Ключ к символам на полях

Как опередить конкурентов

С помощью

Нейро-лингвистического программирования

Киев 1997

Managing with the Power of NLP

Neuro-Linguistic programming for Personal Competitive Advantage

David Molden

Future Skills

Pitman Publishing

Победителями будущего будут те, кто научится инициативно справляться с хаосом.

Человеческий ум — самый мощный компьютер на Земле. Сейчас у нас есть технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал.

НЛП развивает ваш потенциал в достижении успехов, — создавая порядок из хаоса. Порядок, который может изменяться и развиваться в гармонии с потребностями персонала и бизнеса.

Выйдите за рамки традиционных моделей обучения, чтобы найти новые способы развития компетентности в менеджменте.

“Менеджмент и могущество НЛП” раскрывает тайны НЛП как мощного инструмента для повышения эффективности. Оно дает возможность построить эффективные стратегии обучения для лидерства, общения и инновации, улучшения результатов в постоянно меняющемся мире менеджмента.

Многие из списка 500 лучших руководителей журнала “Форчун” обнаружили, что с помощью техник НЛП можно достичь и мастерства в менеджменте, и личного благополучия. “Менеджмент и могущество НЛП” даст вам возможность достичь того же.

Откройте в себе умения, взгляды и способности, которые дадут вам силы добиваться успехов.

“Отличный инструментарий и для менеджеров, и для консультантов по менеджменту. Дэвид применил огромный диапазон умений и концепций НЛП с той эффективностью и с тем изяществом, которые приобретены годами личного опыта. Благодаря примерам, метафорам и диаграммам книга привлекательна даже для самых ревностных противников жаргона и терминологии НЛП.”

Кэтлин Кинг, преподаватель Лондонской Школы Бизнеса, координатор организационного развития компании RCN, мастер-практик НЛП.

“Наконец-то у нас есть книга, написанная мастером и НЛП, и менеджмента. В этой книге руководителю расшифровывается жаргон НЛП и демонстрируется, как благодаря этой мощной технологии менеджер может стать более эффективным и продуктивным, а бизнес более прибыльным. Эта книга — существенный вклад и в НЛП, и в науку о бизнесе.”

Вайат Вудсмол, доктор философии, Национальный Обучающий Институт НЛП, США.

“Знать себя—это необходимое условие для того, чтобы руководить и управлять другими людьми, эффективно, ответственно и честно. В этой сугубо практической книге дается глубокий, реалистичный и вдохновляющий путь лучше узнать самого себя и других, увидеть новые возможности, и кроме того, эта книга помогает использовать это глубокое понимание.”

Рой Вильямс, председатель Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента.

“Это невероятно ценный труд для всех менеджеров и консультантов, интересующихся “обучающейся организацией” ... В ней есть удивительное богатство важных вопросов с многочисленными практическими примерами и применением НЛП в менеджменте и бизнесе.”

Марвин Ока, мастер-практик НЛП, Международная Ассоциация Тренеров НЛП.

Об авторе

Дэвид Молден—руководитель по обучению в компании “Компьютасентер”, одной из самых быстрорастущих частных компаний в Великобритании, с более чем 1.500 человек персонала и оборотом свыше 500 млн. фунтов стерлингов (1995). Он получил первое образование как инженер по компьютерам, а в 1985 году перешел к менеджменту в сфере услуг. Его растущий интерес к управлению персоналом и к развитию персонала привел его от менеджмента функционирования к менеджменту обучения, где он и занял свой сегодняшний пост как руководитель по обучению персонала в 1991 году. Как один из самых активных специалистов по развитию в течение уже 12 лет, Дэвид Молден сотрудничает с Институтом Развития Персонала, Институтом Менеджмента, Ассоциацией по Обучению и Развитию Менеджмента, и Ассоциацией НЛП. В основном он заинтересован в том, чтобы помогать отдельным людям и организациям развивать свой потенциал к обучению, и с этой целью он активно поддерживает “обучающуюся организацию”, ее цели и принципы.

К области НЛП автора привлекло его глубокое стремление работать с самыми передовыми и эффективными технологиями изменения. Он член Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента, Института Менеджмента и один из основателей компании “Парагон”—международной сети бизнес-консультантов НЛП.

Содержание

Об авторе.............................................................................................................................

Содержание........................................................................................................................

Предисловие.......................................................................................................................

Введение..............................................................................................................................

Нейро... что?........................................................................................................................

Ключ к символам на полях...............................................................................................

Выражаю благодарность..................................................................................................

Вступление..........................................................................................................................

Что такое руководить?......................................................................................................

Обратная связь...................................................................................................................

Выбор....................................................................................................................................

Творческое развитие........................................................................................................

Самосознание.....................................................................................................................

Лидерство............................................................................................................................

Общение...............................................................................................................................

Инновация...........................................................................................................................

Как лучше всего использовать эту книгу......................................................................

Раздел 1: Самосознание..................................................................................................

ГЛАВА 1................................................................................................................................

Абсолютная гибкость........................................................................................................

Ваш автопилот—подсознание.......................................................................................

Что такое гибкость?...........................................................................................................

Как снять ограничения для развития гибкости..........................................................

Идентичность—кто?..........................................................................................................

Ценности и убеждения—Зачем? Почему?.................................................................

Способности—Как? Каким образом?............................................................................

Поведение—Что?..............................................................................................................

Окружение (обстановка)—Где? Когда?........................................................................

ГЛАВА 2................................................................................................................................

От идей к действиям.........................................................................................................

Общие составные части систем передачи информации........................................

Модели мира.......................................................................................................................

Как устроена модель передачи информации НЛП...................................................

Фильтры информации......................................................................................................

Речь.......................................................................................................................................

Память..................................................................................................................................

Вовлеченное (ассоциированное) состояние..............................................................

Отстраненное (диссоциированное) состояние..........................................................

Техника “Взмах”..................................................................................................................

Время....................................................................................................................................

Физиология..........................................................................................................................

Конгруэнтность (согласованность).................................................................................

Оптимальные физиологические состояния...............................................................

ГЛАВА 3................................................................................................................................

Создание руководящего направления........................................................................

Приверженность................................................................................................................

Описание текущего состояния и желаемого состояния.........................................

Глобальный обзор.............................................................................................................

Позиции восприятия........................................................................................................

Разработка своего направления...................................................................................

Конгруэнтность (Согласованность)................................................................................

Хорошо сформированные желаемые результаты....................................................

Достижение результатов.................................................................................................

Способности........................................................................................................................

Интеграция как необходимый катализатор................................................................

ГЛАВА 4................................................................................................................................

Владение собой.................................................................................................................

Шестая стратегия...............................................................................................................

Страх неудачи.....................................................................................................................

Несоответствие идентичности.......................................................................................

Стратегия шестого состояния........................................................................................

Нечеткие желаемые результаты....................................................................................

Неприязнь к задаче...........................................................................................................

Метапрограммы..................................................................................................................

Моделирование..................................................................................................................

Недостаток умений............................................................................................................

Быть мотивированным—состояние шестой стратегии!...................................

РАЗДЕЛ 2.............................................................................................................................

Лидерство............................................................................................................................

ГЛАВА 5................................................................................................................................

Время....................................................................................................................................

Современные метафоры времени...............................................................................

Время как портфель капиталовложений.....................................................................

Прибыль...............................................................................................................................

Риски.....................................................................................................................................

Время, вложенное в себя................................................................................................

1 Оценка обратной связи.................................................................................................

2 Выработка своей идентичности и ценностей.........................................................

3 Формирование миссии и желаемых результатов.................................................

4 Планирование и организация....................................................................................

5 Каналы и методы передачи информации...............................................................

6 Личное развитие.............................................................................................................

Время, вложенное в свою команду...............................................................................

1 Слушание.........................................................................................................................

2 Оценка обратной связи.................................................................................................

3 Оценка рабочих систем.................................................................................................

4 Стратегии обмена информацией..............................................................................

5 Личные желаемые результаты...................................................................................

6 Личное развитие.............................................................................................................

Время, вложенное в других.............................................................................................

1 Заказчики (Покупатели)................................................................................................

2 Место взаимодействия с потребителем..................................................................

3 Другие менеджеры и ваши сверстники....................................................................

4 Профессиональные ресурсы и источники информации.....................................

Режимы времени...............................................................................................................

Планирование успеха......................................................................................................

ГЛАВА 6................................................................................................................................

Эмпауэрмент.......................................................................................................................

Что такое эмпауэрмент.....................................................................................................

Что дает эмпауэрмент.......................................................................................................

Мощность (Power)..............................................................................................................

Авторитарная культура—мощность принуждения...................................................

Техническая культура—мощность компетентности..................................................

Обучающаяся культура—мощность творчества........................................................

Условия создания мощности творчества....................................................................

Два важных первых урока по эмпауэрменту..............................................................

Урок первый—“легкое решение проблемы”...............................................................

Урок второй—“мой персонал против эмпауэрмента”...............................................

Вопрос уважения...............................................................................................................

ЧЯОЭБИ—“Что я от этого буду иметь?”.......................................................................

Присоединение и ведение.............................................................................................

Переосмысление (рефрейминг)....................................................................................

Лидер, проводящий эмпауэрмент.................................................................................

Лидер как учитель..............................................................................................................

1 Замечать возможности тренировать.........................................................................

2 Согласовать желаемые результаты с персоналом................................................

3 Подбор людей к заданиям............................................................................................

Лидер как тренер по раскрытию способностей.........................................................

Задавание вопросов.........................................................................................................

Советы..................................................................................................................................

РАЗДЕЛ 3.............................................................................................................................

Общение...............................................................................................................................

ГЛАВА 7................................................................................................................................

Нейрологические каналы................................................................................................

Глубже понимать то, как люди мыслят.........................................................................

Состоящий из трех частей сигнал общения...............................................................

Системы представления информации........................................................................

Предпочитаемая система представления информации........................................

Ведущая система представления информации.......................................................

Визуальная система..........................................................................................................

Визуальный язык...............................................................................................................

Визуальные движения глаз.............................................................................................

Визуальное дыхание, жесты, и особенности голоса................................................

Аудиальная система.........................................................................................................

Аудиальный язык...............................................................................................................

Аудиальные движения глаз............................................................................................

Аудиальное дыхание, жесты, и особенности голоса...............................................

Кинестетическая система................................................................................................

Кинестетическая речь.......................................................................................................

Кинестетические движения глаз...................................................................................

Кинестетическое дыхание, жесты, и особенности голоса......................................

Внутренний диалог............................................................................................................

Вопросник по системам представления информации............................................

Как интерпретировать результаты................................................................................

Субмодальности.................................................................................................................

Визуальные субмодальности..........................................................................................

Аудиальные субмодальности.........................................................................................

Кинестетические субмодальности................................................................................

ГЛАВА 8................................................................................................................................

Сила слова..........................................................................................................................

Намерение, цель и результат.........................................................................................

Речь как фильтр опыта.....................................................................................................

Размер частей информации...........................................................................................

Искусственно туманная речь..........................................................................................

Мета-модель........................................................................................................................

Номинализации (Отглагольные существительные).................................................

Неуточненные существительные..................................................................................

Неуточненные глаголы.....................................................................................................

Потеря субъекта.................................................................................................................

Сравнения...........................................................................................................................

Чтение мыслей...................................................................................................................

Причина и следствие........................................................................................................

Комплексная равнозначность.........................................................................................

Подразумеваемые предпосылки...................................................................................

Кванторы общности...........................................................................................................

Обобщения..........................................................................................................................

Модальные операторы необходимости.......................................................................

Модальный оператор возможности..............................................................................

Рамки (фреймы) информации.......................................................................................

Рамка экологии...................................................................................................................

Рамка результата...............................................................................................................

Рамка проверки соответствия........................................................................................

Рамка подтверждающих признаков..............................................................................

Рамка “как-будто”................................................................................................................

Рамка обратного прослеживания..................................................................................

Переосмысление (рефрейминг)....................................................................................

Метафора.............................................................................................................................

Конгруэнтность (согласованность).................................................................................

ГЛАВА 9................................................................................................................................

Влияние и убеждение......................................................................................................

Доверие................................................................................................................................

Похож на меня—нравишься мне...................................................................................

Процесс общения—модель ТОТЕ.................................................................................

Раппорт (Взаимопонимание)..........................................................................................

Сенсорная информация..................................................................................................

Острота восприятий..........................................................................................................

Калибровка..........................................................................................................................

Подстройка..........................................................................................................................

Присоединение и отзеркаливание...............................................................................

Присоединение к ценностям..........................................................................................

Культурные ценности........................................................................................................

Организационные ценности...........................................................................................

Групповые ценности.........................................................................................................

Ролевые ценности.............................................................................................................

Личные ценности...............................................................................................................

Ведение................................................................................................................................

Якорение..............................................................................................................................

Первый пример ситуации: переговоры.......................................................................

Второй пример ситуации: расследование происшествия.....................................

ГЛАВА 10..............................................................................................................................

Как воздействовать на аудиторию................................................................................

Цель, намерение, и желаемые результаты................................................................

Содержание—сам материал..........................................................................................

Подача материала.............................................................................................................

Как установить контакт с каждым в отдельности.......................................................

Как упорядочить материал..............................................................................................

Юмор.....................................................................................................................................

Метафоры............................................................................................................................

Заметки.................................................................................................................................

Речь.......................................................................................................................................

Управление состоянием..................................................................................................

Идентичность......................................................................................................................

Ценности и убеждения.....................................................................................................

Как установить контакт с аудиторией...........................................................................

Пре-фрейминг (Предварительные рамки)..................................................................

Физиология..........................................................................................................................

Дыхание...............................................................................................................................

Жесты....................................................................................................................................

Голос.....................................................................................................................................

Как справляться с вопросами слушателей.................................................................

Гипотетические и оценивающие вопросы.................................................................

Вопросы и заявления запутавшихся............................................................................

Личная атака.......................................................................................................................

Прямое оспаривание........................................................................................................

Как использовать свое тело............................................................................................

РАЗДЕЛ 4.............................................................................................................................

Инновация...........................................................................................................................

ГЛАВА 11..............................................................................................................................

Личное творчество............................................................................................................

Что такое творчество и инновация?.............................................................................

Препятствия творчеству и инновации.........................................................................

Привычные процессы мышления.................................................................................

Действия “во-времени”....................................................................................................

Убеждения и ценности.....................................................................................................

Речь.......................................................................................................................................

Типы проблем в организациях.......................................................................................

Сужающиеся проблемы...................................................................................................

Разветвляющиеся проблемы.........................................................................................

Сопротивление изменениям..........................................................................................

Мелкая рыбешка................................................................................................................

Визуализация.....................................................................................................................

Принятие решений на ходу............................................................................................

Ваше естественное состояние творчества.................................................................

Как снять свои блоки.........................................................................................................

Взбодрить мозг...................................................................................................................

Развитие творчества........................................................................................................

Эмоции.................................................................................................................................

Питание................................................................................................................................

Связь физического и умственного................................................................................

ГЛАВА 12..............................................................................................................................

Групповое творчество......................................................................................................

Решающий вопрос............................................................................................................

Источники проблем...........................................................................................................

Восприятие..........................................................................................................................

Взаимоотношения.............................................................................................................

Недоверие...........................................................................................................................

Территория..........................................................................................................................

Ответственность и полномочия.....................................................................................

Планировка работы...........................................................................................................

Уровни обучения, общения и изменения...................................................................

Техники.................................................................................................................................

Многочисленные точки зрения.......................................................................................

Стратегия Уолта Диснея..................................................................................................

Мечтатель.............................................................................................................................

Практик.................................................................................................................................

Критик...................................................................................................................................

Использование стратегии...............................................................................................

Диснеевские позиции восприятия...............................................................................

Стратегия Эйнштейна......................................................................................................

Техника.................................................................................................................................

Представление в виде рисунков...................................................................................

Представление в виде моделей....................................................................................

Эпилог...................................................................................................................................

Глоссарий терминов НЛП...............................................................................................

Литература..........................................................................................................................


Предисловие

З

а последние 25 лет идея личностного развития перешла в развитии менеджмента и персонала с далекой обочины на первый план. Отчасти это произошло благодаря переходу от стратегий “контроля” к стратегиям “приверженности” в управлении организациями. Специалисты, работающие в рамках господствующей модели управления “планирование, мотивация и контроль”, не видят особого смысла в той идее, чтобы персонал сам заботился о своем обучении, отбрасывают эту идею как “несерьезную”, или скажем, “калифорнийскую” *. Но в плоских, децентрализованных структурах без излишеств, руководителям оказывается труднее контролировать, и они волей-неволей вынуждены развивать приверженность—задействовать сердца и умы людей, поощрять их расти к своим полным способностям и возможностям.

Этот переход привел к возникновению широкого спектра методов личностного развития. НЛП действительно родилось в Калифорнии, но оно много попутешествовало. Я сам вырос во времена “Битлз”, “CND” и книги “Ловушка 22”, и всегда остерегался “программирующих” подходов к развитию человека. Обладая значительной силой с создании мощных техник, такие подходы вместе с тем представляют собой некоторую опасность, когда воспринимаются как завершенные, самодостаточные, не нуждающиеся в альтернативах. Многие из моих лучших друзей получили образование как инженеры, ученые и специалисты по информатике, они любят свои традиционные модели, карты мышления и социальные технологии—и они действительно делают какое-то добро в мире. Как заметил Будда: “Лучше сделать немного добра, чем писать сложные книги”.

Эта книга проникнута открытостью, энтузиазмом к обучению и дружественностью Дэвида Молдена. На личностное развитие Дэвида сильно повлияло НЛП, в котором есть глубокое понимание моделей мышления, творчества, раскрытия способностей личности и группы. Здесь вы можете увидеть некоторые результаты этого обучения. Книга написана очень ясно и с заметной самоотдачей. В ней есть полезные модели и увлекательные упражнения для улучшения человеческого общения. Она экологична, направлена против авторитарности и за культуру обучения в организациях. Что еще вам нужно?

Майк Педлер

Деловой партнер в проекте “Обучающаяся компания” и Руководитель по развитию менеджмента.

Введение

“Что за мастерское создание—человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движеньях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!”

слова Гамлета, “Гамлет”,

Вильям Шекспир

(перевод М. Лозинского)

Ч

еловек, “венец всего живущего”, сейчас проходит стадию навязчивого увлечения информационной технологией. Способности, которые разработали ядерную энергию, космические полеты и другие технологические чудеса нашего века, сейчас усиленно заняты революцией кремниевых микросхем. Ускорение научных открытий за последние 50 лет совершенно поразительно, если вспомнить, что потребовалось более 2.000 лет, от Пифагора до Исаака Ньютона, чтобы понять основы движения нашей Солнечной системы. Одной из причин такого быстрого роста может быть то, что сегодня мы охотнее допускаем изменения. Открытие Галилеем того, что земля находится не в центре вселенной, было запрещено католической церковью. Церковь не стала принимать отличающиеся взгляды Галилея, потому что они противоречили ее убеждениям.

У человеческого ума есть дар инновации и застоя; созидания и разрушения; радости и печали. Ум человека—это к тому же самый мощный на Земле компьютер, и в данный период истории он поглощен бурным ростом информационной технологии. С той поры, как Чарльз Бэббидж построил в девятнадцатом веке первую вычислительную машину, наша одержимость компьютерами привела ко многим новшествам в научных и коммерческих внедрениях. Многие новшества, ставшие возможными благодаря компьютеру, очень остроумны, и все же мне хотелось бы знать, как все может измениться, когда центр изменений и инноваций сместится от вещей к людям; от внешнего наблюдения к внутреннему размышлению; от кремниевой микросхемы к человеческому уму.

Вообразите коммерческую организацию, которая ценит развитие человеческого ума как методологию прогресса. Формулировкой ее миссии * (предназначения) может быть: “Развивать умы и вводить новшества, создавая здоровое, вдохновляющее и обучающее сообщество для блага каждого”. Затем вообразите деловой климат, в котором процессы и проблемы четко отделены от личностей. Наши организации движутся в правильном направлении с помощью таких программ, как “TQM” (“Менеджмент стопроцентного качества”), “Ре-инжиниринг” и “Бест прэктис”. Все эти программы основаны на концепции обучения. Сейчас “Обучающаяся организация” 1 вышла вперед, прокладывая путь для дальновидных команд менеджмента.

Когда-нибудь в будущем мы будем посвящать больше времени обучению тому, как использовать свой ум. Мы научимся мудро общаться и видоизменять мышление еще не открытыми способами. Будущий потенциал нашего мира зависит от развития человеческого ума, и технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал, есть у нас прямо сейчас.

Нейро... что?

В 1976 году Ричард Бендлер и Джон Гриндер 2 встретились в домике на холмах около Санта-Круза и придумали название для своих революционных исследований по человеческому общению. Они пришли к термину “нейро-лингвистическое программирование”, сокращенно НЛП, очень удачному и передающему суть названию. Все же это название многих смущает, и к сожалению, может помешать им глубже исследовать НЛП. Возможно, некоторым людям понятия и жаргон НЛП кажутся настолько необычными, что они предпочитают придерживаться общепринятых теорий. Как обнаружил Галилей, такой тип мышления сдерживает развитие человека, инновации и прогресс вообще.

Возможно, ваше решение прочитать эту книгу означает, что вы стремитесь найти новые точки зрения на обучение, общение и личностное развитие. Может быть, вам любопытно исследовать разные способы мышления и поведения в менеджменте. Точки зрения и разнообразные способы мышления являются основой всего поведения: возьмите, например, различия в мышлении Адольфа Гитлера и Махатмы Ганди, и соответствующие отличия в поведении. То, как мы используем свой ум, определяет наши результаты.

Какими бы ни были ваши мотивы знакомства с этой книгой, если, как все большее количество руководителей, вы хотите развить эффективные навыки общения; если вы хотите достигать большего с заметной легкостью и мастерством—или просто если вы хотите улучшить свои результаты, продолжите со мной это путешествие, чтобы обнаружить могущество НЛП—науки о точках зрения и различиях.

Дэвид Молден

Ключ к символам на полях

На полях находится разнообразная информация.

НЛП Этот символ указывает на один из принципов, лежащих в основе НЛП. Эти принципы окажут вам неоценимую помощь в том, как организовать свое мышление для достижения максимальных результатов.

ключ к символам на полях - student2.ru Этот символ означает подчеркивание основных пунктов обучения, для того, чтобы помочь вам лучше запомнить материал.

ключ к символам на полях - student2.ru Этот символ указывает на упражнение в основном тексте.

Выражаю благодарность

Прежде всего, двум первопроходцам и создателям НЛП—Ричарду Бендлеру и Джону Гриндеру, и тем многим людям, которые изобрели самые разнообразные разработки и применения НЛП. Моим учителям Бреду Велдрону, Вилли Монтейро, Вайату Вудсмолу, Марвину Оке, Ричарду Дилю, Дейву Маршалу, Роберту Смиту, и всем моим студентам, за время, которое они вложили в мое личностное развитие. Роберту Дилтсу за его работу по нейрологическим уровням, его идеи о структурах убеждений и его моделирование Уолта Диснея и Альберта Эйнштейна. Всем остальным, кто сделал вклад в НЛП, и которых было бы слишком долго перечислять, и Патрику Мерливейди за его НЛП страницу на Интернет и списки компаний.

Особая благодарность Бреду Велдрону, Майку О’Салливену и Рею Перкинсу за предоставленные ими уникальные точки зрения на мои идеи и материалы. Джиму Фроуду за его любопытство и высказывания о живущих в Оксфорде, и особенно Джулии, Россу и Чарли за то, что они живут со мной и поощряли мое почти эксцентричное писательство последние четыре месяца.

Вступление

Нейро—что мы делаем с помощью своего мозга.

Лингвистическое—словесный и несловесный язык, который мы используем, чтобы систематизировать и сообщать свои мысли.

Программирование—тот уникальный способ, которым каждый человек собирает все это вместе, организовывая поведение.

Наши рекомендации