Интертипность и интротипность
В психологии известны понятия интроиндивидуальных и интериндивидуальных различий. Интериндивидуальные различия – это различия между индивидами, интроиндивидуальные – это различия в выраженности какой-либо черты у одного и того же индивида в разные периоды его жизни.
Интертипные различия определим как различия между людьми, относящимися к разным типам ИМ. Интротипные – различия в насыщенности одной и той же черты у индивидов, принадлежащих к одному и тому же типу ИМ.
Как появляются интертипные различия? Предположительно это происходит так. Психика ребенка в возрасте до пяти лет проходит три этапа – по степени дифференциации получаемой информации. Механизм селекции сигналов, или код ИМ, трижды трансформируется с последовательным сужением диапазона и увеличением степени сознательности активно воспринимаемых сигналов. На каждом из этих трех этапов происходит разделение людей – «двузубая вилка», пока не образуется код ИМ взрослого человека: 1х2х2х2=8.
Однако типов ИМ не восемь, а шестнадцать, так как шизотимность или циклотимность по Э. Кречмеру (рациональность или иррациональность по К. Юнгу) являются врожденными. Каждый шизотим, как и каждый циклотим, приобретает один из доступных ему восьми кодов ИМ, а 8+8=16.
Код ИМ ребенка, то есть тип его личности, формируется до пятилетнего возраста под влиянием взаимодействия кодов ИМ близких ребенку людей.
В дальнейшем наличие рядом людей с совместимыми или конфликтующими кодами ИМ формирует личность индивида как сильную или слабую, здоровую или нездоровую, хорошо или плохо социализированную, то есть складываются интратипные различия.
Цель данной работы – краткий обзор основных форм информационных отношений между людьми с различными кодами ИМ. Более подробно мы останавливаемся лишь на отношениях, которые нам показались особо значимыми в личной или общественной жизни человека.
Обмен информацией.
Общественная значимость личности определяется особенностями ее психики, ее дифференцированностью. Один человек – лишь носитель одного из шестнадцати равноценных и равноправных типов ИМ, лишь одна из составляющих социального интеллекта. Поэтому большую часть необходимой для существования информации индивид получает не путем своих личных наблюдений и выводов, а от людей с теми или иными типами ИМ.
Люди обмениваются приобретенной информацией. Отношения между двумя типами ИМ – отношения информационные. Для жизни вне общества человеку не хватило бы скорее психических, чем физических сил.
Если интеллект интегрален, то роль отдельного индивида в обществе, особенно в малой группе, его социальную функцию определяет не только и не столько уровень интеллекта, образование, специальность, сколько его тип. Вполне определенно можно говорить о социальной функции каждого типа интеллекта. Проблема реализации типа интеллекта не менее важна, чем проблема реализации его уровня. Каждому необходимо чувствовать, что в окружение, в котором он живет, он вносит определяемый типом своего интеллекта индивидуальный, общественно необходимый элемент. Без такой реализации человек не чувствует органической связи с обществом, отчуждается.
Пространство и поле.
А. Кемпинский заметил, что одно и то же пространство для человека может казаться большим и малым, то есть что чувство достаточного или недостаточного пространства определяется не количеством людей на единицу пространства. Люди одних типов ИМ стесняют нас больше и пространство уменьшают больше, чем люди других типов.
Пространство с такими свойствами можно называть психологическим пространством, то есть пространством, которое формируется другими людьми и при этом – в соответствии с их типами ИМ.
Учитывая асимметричность психики отдельного человека, приходится допустить, что не дуализированному индивиду необходимо гораздо большее пространство, чтобы он не чувствовал притеснения со стороны других людей. Его психологическое пространство при приближении любого случайного человека резко «искривляется», он постоянно напряжен или растерян. Это делает человека беспомощным или злобным, склоняет к затворничеству. При наличии партнера с дополняющим типом ИМ положение меняется. Дело, по-видимому, и в том, что биополя людей с дополняющими психиками сливаются, образуя симметрическое, более обеспеченное иммунитетом от влияния других лиц биополе диады. Оно защищает людей от опасных для них информационных сигналов-раздражителей и увеличивает психическую жизнеспособность.
Видимо, поле диады – физическое явление. Но при настоящем уровне развития точных наук проверяется оно только сенситивами – людьми с повышенной чувствительностью к биополю. Что касается непосредственного и моментального изменения самочувствия и поведения индивидов, допустим, изменения тембра голоса при появлении партнера с дополняющим типом ИМ, то это мы наблюдаем повседневно как закономерность. Самочувствие и поведение меняются даже в тех случаях, когда такими партнерами являются до этого незнакомые, ничего общего между собой не имевшие люди.
Самая обыденная физическая закономерность требует, чтобы полям с определенными свойствами (разные типы ИМ) были присущи определенные отношения и дистанции. Поэтому в группе с появлением нового человека происходит изменение отношений между всеми ее членами. Меняется их положение в пространстве группы. Это обусловливает улучшение или ухудшение их функционирования. Конкретным содержанием или конкретным последствием нарушения функционирования биополя отдельного индивида является улучшение или ухудшение обмена информацией с окружением.
Это одна из причин, почему человеку небезразлично, на каком расстоянии от него находятся определенные люди. С одними в интересах своего психического равновесия нужно общаться непосредственно, с другими – через посредников. Пространство, в котором типы ИМ расположены правильно, кажется свободным. При неправильной расстановке партнеры чувствуют себя зажатыми, притесненными, становятся агрессивными или испытывают депрессию.
Соприкосновение с природой большинству из нас кажется благотворным не только из-за ощущения непосредственного влияния природных благ на «чистый воздух», но и из-за того, что на лоне природы естественно увеличиваются расстояния между людьми, уменьшается искривляемость психологического пространства.