовой интегратор и вычислитель) был создан в 1946 г. в университете штата Пенсильвания. Это электронное устройство имело в своем составе более 18 тыс. электровакуумных ламп и тысячи электромагнитных реле и ферритовых ячеек памяти. В ответ на запрос каждая такая ячейка, переходя из состояния включения к выключению, представляла ответ «да» или «нет», т.е. хранила один бит информации. Компьютеры первого поколения были столь громоздки и выделяли столько тепла, что им требовалось несколько этажей хорошо вентилируемых зданий. Когда оператор включал ENIAC на полную мощность, в домах города Филадельфии начинал мигать свет. Десятки специалистов с научными степенями обслуживали эти устройства, переводя на машинный язык вводимые программы и расшифровывая многометровые числовые распечатки, содержащие результаты вычислений.
Мало кто предполагал, что может потребоваться существенно больше компьютеров и значительно большей мощности, чтобы удовлетворить вычислительные потребности общества. К концу 1950-х годов люди уже понимали, что компьютеры представляют собой полезные устройства, чуть менее громоздкие и менее доро-
гие, чем ЭВМ, однако использующиеся исключительно как высокотехнологичные инструменты для научных исследований и экономических расчетов. В эти годы лишь немногие задумывались о том, как компьютеры способны изменить образ жизни человека.
Декабрьским днем 1950 г. Д. Энгельбарт по дороге на работу задумался о том, насколько сложной и комплексной стала современная цивилизация: как люди собираются управляться со всем этим новым миром, порожденным наукой и техникой? Какие инструменты могут помочь современному человеку в его колоссальной мыслительной работе? «Символы» — такой ответ подсказывало ему инженерное образование. Можем ли мы использовать машины для работы с символами, а не только с цифрами и математическими уравнениями? Почему бы нет? Могли бы компьютеры автоматизировать действия с символами и тем самым помочь людям мыслить быстрее, лучше, иметь дело с более комплексными проблемами? Логика рассуждений казалась Энгельбарту настолько очевидной, что он позже не переставал удивляться, почему другие не могли этого понять. Энгельбарт, служивший оператором радара во время Второй мировой войны, представлял себе картину будущего ярко и образно: «Когда я впервые услышал о компьютерах, я понял, что если эти машины могут выводить информацию на бумаге, они смогут выводить ее и на экран. Как только я мысленно соединил вместе экран кинескопа, информационный процессор и символическую среду, опосредующую взаимоотношения с человеком, все стало на свои места»1.
Однако в 50-е годы прошлого века проблема заключалась в том, чтобы заставить кого-либо выслушать себя, кого-либо, способного дать доступ к компьютеру и финансовым средствам. Обивая пороги университетов, промышленных предприятий и частных компаний, Энгельбарт потратил десять лет, безуспешно пытаясь убедить ученых, предпринимателей и политиков в том, что компьютеры способны стать великолепными помощниками для людей умственного труда. Идеи Д. Энгельбарта могли бы остаться гласом вопиющего в пустыне, а он сам — разделить участь миллионов изобретателей с их вечными двигателями, пылящимися в гаражах, если бы не воля случая.
В начале 1960-х Энгельбарт публикует статью «Приращение человеческого интеллекта», которая попадает в руки Дж. Ликлай-дера — еще одного мечтателя, имевшего счастливую возможность обеспечить их общие футуристические фантазии финансовыми и
организационными ресурсами. В 1960 г. он изложил свое видение будущего в статье «Симбиоз Человека и Компьютера»2, предрекая, что «пройдет не так уж много лет, и человеческий мозг будет объединен с вычислительной машиной и будет способен мыслить так, как ни одно человеческое создание прежде не было способно, и обрабатывать данные так, как не способна ни одна известная нам сегодня информационно-вычислительная машина».
Как и Энгельбарт, Ликлайдер был одержим идеей применения компьютеров как инструментов, облегчающих умственную работу. «Озарение» снизошло на него, когда он сидел в своем офисе и заполнял статистические таблицы, рисовал графики для очередного исследования. Неожиданно он осознал, что выполнение этой механической работы занимает у него гораздо больше времени, чем мышление. А что если бы эту работу взял на себя компьютер? Ликлайдер не был ни выдающимся инженером, ни конструктором, его гений состоял в умении соединить в нужном месте и в нужное время передовые идеи, организационные возможности и финансовые ресурсы. Используя свои старые связи в Массачусетском технологическом институте, Ликлайдер приобщил Энгельбарта к работе над сверхсекретными оборонными проектами, связанными с созданием новых компьютерных дисплеев для системы ПВО США. Когда было создано ARPA, Ликлайдер смог убедить руководство агентства в том, что новые идеи в области компьютерных технологий имеют непосредственную значимость для противоракетной обороны. В 1962 г. его приглашают возглавить технический отдел обработки информации ARPA3.
ARPA финансирует Энгельбарта, исследовательский коллектив которого за время своей работы создал такие эпохальные компьютерные технологии, как текстовый процессор, гипертекстовая система, цифровое видео, видеоконференции и, наконец, знакомое каждому пользователю устройство ввода графической информации типа «мышь». Один из учеников Ликлайдера, А. Сазерленд по контракту в ARPA разрабатывал направление компьютерной графики. Переход от текстовой распечатки к графическому дисплею оказался одним из ключевых событий в истории эволюции способа взаимодействия человека и компьютера.
Ликлайдер был хорошо знаком с когортой молодых неортодоксальных компьютерных гениев, сотрудничавших с лабораторией искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте и другими центрами по всей стране. Им не тер-
пелось получить доступ к новым компьютерным ресурсам, недоступным гражданским пользователям в эпоху мейнфреймов и перфокарт. Многим из них в то время едва исполнилось 20 лет, и они мечтали ни много ни мало изобрести компьютер заново.
В технологии компьютеров первых поколений было два «узких места»: очередь к оператору, осуществлявшему ввод программы в машину, и географическая дистанция между пользователем и компьютером, между одним компьютером и другим. В MIT усилия энтузиастов, финансируемых ARPA, были первоначально сосредоточены на технологии «разделения времени», позволявшей многим пользователям напрямую взаимодействовать с центральным компьютером через терминал, минуя привычную живую очередь к оператору, осуществлявшему ввод программ. С созданием технологии «разделения времени», решившей первую из двух проблем, возникла идея относительно второй проблемы: если можно соединить терминал пользователя с компьютером в соседнем помещении с помощью медного провода, почему бы не проложить провод длиной несколько тысяч километров, соединив пользователей с компьютерами и компьютеры друг с другом в разных городах? Сетевая технология «пакетирования» оказалась естественным ответом на этот вопрос.
Конечно, рамки оборонных проектов и военных лабораторий не могли не сдерживать полет мысли первопроходцев сетевых компьютерных технологий. Они мечтали о компьютерах, на которых подготовленный пользователь мог бы играть, как на музыкальном инструменте, в реальном времени. Достигнув определенных результатов в разработке таких компьютеров, их создатели пришли к мысли о возможности их использования в качестве коммуникационных устройств. Однако на этот раз убедить военных в том, что их деньги должны быть затрачены на создание подобных устройств, оказалось невозможным. И вновь политическая история XX в. способствовала тому, что развитие технологий компьютерных сетевых коммуникаций вышло на качественно новую траекторию.
К тому времени как в 1968 г. первый прототип сети ARPANET начал функционировать и развиваться, война во Вьетнаме уже в значительной мере политизировала взаимоотношения Пентагона и научной элиты, сотрудничавшей с ARPA. Прежние звезды ARPA уже создавали собственные компании и руководили исследовательскими лабораториями, когда новое поколение первопроходцев решило довести начатое дело до конца: превратить компьютеры из промышленных вычислительных машин и научных рабочих станций в умных помощников «для всех остальных». На этот раз ини-
циатива в развитии сетевых компьютерных технологий перешла к частному сектору.
В 1969 г. П. Маккаллах, исполнительный директор компании Xerox, заявил о намерении превратить ее в «информационного архитектора будущего». Он инициировал строительство многомиллионного суперсовременного информационно-вычислительного исследовательского комплекса в Калифорнии, получившего название Palo Alto Research Center (PARC), которому суждено было стать одним из краеугольных камней в основании легендарной Силиконовой долины. Руководить научными исследованиями Xerox пригласил Р. Тэйлора, А. Кея и ряд других звезд ARPA.
Эти люди, прежде работавшие в университетах и исследовательских центрах в разных концах страны, на протяжении десятка лет трудившиеся над общими проектами под эгидой ARPA, впервые собрались в одном месте как звездная «команда мечты». Их обеспечили солидным бюджетом и самым лучшим оборудованием, а руководство поручили тем, кто разделял их видение будущего. Когда они изобретали технологию «разделения времени» и компьютерную графику, многим из них было по 20-25 лет и они были все еще достаточно молоды, чтобы совершить еще одну революцию.
PARC 1970-х годов возрождал идеи Энгельбарта, Ликлайдера и их последователей о создании компьютеров достаточно мощных, компактных и недорогих, способных занять место на рабочем столе каждого пользователя, — персональных компьютеров (PC). Новое поколение энтузиастов уже знало, что себестоимость вычислительной мощности падает вдвое каждые два года и что новые технологии производства микрочипов сделают персональные компьютеры экономически рентабельными в течение ближайших семи лет. Они знали также, что около семи лет уйдет на то, чтобы спроектировать и создать такой компьютер.
Возникновение Интернета Работая над прототипами персо-
нальных компьютеров будущего,
ветераны ARPA в то же время желали сохранить ту персональную коммуникационную взаимосвязь, которую они открыли для себя, пользуясь закрытой служебной сетью ARPANET. И они создали высокоскоростную сеть Ethernet, связавшую все рабочие компьютеры в комплексе зданий PARC. Идея локальной сети — LAN {Local Area Network) — родилась из этого первого опыта. Здесь же была
разработана технология, позволяющая соединить различные локальные сети посредством шлюзового компьютера с общенациональными сетями, подобными ARPANET. Межсетевая — internet — технология, разработанная в PARC, стала одним из основных катализаторов взрывообразного роста современной глобальной сети, поскольку позволяла соединить многочисленные, растущие как грибы после дождя локальные сети.
И вновь не ведущие специалисты компьютерной индустрии и научного сообщества того времени, а гениальные чудаки и одиночки создали доступный большинству персональный компьютер. Не соображения национальной безопасности и не мотив прибыли, а желание создать инструмент для изменения мира двигали этими первооткрывателями.
Центрами притяжения новых идей в 1970-е годы становятся не сверхсекретные военные лаборатории или офисы промышленных гигантов, а студенческие клубы и пивные бары. В Менло-Парке (Калифорния) был основан студенческий компьютерный клуб, в состав учредителей которого входили С. Джобе и С. Возняк. Основав в 1976 г. компанию Apple, они 1 апреля того же года «выпустили на рынок» первый в мире персональный компьютер Apple I. Это изделие, собранное в пустующей комнате в доме одного из друзей, предлагалось к продаже в виде готовой платы, а деревянный корпус счастливому покупателю приходилось изготавливать самому из подручных материалов.
Презентация первого в мире ПК состоялась в клубе Homebrew Computer («Компьютер домашней выделки»), среди завсегдатаев которого в то время ничем особенным не выделялся студент Стэнфордского университета Билл Гейтс.
Уже в следующем, 1977 г., компания Apple выпустила полноценную серийную модель персонального компьютера Apple II, оснащенную цветным дисплеем с разрешением 280 х 192 точки, игровым портом и бытовым кассетным магнитофоном в качестве жесткого диска. Цена нового изделия — 1 298 долларов — вполне устраивала потенциальных потребителей.
Революция персональных компьютеров (PC) представляла собой субкультурный прорыв, последовавший спустя десять лет после бурной эпохи 1960-х. Легендарный С. Джобе провел несколько лет в Индии в поисках истины, создатель знаменитого программного пакета Lotus 1-2-3 М. Капур в свое время был учителем транс-цедентальной медитации. Когда С. Джобе пригласил на работу од-
ного из ведущих менеджеров компании Pepsi, он озадачил его предложением: «Выбирай, что для тебя важнее: продавать подслащенную воду для молодежи или изменить мир?»4.
Пионеры PC-революции были на 5—10 лет младше поколения хиппи 60-х, однако они в полной мере впитали идеи раскрепощения личности и бунтарский дух своих старших братьев и сестер. Технология и индустрия персональных компьютеров и РС-ком-муникаций создавались людьми, пережившими крах сексуальной и наркотической революций, и персональный компьютер для многих из них стал талисманом последнего освободительного похода этого поколения. Надкушенное яблоко добра и зла — эмблема компании Apple — символизировало в глазах этих первопроходцев освобождение и приобщение человека к запретному плоду, прежде доступному лишь узкому кругу избранных «небожителей».
С 1970-х годов сетевые компьютерные коммуникации становятся, пожалуй, самым быстрорастущим и развивающимся технологическим, а теперь и экономическим, культурным и, наконец, политическим феноменом второй половины XX — начала XXI столетия. Немалую роль в этом процессе сыграла операционная система UNIX, разработанная в лабораториях Белла в 1969 г., одновременно с появлением на свет ARPANET. UNIX позволяла любому компьютеру автоматически подключаться и обмениваться данными посредством модема с любым другим UNIX-компьютером; тем самым была создана доступная сетевая альтернатива для миллионов компьютеров, не имеющих подключения к высокоскоростным и дорогостоящим сетям, подобным ARPANET. В 1983 г. группа программистов из Калифорнийского университета, финансируемая ARPA, разработала новую версию UNIX, совместимую с интернет-протоколами (TCP/IP). Важнейшую роль сыграл тот факт, что операционная система UNIX была изначально объявлена бесплатной для всех потенциальных пользователей, поскольку ее разработка финансировалась из государственного бюджета. Локальные сети, построенные на базе UNIX, стали быстро распространяться по всему миру: в университетах, колледжах и организациях. Совместимость программных протоколов давала им возможность осуществлять коммуникации друг с другом и с крупными национальными сетями, такими как ARPANET.
К этому времени организационные и финансовые издержки, связанные с функционированием ARPANET, вышли за рамки возможностей ARPA. В начале 1980-х годов инициативу берет на себя Национальный научный фонд США (NSF), предложивший амбициозный проект по объединению в сеть национальных супер-
компьютеров с целью увеличения их совокупной вычислительной мощности и создания новых приложений. В середине 80-х годов XX в. эволюция компьютерных технологий уже перешагнула тот рубеж, когда потребность в использовании суперкомпьютеров выходит за рамки государственных нужд и интересов. Десятки научных центров требовали доступа к ресурсам национальных суперкомпьютеров. Ответом на эти требования и стал новый сетевой проект NSFNET, связавший суперкомпьютерные центры между собой и с сообществами их пользователей. NSFNET вошел в строй в 1986 г. и стал основным инфраструктурным компонентом современного Интернета. Их предтеча, сеть ARPANET, была торжественно закрыта и демонтирована в марте 1990 г.
В том же 1990 г. в Институте по изучению элементарных частиц в пригороде Женевы заработал первый веб-сервер. Технология WWW (World Wide Web) — наиболее популярный на сегодняшний день сервис Интернета — была создана Т. Бернес-Ли и Р. Кейо. В 1993 г. появился популярный веб-браузер Netscape Navigator, сделавший Всемирную паутину доступной для миллионов пользователей.
Сеть становилась все более значимым ресурсом, и пользователи самых разных родов деятельности стали требовать доступа к ней, даже если их работа не имела прямого отношения к научным исследованиям. Сетевые коммуникационные технологии встали на тот же путь диффузии, который двумя десятилетиями ранее проделали компьютерные технологии: имевшие первоначально военное значение, они вскоре доказали свою значимость и доступность для ученых и исследователей, затем для крупного бизнеса, позже для малого бизнеса и, наконец, для простых граждан. С 1993 г., по мере того как инфраструктура Интернета частично приватизировалась, были сняты последние ограничения на коммерческое и частное использование глобальной сети Интернет.
Конечно, первопроходцы глобального виртуального пространства пожинали плоды субсидировавшихся государством исследований и разработок, поскольку маловероятно, что микрочипы и интерактивные компьютеры могли бы стать доступны людям сегодня, если бы военно-промышленный комплекс несколько десятилетий назад не посчитал их необходимыми для национальной безопасности. Но энтузиасты-любители, без которых также не было бы сегодняшней глобальной сети, были бесконечно далеки от интересов национальной безопасности и большой науки. Их интересовало, что человек может сделать со своим компьютером у себя дома, собственными руками и по доступной цене. Если
бы не эти люди, компьютерные и сетевые технологии так и остались бы дорогостоящими атрибутами военных лабораторий, государственных учреждений и крупных корпораций.
Так, с самого начала важнейшие компоненты и популярные приложения сетевых компьютерных коммуникаций возникали скорее вопреки, нежели благодаря замыслам заказчиков и спонсоров, «паразитируя» на технологиях, создаваемых для иных целей.
Электронная почта — один из старейших и наиболее популярных по сей день сервисов Интернета — появилась на свет благодаря «злоупотреблению служебным положением» и «нецелевому использованию технических средств». Сотрудники и грантополучатели ARPA, работавшие в различных научных и исследовательских организациях, создавая систему, позволяющую нескольким десяткам или сотням программистов на своих рабочих местах напрямую взаимодействовать с центральным сервером, закладывали основание под первые виртуальные общины. Рано или поздно у них возникла бы идея, не вставая из-за стола, обмениваться с коллегами мыслями и находками посредством своих терминалов. Электронная почта появилась благодаря именно такой потребности, как побочный продукт основного проекта.
Глобальная сеть Usenet была создана группой студентов университета Северной Каролины, искавших доступный по цене способ коммуникации между отдельными компьютерными сообществами, не обладавшими в то время дорогостоящим и ограниченным доступом к высокоскоростным национальным сетям, таким как ARPANET.
BBS (Bulletin Board System) создали в 1979 г. любители из Чикаго, которым надоело ездить друг к другу через весь город, чтобы перенести программы с одного компьютера на другой. BBS — наиболее простой и дешевый сетевой сервис: достаточно установить на домашнем компьютере специальную, как правило, доступную программу и подключить его к телефонной сети, чтобы каждый желающий, знающий номер вашего телефона, смог установить удаленный доступ и воспользоваться информационными ресурсами вашего компьютера. Технология BBS широко использовалась в начале 1990-х годов в некоммерческом сегменте Интернета, оказавшись незаменимым инструментом для правозащитных, активистских (в том числе экстремистских) движений и организаций.
19-4386
ном времени. Телевидение, радио и телефон имеют высокую скорость передачи сообщения, однако эффективность этих средств коммуникации ограничена: адресат (например, адресная группа избирателей данного региона) может отсутствовать на месте в силу разницы поясного времени или других причин. Даже факсимильные сообщения могут быть задержаны на занятой телефонной линии. Интернет — единственное средство коммуникации, соединяющее в себе скорость спутниковой связи с терпением мальчика-рассыльного, ожидающего у двери появления адресата.
Наряду с этими преимуществами интернет-технологии обладают и определенными издержкамипри передаче информации. Прежде дорогостоящие информационно-коммуникационные технологии были доступны только политической и деловой элите. Распределенные компьютерные сети способствуют дисперсии контроля и власти, а технологии производства компьютерных компонентов снижают предельные издержки информации и коммуникации. Возможности распространения, сбора и интерпретации информации более не являются исключительной прерогативой государства. Хотя производственные мощности компьютерной индустрии довольно дороги, низкие предельные издержки и экономия от масштабов производства электронных компонентов делают персональные компьютеры, факсы, спутниковые принимающие устройства доступными широкой публике по приемлемым ценам.
Фиксированные издержки для индивида, стремящегося стать генератором (а не только получателем) информационных посланий, существенно варьируются в зависимости от выбранных медиа. Компьютер, стоимость которого исчисляется сотнями долларов, располагается где-то в середине спектра, скорее ближе к почтовой марке, чем к телевизионной студии. При этом если стоимость почтовой марки (равно как и стоимость минуты эфирного времени) постоянно растет, стоимость отдельного послания в сети радикально падает в реальном выражении. Что касается международных коммуникаций, здесь электронная почта не знает себе равных по стоимости послания, даже в сравнении с телефоном, телеграфом или факсом.
Отметим преимущества Интернета перед другими средствами передачи информации, имеющими политические и географические ограниченияв ее распространении. География ограничивает традиционные средства коммуникации физически, в то время как государственные институты ограничивают их функционально. Традиционные средства массовой информации способны покрывать значительные площади земной поверхности, однако их инфраструктура (издательские, вещательные мощности) относится к катего-292
рии недвижимости. Сотовые телефоны, спутниковые системы, видеокамеры и другие новейшие коммуникационные достижения идут в ногу со временем, однако в отношении географической независимости они все еще несопоставимы с глобальными компьютерными сетями. Обмен информацией в архитектуре Интернета осуществляется таким образом, что географическое положение и национально-государственная принадлежность как источника, так и адресата послания перестает быть сколь-нибудь значимым фактором. В отличие от обычного почтового ящика электронный почтовый ящик доступен его владельцу, в какой бы точке планеты он ни находился.
Традиционные средства коммуникации зависимы от пропускной способности «критических узлов». Это дает государству возможность контролировать поток информации и вмешиваться в него. В противоположность этому сетевая архитектура Интернета была изначально спроектирована таким образом, чтобы исключить зависимость от критических узлов и централизованного контроля, обеспечить функционирование информационного обмена даже в ситуации целенаправленных внешних атак и искусственных помех. Благодаря технологии маршрутизации и переадресации пакетов данных Интернет интерпретирует цензуру в том или ином узле как помеху и просто обходит данный узел.
Несомненны преимущества Интернета и в плане содержательнойобработки информации. Для традиционных средств коммуникации всегда была актуальна дихотомия содержания: образ против структурированных данных. Людям удобнее общаться посредством образов: визуальных, звуковых или осязаемых. Образы способны вызывать эмоциональную реакцию, превосходящую ту, что вызвает «голая» информация. Именно с этим связан так называемый эффект CNN. Образная информация лучше откладывается в памяти.
Структурированные данные имеют свои преимущества. Они пластичны (ими можно манипулировать), доступны машинному чтению, поддаются вызову из базы данных, фильтрованию, упорядочению, изменению и повторной передаче в измененном виде, что недоступно образной информации. Изобретение факса в свое время открыло возможность передачи визуальной и текстовой информации по телефонным сетям. Однако информация, получаемая посредством факса, не поддается машинному чтению, манипулированию и повторному использованию, поскольку, хотя и передается в виде электронных битов, по сути, является набором черных и белых точек. Только цифровые компьютерные технологии снимают эту дихотомию образной и структурированной информации. Благодаря свойству мультимедийности в одном пакете данных, путешествующем по компьютерным сетям, можно переда-
рования демократического процесса: право обращения с петициями к властям соответствует диалоговому типу коммуникаций между гражданами и государством; свобода слова обеспечивает демократический монолог, распространение информации; свобода собраний закрепляет многосторонние связи в публичных дебатах.
Многостороннее качество публичных дебатов обеспечивается тогда, когда каждый участник имеет возможность слышать и быть услышанным. Демократические архетипы — народные собрания в Древней Греции, Великом Новгороде и колониальной Новой Англии — примеры такого рода коммуникации. В современных демократиях подобные народные собрания в физическом пространстве и времени неосуществимы, традиционные коммуникационные технологии — телевидение, телефон и т.д. — не способны адекватно технически обеспечить их. Только виртуальное пространство сетевых коммуникаций дает такие возможности.
С началом информационной (цифровой) революции происходит размывание границ между коммуникациями различных типов и технологий, между телефоном, телеграфом и телевидением, радио и прессой. Единый физический носитель — провода, оптиковолоконные кабели или микроволны — способен нести одновременно такого рода сообщения, которые в прошлом были жестко разделены между отдельными медиасредствами. Функциональная специализация коммуникационных медиа исчезает, ей на смену приходит мультимедийность. Сетевой компьютер может функционировать и как телевизор, и как телефон, и как газета (и даже как радио).
Вернемся к нашему рисунку. Идеал демократии располагается в его правом верхнем углу, соответствуя положению, когда идеи свободно конкурируют на общественно-политическом рынке, участники которого — производители и потребители информации. Прогресс компьютерных технологий должен коррелировать с расширением доступа населения к интерактивным коммуникациям.