Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации

Современные средства ИКТ и их использование в общем среднем образовании приводят к тому, что наряду с общением школьников и учителей появляется общение учителей и учеников с компьютером и установленным на нем программным обеспечением. Изучение возможностей организации такого диалога оказывается очень существенным с точки зрения построения эффективных систем обучения.

Современный учитель должен знать и учитывать особенности организации диалога с разными средствами ИКТ, применяемыми для обучения школьников.

Организация диалога в каждом конкретном средстве ИКТ несет в себе две основные функции: диалог для управления компьютерной программой и диалог, организованный в терминах предметной области, в которой происходит обучение школьников. При этом организация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога учащегося с учебным средством ИКТ.

С определенной долей допущения такой диалог можно трактовать как информационную технологию ввода информации в компьютер и вывода информации для ее изучения учеником или учителем.

Очень часто траектория общения учителей, учеников и компьютеров заранее не прогнозируема и задается содержательными направлениями, которые порождаются в ходе самого диа­лога. В большинстве средств ИКТ, применяемых в общем среднем образовании, заранее задаются те «ветви иерархии», по которым движется процесс, инициируемый учениками или учителями. Ес­ли педагоги ли учащиеся попадут не на ту «ветвь», компьютер выдаст «репли­ку» о том, что пользователь ошибся и «забрел» не туда, куда предусмотрено логикой работой средства ИКТ, и что необходимо повторить попыт­ку или начать с просмотра другой ветви, что совершенно не характерно межличностному общению людей.

Современные средства ИКТ, применяемые в образовании сами не обеспечивают процессов творчества даже в том случае, когда они осуществляют учебное имитационное моделирование, задают режим «интеллектуальной игры», несмотря на то, что именно в этой форме обучения применение ИКТ наиболее перспективно. Подобные средства информатизации помогают учителю создать такую обучающую среду, которая не предопределяет формирование мышления школьников, а способствует такому формированию.

В процессе работы школьников со средствами ИКТ изменяется и личностная регуляция мыслительной деятельности: повышается роль защитных механизмов личности, субъективный уровень достижимости цели, перестраиваются механизмы контроля деятельности, тран­сформируется мотивация. Воздействие на мотивационную сферу позволяет управлять целеобразованием. Можно предположить, что возникает новая форма общения между участниками образовательного процесса, опосредствованная использованием в образовании средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Интерактивность большинства средств ИКТ, применяемых в системе общего среднего образования, означает, что школьнику предоставляется возможность активного взаимодействия с компьютерной программой. Должны быть созданы единообразные условия для учебного диалога обучающегося и средств информатизации – диалога, принципы организации и стиль которого не зависят от специфики конкретной методической системы обучения или применяемой технологии информатизации.

Следует отметить, что под диалогом чаще всего подразумевается такой обмен информацией, в котором участвуют две стороны. В науке встречается более широкое понимание диалога, причем основным его признаком считается не обмен речевыми сообщениями собеседников, а наличие нескольких позиций.

Язык диалога, организованного средством ИКТ, должен одновременно удовлетворять двум противоречивым требованиям: быть максимально близким к естественному языку и поддаваться формализации для обеспечения надежной работы подсистем анализа сообщений. Очевидно, что выполнение данного требования влечет за собой ряд проблем: общение пользователя со средствами ИКТ на естественном языке очень удобно для школьников, но трудно реализуемо в процессе создания конкретных средств информатизации.

Общение на естественном языке может быть организовано для разных средств ИКТ за счет специальной системы, включающей предредактор и блоки морфологического, синтаксического и семантического анализа. Наибольшие трудности вызывает смысловая неоднозначность многих слов и словосочетаний. Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать введение некоторых незначительных ограничений (по возможности максимально единообразных и универсальных) на естественный язык учителей и школьников, которые не оказывают существенного влияния ни на деятельность обучаемых, ни на их отношение к информационным технологиям.

Оптимальным при работе с образовательными средствами ИКТ можно считать единый уровень взаимодействия, соответствующий диалогу учителя с одним учеником.

В случае использования корректных подходов к созданию образовательных средств ИКТ, ими моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором создаются условия для развития мотивации и правильного формирования личности учащегося, обеспечивается благоприятный эмоциональный климат обучения в школе.

Наряду с этим важной предпосылкой эффективного диалога между обучаемым и средством ИКТ является соблюдение социальной дистанции. Как известно, сокращение этой дистанции, обычно выражающейся в фамильярном обращении с собеседником, в условиях обучения приводит к утрате авторитета педагога. В практике школьного обучения с использованием ИКТ этот недостаток выражается в обращении «на ты», в злоупотреблении юмором, в результате чего у школьников может возникнуть желание поставить обучающее средство ИКТ в тупик. Такое же стремление появляется у учащихся и в тех случаях, когда социальная дистанция неоправданно велика, когда реплики компьютера даются в категоричной форме, задевающей самолюбие школьников.

Наибольшее значение должна иметь педагогическая направленность диалога, то есть направленность на достижение учебных целей. Другим существенным требованием, предъявляемым к диалогу между обучаемым и средством ИКТ, должно быть требование простоты и минимальности времени ввода ответа. Необходимо так построить диалог, чтобы обучаемые думали о содержании своего ответа, а не о том, как ввести его в компьютер.

Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с образовательным средством ИКТ необходима рациональная организация пользовательского интерфейса. Должна быть обеспечена возможность быстрого освоения правил работы со средством информатизации даже для школьника. Средство ИКТ должно предоставлять структурированный список своих функций, быть способным объяснить свое состояние и действия. При разработке пользовательского интерфейса желательно придерживаться стандартов ведущих фирм-производителей программного обеспечения.

От того, насколько удобен, интуитивно понятен внешний вид и диалоговое взаимодействие между человеком и средством ИКТ зависит дальнейшее отношение обучаемого к конкретной обучающей компьютерной программе.

Обучение с помощью средства ИКТ осуществляется, либо под руководством учителя, либо полностью обучающим средством ИКТ. Систему диалогов следует планировать и строить в зависимости от того, какой из двух вариантов обучения предполагается использовать в образовании.

В случае обучения с преподавателем диалог средства ИКТ со школьником должен быть более кратким, что позволяет сократить время на чтение информации с экрана и соответственно больше времени остается на анализ и принятие решения. Недостаток информации, в случае необходимости, может восполнить учитель.

Решению задачи облегчения знакомства и оперирования учителей и школьников со средствами ИКТ способствует унификация и возможная интеграция таких средств. Очевидно, что в этом случае мы получаем существенное взаимное влияние процессов организации компьютерного диалога и унификации средств информатизации образования: унификация способствует единообразию принципов построения интерфейса средств ИКТ и, как следствие, упрощает взаимодействие с обучаемым. В свою очередь, единообразное соблюдение принципов организации диалога является существенным фактором унификации образовательных средств ИКТ.

Наши рекомендации