От Ленинграда до Праги
Вячеслав Иванович Храмов родился в 1926 г. в деревне КарповскоеБокситогорского района. В неполные семнадцать лет его вместе с другими юношами направили на лесозаготовки для Ленинграда. А 17 февраля 1943 г. он принял присягу, став бойцом 389 полка, дислоцировавшегося в блокадном Ленинграде.Постоянно полуголодный расчищал вместе с другими солдатами завалы после бомбежек и артобстрелов, нес патрульную службу, копал братские могилы, в то же время продолжал заниматься боевой подготовкой. Особенно запомнилось, как вчетвером несли аэростат воздушного заграждения – не было сил удержать эту махину, готовую под порывами ветра взмыть на пятиметровую высоту, унося за собой четверку обессиленных бойцов. До сих пор помнит блокадную солдатскую баланду, где изредка попадался кусочек свеклы или турнепса. Целые роты были настолько истощены, что не могли двигаться. Так продолжалось до 27 января 1944 г., полного снятия блокады. Всеобщее ликование, объятия, слезы радости, а 28 января – салют, который молодой боец наблюдал, стоя на набережной. Рядом с крейсером «Аврора». Медаль «За оборону Ленинграда», полученная в 1944 г., - первая дляВ.И.Храмова и поэтому, наверное, особенно памятная.После Победы, которую боец встретил севернее Праги, его и других молодых солдат отправили на Дальний Восток, где он в конечном итоге прослужил 7 лет и 8 месяцев срочной службы. В.И.Храмов в боях за Родину был дважды ранен и один раз контужен. Награжден двумя орденами Великой отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией», многими юбилейными медалями, имеет десятки благодарностей Верховного Главнокомандующего. Вот только некоторые из них: за овладение городами Ратибор и Бискау – важными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев на левом берегу Одера; за овладение на территории Чехословакии городом Опава; за прорыв сильно укрепленной обороны противника и разгром группы немецкий войск на Одерском плацдарме и овладение в немецкой Силезии городами Нойштадт, Козель, Штейнау, Зюльц, Краппитц, Обер-глогэу, Фалькенберг.Многие годы получал ветеран благодарные письма от жителей освобожденных городов.Только в 1954 г. Вячеслав Храмов вернулся в родной город. Вся его рабочая биография связана с ремонтно-механическим цехом «Пикалевского глинозема». Был электросварщиком, потом бригадиром слесарей; заочно окончив техникум, работал мастером в инструменталке, начальником бюро нормирования в РМЦ. За мирный труд, высокие производственные показатели неоднократно поощрялся руководством предприятия – имеет нагрудный знак «Отличник социалистического соревнования РСФСР» и грамоты Министрества цветной металлургии.Сейчас Вячеславу Ивановичу Храмову семьдесят восемь. Но, несмотря на солидный возраст, память его никогда не подводит. Он помнит названия всех населенных пунктов, где когда-то проходил с боями, помнит и страшный год, прожитый в блокадном Ленинграде («Алюминевая Вертикаль», № 5, май 2005).
№ 6. Прочитайте отрывок. К какому функциональному стилю его можно отнести? Выделите в тексте шаблоны. Охарактеризуйте интонацию и тембр
голоса говорящего. «Переведите» отрывок в: а) разговорный стиль, б) публицистический стиль.Считаю своим долгом выразить вам от имени Союза писателей СССР, - говорил он голосом диктора, повествующего об авиационной катастрофе, - решительное возмущение безответственной и дерзкой выходкой всячески разрекламированного вами так называемого молодого литератора Акашина В.С., замахнувшегося в своем телевизионном выступлении на одно из самых высших духовных завоеваний нашего общества…. Для дачи объяснений предлагаю вам явиться в правление завтра в двенадцать ноль-ноль. При себе иметь писательский билет. (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).
№ 7. В каких функциональных стилях используются слова:
а) биография, б) биографический текст, в) досье;
а) прибыл, б) пришел, в) приволокся;
а) диссертационное исследование, б) нетленка, в) диссертация;
а) пожалеть, б) призреть, в) выразить сожаление;
а) пиит, б) поэт, в) рифмоплет.
№ 8. Для каких функциональных стилей характерно употребление вариантов названий газет и журналов: а) Советская Россия, Савраска, б) Вопли, Вопросы литературы, в) Литобоз, Литературное обозрение, г) Литеж, Литературный еженедельник.
№ 9. Прочитайте рекламное объявление. Какие стилистические требования предъявляются к рекламным объявлениям? Исправьте допущенные ошибки. Детский лагерь в Подмосковье «Каролина» приглашает на отдых девочек в возрасте 7-14 лет хорошо и весело провести детский отдыхна весенние каникулы и принять участие в исключительной креативной программе и проявить все свои творческие способности и таланты.
№ 10. Прочитайте фрагмент. Объясните разницу стилей и выбор речевых средств. Найдите примеры разговорного стиля. – На полтинник вместо орленка, как подачку, трудовуху бросили. В переводе с номенклатурного на общечеловеческий это означало, что к пятидесятилетнему юбилею Николаю Николаевичу вместо ордена Ленина дали всего-навсего Трудового Красного Знамени (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).
№ 11. Напишите реферат на темы: а) Научный стиль и его особенности; б) Особенности разговорной речи; в) Роль метафоры в разговорно-бытовой речи; г) Особенности языка русского писателя; д) Роль художественной детали в прозе (на примере рассказов: а) Н.В.Гоголя, б) А.П.Чехова, в) В.М.Шукшина).