Использование обратной связи
Обучение обычно является результатом проб и ошибок. Когда ошибки воспринимаются как обратная связь, а не как неудачи, путь можно найти.
а) Конкретизируйте признаки успеха.
Терапевт: «Как вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что вы увидите? Что вы услышите? Что вы почувствуете?»
Если у человека нет никакого способа, с помощью которого он сможет определить, достиг ли он своей цели, то он не почувствует удовлетворения от своего достижения, он может даже не понять, что достиг успеха. Такое часто бывает, когда цель абстрактная, например:
«Я хочу быть компетентнее».
Человек может быть компетентным во многих отношениях, но при этом он может не чувствовать себя успешным, потому что он не определил, ни что такое успех, ни каковы признаки успеха.
Чтобы помочь клиенту уточнить признаки успеха, прежде всего воспользуйтесь Мета-моделью:
Терапевт: «В чем вы хотите быть более компетентным?»
Клиент: «Я хочу быть более компетентным преподавателем».
После этого определите конкретные признаки успеха:
Терапевт: «Когда вы уже будете более компетентным преподавателем, что будет по-другому? Что вы увидите тогда? Что будет подтверждением вашего успеха?»
Клиент: «Я увижу интерес и любопытство на лицах учеников. Я увижу, что они лучше выполняют самые разные задания».
Терапевт: «Что вы услышите?»
Клиент: «Я услышу, как уверенно будут звучать их голоса».
Терапевт: «Что вы почувствуете?»
Клиент: «Я почувствую удовлетворение, когда они начнут мыслить самостоятельно и делать собственные открытия».
Терапевт: «Как конкретно вы узнаете, что ваши ученики мыслят самостоятельно? Что вы увидите и услышите? . . .»
Эта информация необходима также, чтобы оценить достигнутый прогресс.
б) Как оценить достигнутый прогресс.
Терапевт: «Как вы узнаете, что вы движетесь к своей цели?»
Как только клиент определит признаки успеха, он может каждый день оценивать свое поведение: приближает ли оно его к цели или наоборот отдаляет от нее. Эта информация называется обратной связью. Любая обратная связь («теплее» или «холоднее») по своей природе полезна.
Чтобы оценить достигнутый прогресс, клиент:
· Вспоминает, что он хотел увидеть, услышать и почувствовать, когда он достигнет своей цели;
· Видит, слышит и ощущает то, что на самом деле происходит в данный момент;
· Отмечает разницу между первым и вторым.
Если со времени последней проверки эта разница уменьшилась – это означает «теплее». Если она увеличилась – это означает «холоднее».
в) Самокорректировка курса.
В игре «горячо – холодно», когда человек получает обратную связь «теплее», он продолжает двигаться в том же направлении; когда он получает обратную связь «холоднее», он идет в другом направлении. Пробуя идти в разных направлениях и используя обратную связь, он в конце концов успешно достигает своей цели.
В «игре» жизни получается то же самое; адаптация и успех являются результатом экспериментов и использования обратной связи, для того, чтобы приблизиться к своей цели. Другими словами:
«Если то, что вы делаете, не приводит вас к желаемому результату, сделайте что-нибудь другое».
Чтобы клиент получал полезную обратную связь, убедитесь, что свидетельства (признаки успеха) соответствуют цели. Предположим, что цель клиента – так воспитать детей, чтобы они выросли счастливыми и успешными. Если он считает признаками успеха то, что дети ему улыбаются и говорят, какой он замечательный, то, вероятнее всего, он будет обращаться с ними слишком мягко, и поэтому не сможет установить ограничения и обеспечить необходимую дисциплину, а это очень пригодилось бы детям в будущем.
Подстройка к будущему.
а) Вызывание ресурсного состояния и закрепление его с помощью якоря.
Вызовите у клиента состояние, где у него есть нужные ему ресурсы (III. 1.), и поставьте на них якорь. Убедитесь, что эти ресурсы представлены в зрительной, слуховой и кинестетической модальности.
б) Перенесите ресурсы.
Пусть клиент представит себя в той ситуации, где он хочет иметь новые возможности выбора, так, чтобы он видел все вокруг себя, слышал звуки и голоса, чувствовал ощущения и эмоции. Пока он это делает, воспользуйтесь якорем (шаг 1, см. выше), чтобы связать необходимые ресурсы со стимулами, естественно присутствующими в этой ситуации. Таким образом, эти стимулы сами по себе становятся якорями, которые будут автоматически вызывать ресурсное состояние у клиента.
в) Прорепетируйте.
Пока вы держите якорь, пусть клиент войдет в желательную ситуацию с ресурсами и проживет ее от начала до конца, репетируя желательное поведение и использование обратной связи. Это создает внутренний образец, он будет направлять клиента в реальной ситуации. Подобная репетиция также служит заключительной проверкой, дающей клиенту возможность обнаружить любые потенциальные проблемы и заранее сделать необходимые модификации.
Изменение ограничивающих представлений
Часть 1
1. Выявите ограничивающее представление.
Терапевт: «Какой цели вам хотелось бы достигнуть, но вы по опыту знаете, что для вас это невозможно? Есть ли что-то такое, чего вы хотите, но сдерживаете себя потому, что вам кажется, что вы потерпите неудачу или с вами может случиться что-то плохое».
После того, как клиент выбрал цель, к которой он хочет прийти, но считает ее достижение невозможным, выявите ограничивающее представление. Выясните, что происходит в каждой системе представления, когда он думает о достижении этой цели. Что он переживает, когда не может вести себя так, как ему хочется. Внимательно отслеживайте движения глаз и физиологию, связанные с этим представлением. (Поскольку представление – это сочетание систем представления, это синестезия, движения глаз могут быть связаны с несколькими системами представления. Например, взгляд может быть направлен вниз и посредине).
Терапевт: «Почему вы думаете, что не сможете этого достигнуть? Что вам мешает? Как вы узнаете, что потерпите неудачу? Уделите достаточно времени, чтобы подумать об этом».
Как только вы выявите ограничивающее представление и определите характерные движения глаз, вы, вероятнее всего, обнаружите, что клиент одновременно видит образы прошлых неудач, ведет пессимистический внутренний диалог с самим собой и переживает неприятные чувства; все это перепутано и вызывает некоторое замешательство. Кинестетический компонент обычно осознается и заслоняет собой другие компоненты, что не способствует ясному пониманию. Это не стратегия, не последовательность систем представления, но, скорее, синестезия, где все компоненты сгруппированы и усиливают друг друга (как в молекуле). Сравните полученную молекулу синестезии с представлением о желаемом поведении.
Терапевт: «Подумайте о вашей цели. Это образ? Слова? Чувства?»
Обычно цель клиента находится в одной из систем представления, чаще всего это зрительный образ. Когда клиент старается достичь своей цели, молекула синестезии, состоящая из зрительного, слухового и кинестетического компонентов, оказывает гораздо более сильное влияние и мешает ему.
2. Разделите молекулу синестезии на составляющие ее компоненты и разместите каждый компонент в соответствии с его системой представления.
Терапевт: «Войдите в то переживание, где вы чувствуете свою неспособность достигнуть желаемой цели. Возьмите чувства, связанные с этим, и переведите свой взгляд вниз и вправо, продолжая чувствовать это. Вот так. Просто возьмите это чувство и переведите свой взгляд вниз и вправо, продолжая чувствовать это. Потом снова направьте свой взгляд посредине и заметьте все звуки или слова, которые слышатся вам. Как только вы их услышите, переведите свой взгляд вниз и влево. Затем снова направьте свой взгляд посредине, возьмите все картины, которые там есть и переместите их вверх и влево, где вы сможете их увидеть. Вернитесь обратно к тому месту, где вам представляется «неудача», заметьте, что там еще осталось и рассортируйте оставшиеся компоненты. Поместите чувства вниз и вправо, внутренний диалог вниз и влево, образы – вверх и влево».
Если клиенту трудно разделить это представление на компоненты, например, если он не может отделить образы от чувств, помогите ему, используя субмодальности. Вы можете предложить ему поместить образы в рамки и отодвинуть их подальше, а потом переместить их вверх и влево. Или вы можете предложить ему сначала уменьшить громкость голоса до шепота, а потом переместить его вниз и влево. Воспользуйтесь вашим воображением и обратной связью, которую дает вам клиент, чтобы достичь успеха, потому что каждый человек уникален.
Когда вы работаете, сядьте рядом с клиентом, используйте ваше тело, жесты, чтобы помочь ему; вы можете протянуть руку, взять эти представления и отделить их друг от друга; вы можете взять образы и физически передвинуть их в другое место, помогая переместить их в пространстве.
3. Выясните, каково положительное намерение этих слов и чувств.
4. Помогите клиенту понять, каково положительное намерение этих чувств, какую информацию они несут в себе, а затем проделайте то же самое со словами; выясните, какое они имеют отношение к желаемой цели.
Терапевт: «Посмотрите вверх и вправо, чтобы увидеть цель, которой вы хотите достигнуть. Теперь давайте вернемся к чувствам, которые мы поместили вот сюда (терапевт указывает рукой вниз и вправо). Когда вы переживаете только эти чувства, без слов, без образов – что вы чувствуете тогда? Как бы вы описали свои чувства сейчас? Это неприятно?»
Помогите клиенту понять, какую полезную информацию он может получить от этого чувства и как он может ей воспользоваться для достижения своей цели.
Терапевт: «О чем это чувство сообщает вам? Как вы можете использовать его для достижения вашей цели? Какое чувство вам хотелось бы иметь? Что происходит, когда вы немного передвигаете это чувство или когда оно начинает распространяться на более широкую область и становится менее интенсивным?»
Как только чувство отделено от молекулы синестезии, это просто чувство. Можно изменить рамку восприятия этого чувства, можно думать о нем по-другому. Например, разница между приятным и неприятным волнением только в том, как мы его истолковываем, а не в самой физиологической реакции.
Терапевт: «Сначала посмотрите на свою цель. А теперь давайте перейдем к словам. Много ли там слов или всего несколько? Чей это голос? Что он говорит? Послушайте только этот голос, не обращая внимания ни на образы, ни на чувства. Каково положительное намерение этого внутреннего голоса? Какое отношение он имеет к вашей цели? Или это просто старая привычка?»
Если голос принадлежит не самому клиенту, а кому-то из его прошлого, или это просто старая привычка, то он относится не к внутреннему диалогу клиента (взгляд вниз и вправо), а, скорее, к слуховой памяти (взгляд по горизонтали и влево). Предложите клиенту сохранить содержание того, что говорит голос, но изменить его тон. Изменяя тон голоса, клиент меняет метасообщение, в котором и заключается значение сказанного. Например, он может изменить субмодальности голоса своей матери и превратить неодобрительную интонацию в интонацию удивления, тогда вместо:
«Ты не можешь этого сделать!»
выйдет:
«Ты не можешь сделать этого?»
Терапевт: «Переместите голос другого человека или старый диалог выше и влево и послушайте его. Какое изменение субмодальностей (с тем же самым содержанием) подойдет лучше, чтобы выразить намерение этого голоса и будет полезным для достижения вашей цели? Какой голос теперь остается внизу, в области внутреннего диалога. Как бы вам хотелось разговаривать с собой? Может быть, небольшое изменение тона или расстояния, или местоположения покажется вам уместным?»