Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие учителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения в рамках школьного ПМПк и ТОПМПК, обеспечивающее системное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. ТОПМПК, школьный ПМПк предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ЗПР.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами ГКОУ СО «СКОШИ № 18»: библиотекой им. Горького, Домом Народного творчества, спортивно-оздоровительными комплексами «Уралмаш», «Калининец», «Локомотив – Изумруд»; Управлением социальной защиты населения Орджоникидзевского р-на, Детской поликлиникой № 15, Детским фондом «Шанс», Детской железной дорогой.
Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с задержкой психического развития;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Комплекс условий коррекционной работы включает:
1) Психолого-педагогическое обеспечение:
• обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями ТОПМПК. Школа функционирует в режиме полного рабочего дня. Учебные занятия проходят в одну смену. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Расписание уроков составляется учетом требований СанПиН. Все учащиеся обеспечиваются 3-х разовым сбалансированным бесплатным горячим питанием (для групп с ночным пребыванием – 5-разовое питание). Во второй половине дня для учащихся 1-4 классов организованы группы продленного дня. Проводятся: самоподготовка, занятия в кружках дополнительного образования, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, осуществляемые учителями, воспитателями, учителями-логопедами, педагогом-психологом, внеклассные мероприятия.
• коррекционно-развивающая направленность образования учащихся с задержкой психического развития достигается благодаря использованию на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий: коррекционно-развивающих, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, проектной деятельности, помогающих учащимся в получении начального общего образования;
• школа обеспечивает индивидуальное обучение на дому с учащимися по заключению клинико-экспертной комиссии (КЭК). Содержание образования определяется для детей с задержкой психического развития исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Социализация обучающихся обеспечивается через участие во внеклассных мероприятиях, систему индивидуальных коррекционных занятий.
• здоровьесберегающие условия в образовательном учреждении обеспечены соблюдением охранительного режима в образовательно-воспитательном процессе:
– составление расписания с учетом умственной работоспособности обучающихся,
– организация дневного сна для первоклассников,
– организация динамических пауз во время образовательного процесса, соблюдение режимных моментов,
– организация прогулок для учащихся, посещающих группу продленного дня (ГПД),
– проведение индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися как в первой, так и во второй половине учебного дня.
• лечебно-оздоровительная и профилактическая работа проводится медицинскими работниками и педагогами: комплексное медикаментозное лечение и профилактика, спортивные мероприятия, работа кружков спортивно-оздоровительного направления.
2) Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются, компьютерные коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
3) Кадровое обеспечение
Образовательное учреждение обеспечено специалистами: учитель-логопед — 4 человека, учитель-дефектолог — 1 человек, педагог-психолог - 1 человек, социальный педагог — 1 человек, врач-психиатр — 3 человека, врач-педиатр — 1 человек, школьная медсестра — 1 человек.
4) Материально-техническое обеспечение
Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:
• кабинет педагога-психолога;
• 2 логопедических кабинета;
• медицинский, прививочный кабинеты и изолятор;
• кабинет территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии;
• столовая на 250 посадочных мест;
• спортивный зал, спортивная площадка.
5) Информационное обеспечение
Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса дает возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса к информационно - методическим фондам и базам данных, системным источникам информации, наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а так же учебно-наглядных пособий и т.д.
В школе имеется 13 мультимедийных комплексов (ноутбук, проектор, экран).
У школы есть внешний ресурс - официальный сайт - www.ekb-school18.ucoz.ru. Сайт активно используется для привлечения родителей к интересам детей, школы, общей организации образовательного процесса.